E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как -3

3 м/c,

ю-в.

743мм 96%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Дороги и транспорт мнение «Трафик проходит через бутылочное горлышко»: как перестроить многострадальную развязку у «Калины»

«Трафик проходит через бутылочное горлышко»: как перестроить многострадальную развязку у «Калины»

Публикуем идеи урбаниста Владимира Злоказова

Владимир Злоказов — о реконструкции развязки у «Калины»

Мы продолжаем публиковать рассуждения урбаниста Владимира Злоказова, посвященныеновому генеральному плану развития Екатеринбурга до 2035 года. Напомним, Злоказов считает новый генплан революцией в транспортной системе города. В прошлый раз мы публиковали его планы по развитию трамвайной системы (как альтернативы метро). Также Злоказов рассуждал о том, что могло бы помочь развитию троллейбусной инфраструктуры.

Нынешняя колонка урбаниста посвящена одному из самых проблемных транспортных узлов города — многострадальной развязке у концерна «Калина». Наверное, каждый водитель Екатеринбурга хоть раз да простаивал в мертвой пробке на развязке у «Калины». Год идет за годом, но, несмотря на обещания чиновников, проблемный дорожный узел не реконструируют. Очередной ориентир — 2020 год. И именно тогда, по словам мэра Александра Высокинского, развязку начнут перестраивать. Это будет многолетний и очень затратный проект. Но он необходим городу.

Публикуем текст Владимира Злоказова, в котором он рассуждает, как оптимально реконструировать развязку.

В предложениях к генплану, которые мы отправляли через сервис общественных обсуждений, несколько раз упоминался транспортный узел у концерна «Калина». Также мы отправляли ряд предложений к проекту планировки самого этого транспортного узла. По-видимому, администрация города при поддержке областных властей решила заняться реконструкцией этой развязки, и поэтому нам тоже стоит обратить на нее внимание.

Реконструировать развязку у «Калины» собираются по проекту, разработанному в 2014 году Уралгипротрансом. Лично у меня к этому проекту много вопросов, но начать, на мой взгляд, нужно не с обсуждения деталей проекта, а с четкого обозначения проблемы. Что конкретно мы пытаемся здесь решить?

Екатеринбург известен своей прямоугольной сеткой улиц, и эта сетка обеспечивает неплохую транспортную связность на большей части территории города. Но есть и проблемные места. С запада на юго-восток наш город пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль. Когда ее строили, Екатеринбург был относительно небольшим городом и магистраль просто обошла его с восточной стороны. Особой потребности в транспортных связях, пересекающих железную дорогу, тогда не было. Немногочисленные выходящие из города «тракты» просто пересекали железную дорогу в виде переездов на одном уровне.

Путепровод возле «Калины» проходит над железной дорогой, которая является частью Транссибирской магистрали. Это усложняет реконструкцию, ведь остановить движение по Транссибу невозможно

Начиная с 1920-х годов Свердловск перешагнул через Транссиб и начал активно развиваться на восток. Для этого потребовалось построить разноуровневые пересечения улиц с железной дорогой, что и было сделано на Первомайской, Ленина и Малышева с прохождением улиц под насыпью железной дороги. Позднее появились путепроводы над железной дорогой на Смазчиков и Советской, связавшие центр с Пионерским районом.

В целом можно сказать, что северная часть центра Екатеринбурга и лежащие по другую сторону Транссиба Пионерский район и Втузгородок связаны довольно неплохо, хотя стоит отметить, что не были использованы возможности, позволявшие дополнительно связать эти районы по коридорам улиц Азина и Короленко, поскольку эти улицы были застроены на подходе к Восточной.

Построенные и непостроенные пересечения железной дороги

Гораздо хуже обстоят дела на юго-восточном направлении. За все время развития города здесь было построено всего одно полноценное пересечение Транссиба — тот самый путепровод у «Калины», и это единственное полноценное пересечение железной дороги на протяжении 12 километров между улицей Малышева и ЕКАД.

Пересечения Транссибирской магистрали улицами и дорогами

Вот вам и первая часть проблемы: весь внутригородской трафик, пересекающий железную дорогу к югу от улицы Малышева, проходит через единственное бутылочное горлышко — путепровод у «Калины».

