Дороги и транспортная инфраструктура — это важнейшая составляющая любого города с миллионным населением. От этих факторов зависит деловая активность и комфорт людей. В последние годы сфера пассажирских перевозок в уральской столице вызывала кучу нареканий. Трудно жить в Екатеринбурге и не замечать давно устаревших трамваев и троллейбусов, недостроенного метрополитена, а также диких водителей маршруток. Но если на последних можно повлиять с помощью ГИБДД, то все остальные пункты требуют глубокой проработки, общественного обсуждения и хорошего финансирования.
Сегодня транспорт в Екатеринбурге находится в состоянии перемен. Об этом неоднократно говорили в мэрии. Несколько лет тому назад в кабинетах чиновников зародилась идея глобальной «транспортной реформы», которая переформатировала бы городские маршруты уральской столицы (избавив их от дублирования друг друга) и спасла бы от банкротства муниципальных перевозчиков. Вокруг реформы возникло гигантское количество споров и критики. И в итоге радикальных изменений в работе городского транспорта так и не случилось. Задумка провалилась? В мэрии уверяют, что нет. От реформы не отказались: но вместо быстротечных перемен была избрана пошаговая тактика. По словам мэра Александра Высокинского, в настоящее время реформа протекает «незаметно» и ее итоги можно будет оценить в перспективе.
Однако сказать, что 2019 год не принес в сфере транспорта и дорог ничего интересного, было бы ошибочно. В этой подборке мы собрали самые важные события, которые можно расценивать, как серьезный задел на будущее.
Макаровский мост 2.0
В начале июля 2019 года состоялось открытие обновленной части Макаровского моста. Это сразу разгрузило пробки в центре города. После долгого простоя была запущена важная транспортная артерия, по которой большой поток машин стал проезжать с востока в западную часть Екатеринбурга, минуя проспект Ленина. Строительство нового путепровода велось с 2017 года. Рабочие полностью снесли одну половину моста, затем построили новые опоры и возвели арочную конструкцию. Новый мост сделали трехполосным. В отличие от старого, его оборудовали шумовыми экранами, а также пешеходной и велосипедной дорожками. Осенью по Макаровскому мосту пустили и трамваи (правда, только со стороны вокзала в направлении улицы Московской). Второй этап реконструкции планируется начать в 2020 году, а закончить — в зависимости от финансирования. В мэрии уверяют, что Макаровский мост для города — один из приоритетных проектов.
Ура, приехали!
Крайне позитивное известие весной пришло из екатеринбургского метрополитена. Впервые с 2011 года туда поступили два новых состава. Поезда собрали в подмосковных Мытищах на заводе АО «Метровагонмаш». У них оказался более современный дизайн и интерьеры. В метрополитене Екатеринбурга давно назрела необходимость обновления парка поездов. Фактически подвижной состав уральской подземки не менялся 30 лет.
Многие вагоны за десятилетия эксплуатации сильно износились, а нагрузка на них выросла: пассажиропоток постепенно рос (особенно с вводом станций «Ботанической» и «Чкаловской»). На протяжении всего 2019 года уральская подземка отправляла на починку и модернизацию свои старые электропоезда, иначе их пришлось бы списывать на металл. По заверению специалистов, капремонт продлил жизнь составов еще на 15 лет.
Но была в истории с обновлением метрополитена и горчинка: почти сразу после закупки новых составов горожанам взвинтили цены за проезд. К стоимости жетонов добавили 4 рубля: так называемую инвестиционную надбавку, чтобы подземка получила возможность расплатиться за свое обновление. Метро — это дорого.
Дали бой ямам
В 2019-м в Екатеринбурге заменили асфальт сразу на нескольких убитых улицах, от одного упоминания которых дрожали подвески машин. Например, были отремонтированы дороги по улицам Турбинной и Шефской.
Большой ремонт развернулся на Малышевском мосту, а также на мостах по улицам Смазчиков и Шевченко. Серьезно подлатали и полуживой путепровод возле концерна «Калина». Уже в следующем году, по заверениям мэрии, развязку возле «Калины» начнут реконструировать. На это уйдут 7 лет и миллиарды рублей. Но проект необходим городу, чтобы искоренить адские пробки, которые постоянно возникают в этой части мегаполиса. Почитать о том, как будут перестраивать развязку, можно здесь.
Дорожники обещали автобаны
В 2019 году ФКУ «Уралуправтодор» продолжил реконструкцию федеральных трасс, проходящих по территории Свердловской области. Проезжие части были расширены, а встречные потоки — разделены металлическими барьерами в целях безопасности: ведь именно лобовых столкновений на загородных дорогах водители опасаются больше всего.
Дорожники обещали через несколько лет полностью разделить потоки на Тюменском, а также на Челябинском трактах. В перспективе водителям там могут разрешить ездить со скоростью 110–130 километров в час.
Гортранс набрал силу
В сентябре на рынке пассажирских перевозок Екатеринбурга произошли важные изменения: муниципальному транспортному предприятию ЕМУП «Гортранс» по итогам конкурсов достались доходные маршруты № 27, 19 и 37. До этого маршруты принадлежали коммерческим перевозчикам. Но в мэрии неоднократно указывали на убыточность муниципальных предприятий, а также на необходимость поддерживать их на плаву, сохраняя десятки тысяч рабочих мест.
Выезд из Академического стал проще
Еще одну дорожную реконструкцию мы никак не могли обойти стороной. Это строительство развязки на Серафимы Дерябиной — Объездной. Осенью 2019 года дорожники построили сквозной проезд в Академический через дорожное кольцо. Это сильно упростило въезд в микрорайон. Конечно, дорожные пробки не исчезли в один миг, но в последующие годы реконструкция на этом участке продолжится.
Также через кольцо будет проложена трамвайная ветка в Академический. Она протянется от проспекта Академика Сахарова по улицам Вильгельма де Геннина — Серафимы Дерябиной — Токарей до улицы Татищева. Согласно документу, выделенная трамвайная линия должна появиться к 2022 году.
Шаг за шагом до соседей
В 2019 году продолжилось (хотя и не без трудностей) строительство трамвайной линии, которая свяжет Екатеринбург и Верхнюю Пышму. Подрядчики закончили все запланированные строительно-монтажные работы: прорубили просеку и сделали отсыпку земляного полотна. Трамваи запустят к 2021 году.
Разочарования года
Конечно, были и события, которые вызывали досаду и недоумение у горожан.
— Крушение маршрута № 53: автобусы до нового микрорайона Солнечного протянули на линии всего лишь год. Причиной стал низкий пассажиропоток и отсутствие у коммерческого перевозчика желания разрабатывать маршрут. № 53 умер осенью, но в мэрии обещали вернуть его к жизни.
— Судебные разборки вокруг станции «Бажовской»: мэрия Екатеринбурга подала в суд на предпринимателей, которые построили офисник над законсервированной станцией «Бажовской». В Арбитражном суде представители (юристы администрации Екатеринбурга) говорили, что якобы землю над «Бажовской» предоставляли в аренду под стоянку (а не для капитального строительства). Коммерсанты в ответ говорили, что согласовали возведение здания в региональном Минстрое. Запутанный процесс закончился победой мэрии. Но по этому эпизоду еще будет рассматриваться апелляция.
— Бутылочное горлышко на 8 Марта — Фрунзе: огромная волна критики поднялась из-за того, что в мэрии решили построить широкие посадочные платформы для пассажиров трамваев. До этого посадочная зона была выделена лишь разметкой. Из-за платформ проезжая часть транзитной улицы 8 Марта стала намного уже, а горожане стали жаловаться на дорожные заторы. Однако, по словам чиновников, оставлять всё в прежнем виде было нельзя. Дело в том, что этой трамвайной остановкой пользуется большое количество инвалидов по зрению, которые ездят в городскую библиотеку для слепых. Осуществлять посадку людей с проезжей части было небезопасно. Позже в мэрии заявили, что пропускная способность улицы не снизилась.
— Несостоявшаяся закупка автобусов и трамваев: городской транспорт в Екатеринбурге давно пора обновлять. В конце 2018 года появился свет в конце тоннеля, когда были закуплены несколько новых трамваев 71–407 у завода «Уралтрансмаш». К сожалению, на этом все и закончилось. Ни новых вагонов, ни автобусов в 2019 году Екатеринбург так и не получил. Закупать технику будут в 2020 году. Надеемся, верим.
— Техническая обкатка для других городов: в Екатеринбурге часто тестируют новые образцы техники, предназначенной для пассажирских перевозок. Например, сразу после Иннопрома на укороченном маршруте тестировали белорусский электробус. Также в уральской столице весь 2019 год обкатывали новые модели трамваев «Уралтрансмаша».
В 2020 году на городском маршруте должен поездить новейший трехсекционный трамвай 71–418. Тестирование новой техники, это безусловно, плюс для транспортных предприятий мегаполиса. Но иногда очень хочется, чтобы новые трамваи и автобусы не уезжали в другие города после испытаний на Среднем Урале. К сожалению, все упирается в возможности бюджета.
Чего ждать в 2020 году?
— Инвестиции в ремонт дорог составят более 700 миллионов рублей. На эти деньги по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Екатеринбурге отремонтируют 16 дорожных объектов
— Начнется реконструкция путепровода у «Калины»;
— При поддержке региона городу закупят партию автобусов большой вместимости, работающих на газомоторном топливе;
— Будет спроектирована вторая ветка метрополитена. Недавно о необходимости подземки для Екатеринбурга заявил президент Путин, и это многих обнадежило;
— Будет прорабатываться проект первой канатной дороги в Екатеринбурге, о которой мечтает мэр. Решение о строительстве будут принимать летом 2020.