Вторая часть проблемы связана с транзитным трафиком, проходящим через город. В Екатеринбурге есть Объездная дорога, опоясывающая южную часть города. Эта дорога по большей части проходит в стороне от жилья с минимальным количеством пересечений с другими улицами и дорогами на одном уровне. Объездная дорога связывает две федеральные трассы — Ново-Московский тракт на западе и дублер Сибирского тракта на востоке, и связывает она их опять же через путепровод у «Калины».

Две магистрали непрерывного движения — дублер Сибирского тракта и Объездная дорога — сейчас связаны через узкий путепровод у «Калины» со светофорами по обеим сторонам

Складывая две проблемы — внутригородского трафика, стекающегося на единственный путепровод, и транзитного трафика, проходящего через этот же путепровод, да еще и с пересечениями двух улиц общегородского значения на обоих концах этого путепровода — Сибирского тракта и улицы Комсомольской, и одним выездом из довольно большого района Синие Камни, — мы и получаем хронические заторы.

Путепровод у «Калины» — это не только узкое «бутылочное горлышко» для транспортных потоков, но еще и проблемный старый мост, который ежегодно приходится латать. Каждую весну на нем возникают глубокие выбоины. Снимок сделан весной 2019 года

Концептуализировать проблему развязки у «Калины» можно также через так называемые «контуры улично-дорожной сети». Первый контур — это регулируемые улицы, на которых действует приоритет пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. В случае с развязкой у «Калины» это улицы Комсомольская, Бычковой, Куйбышева, Сибирский тракт.

Второй контур — магистрали непрерывного движения с развязками на разных уровнях. Здесь нет пешеходов, нет велосипедистов, а приоритет отдан движению автотранспорта. В случае с «Калиной» это дублер Сибирского тракта и переулок Базовый.

Два контура улично-дорожной сети: 1. Улицы (желтые и оранжевые), 2. Автомагистрали (красные)

На самом деле трафик по Объездной дороге лишь условно можно назвать транзитным. Значительная часть транспорта на этой дороге — это машины, передвигающиеся между городскими районами, просто пользующиеся вторым контуром улично-дорожной сети. Оба контура улично-дорожной сети в случае с развязкой у «Калины» у нас сливаются на единственном и довольно узком путепроводе.

Таким образом, мы имеем дело с проблемой, состоящей из двух частей. Первая часть — это низкая связность городской улично-дорожной сети, пересекающей Транссибирскую магистраль. Вторая — отсутствие полноценной связи между двумя магистралями второго контура улично-дорожной сети — дублером Сибирского тракта и Объездной дорогой.

Проект развязки, разработанный в 2014 году Уралгипротрансом, пытается решить обе составляющие проблемы в границах одного узкого транспортного коридора между улицей Комсомольской и переулком Базовым. Этот проект предполагает строительство двух дополнительных путепроводов для транзитного трафика по обеим сторонам от существующего основного.

Два дополнительных путепровода планируется построить по обеим сторонам от существующего

На мой взгляд, у этого сценария есть два негативных последствия.

Во-первых, этот транспортный коридор проходит не в изоляции, а в непосредственной близости от мест, где живут и работают люди. Это и район Синие Камни, и жилая застройка по улице Куйбышева, и общежития УГЛТУ на Сибирском тракте. Увеличив пропускную способность транспортного коридора Базовый — Комсомольская, мы увеличим объемы вредных выбросов от автотранспорта и уровень шума от автомагистрали и тем самым серьезно ухудшим жизнь людей, которые живут рядом с этим коридором, особенно учитывая, что расширившаяся автомагистраль станет ближе к жилым домам.

Увеличившиеся транспортные потоки и их вредное воздействие станут еще ближе к жилым домам.

Во-вторых, из-за стесненных условий, в которых проектировщики пытались развязать транспортные потоки, проектные решения получились очень компромиссными. В частности, со стороны улицы Комсомольской получившаяся магистраль представляет собой сплошное переплетение транзитных и локальных транспортных потоков, где на очень коротком участке множество машин будет пытаться перестроиться, повышая риск возникновения ДТП и снижая комфортность вождения.

Узел у «Калины» в проекте страдает множественными пересечениями конфликтующих транспортных потоков

Выезд из района Синие Камни, в том числе для общественного транспорта, превращается в петляние под путепроводами, а единственный выход из района для пешеходов предполагается через подземный переход.

Выйти из района Синие Камни можно будет только через подземный переход

Также, несмотря на то что город уже много лет интегрирует в транспортные проекты велосипедную инфраструктуру, в этом проекте она вообще не предусмотрена!

Проблему номер два еще можно преодолеть, улучшив проектное решение и более рационально организовав транспортные потоки (и об этом мы поговорим в других материалах), но вот с первой ничего не поделаешь. Пытаясь вместить еще больше машин в уже перегруженный транспортный коридор, мы серьезно ухудшаем качество жизни людей вокруг.

Можно ли подойти к решению проблемы как-то иначе, чтобы избежать дополнительной концентрации автотранспорта в существующем узком коридоре? Можно!

Вспомним о том, что наша проблема состоит из двух частей. С первой частью — низкой связностью районов, лежащих по разные стороны железной дороги — мало что можно сделать. Большая часть доступных для создания новых транспортных связей коридоров уже застроена, и поэтому путепровод у «Калины», вероятно, так и останется бутылочным горлышком. Что можно сделать в рамках его реконструкции — это обеспечить приоритет общественного транспорта, чтобы он не стоял в пробках, и создать комфортные условия для пешеходов и велосипедистов.

Со второй частью проблемы — связностью магистралей непрерывного движения — дублера Сибирского тракта и переулка Базового — все обстоит совсем иначе. Дело в том, что для транспорта, которому просто нужно попасть с Объездной дороги на дублер Сибирского тракта, нет большой разницы, ехать через существующий транспортный коридор около «Калины» или же через какой-то другой. Люди поедут по той дороге, по которой быстрее и удобнее, невзирая на небольшую разницу в расстоянии. И так уж получилось, что такой альтернативный коридор в случае с развязкой у «Калины» можно создать.

Речь идет о создании обхода района Синие Камни с восточной стороны. Новая дорога будет начинаться с ответвления от переулка Базового в районе ЦПКиО, проходить вдоль железнодорожной линии на Полевской, с путепроводом над старым Сибирским трактом, над железнодорожными путями Транссиба, и выходить к развязке дублера Сибирского тракта и улицы 40 лет ВЛКСМ на ЖБИ.

Соединение Базового переулка и дублера Сибирского тракта в обход Синих Камней позволит оттянуть транзитный поток из существующего перегруженного коридора у «Калины»

Эта новая дорога оттянет на себя транзитный трафик, который сейчас проходит через путепровод у «Калины».

В чем преимущества данного варианта решения проблемы?

— Транзитный транспортный поток отводится от жилых домов. Более того, по розе ветров выбросы от новой магистрали будут распространяться не в сторону жилья.

— Новую дорогу можно построить практически без перекрытий движения. Если же реконструировать развязку в существующем коридоре, то нас ждет пять лет транспортного ада во время строительства.

— Новая дорога можеть дать толчок развитию территории к югу от дублера Сибирского тракта.

— Новая дорога может принять на себя трафик существующего путепровода у «Калины» на время его реконструкции.

В чем недостатки данного варианта?

— Вариант со строительством новой дороги, скорее всего, будет дороже, просто в силу большей протяженности этой новой дороги.

— Новая дорога пройдет в непосредственной близости от здания Лесотехнического университета в виде путепровода над старым Сибирским трактом. Вредное воздействие от дороги можно будет уменьшить при помощи шумозащитных экранов, но в какой-то мере оно останется.

— Для строительства новой дороги необходимо будет изъятие под муниципальные нужды земельных участков, на которых сейчас находятся индивидуальные дома и садовые участки.

— Строительство новой дороги, скорее всего, потребует выкупа и сноса недостроя в переулке Базовом.

На мой взгляд, преимущества перевешивают недостатки.

Я понимаю, что процесс проектирования развязки в существующем коридоре уже зашел достаточно далеко, поэтому надежд на то, что город и область развернутся и примут альтернативный вариант, очень мало. Тем не менее я думаю, что будет правильно еще раз предложить его. В конце концов, текущий проект — 2014 года, но альтернативный вариант трассировки новой дороги мы предлагали с Андреем Старцевым еще в 2011 году.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления