Автоэксперт Дмитрий Ларионов считает, что екатеринбургским водителям не имели права запрещать ездить по трамвайным путям на проспекте Ленина. Ларионов уже обратился в прокуратуру Екатеринбурга с просьбой проверить законность этого решения. По мнению Дмитрия, такая организация дорожного движения нарушает нормы ГОСТа. Свои доводы автоэксперт изложил в колонке, текст которой мы публикуем с разрешения автора.
В конце января в центре города, на проспекте Ленина, над трамвайными путями появились знаки, которые запретили водителям выезжать на них. Если бы я не прочитал в новостях, что знаки поставили по инициативе ГИБДД, я бы подумал, что это идея администрации Екатеринбурга.
В самом деле, после повальных сплошных вдоль трамвайных путей, после «типа реверсивных» Шейнкмана и Радищева, после заведомо провальных платных парковок новый дорожный фейл меня бы ни капли не удивил. Но что-то мне подсказывает, что от ГИБДД не могла исходить инициатива применить для запрета именно такую комбинацию знаков. Но тогда интересно, в чью светлую голову пришла такая мысль?
Смотрим внимательно на фото. Что мы видим на нем?
Знак 3.1 «Въезд запрещен». Согласно ПДД, он запрещает въезд всех транспортных средств в данном направлении. Не распространяет свое действие на маршрутные транспортные средства, к коим относится и трамвай.
Знак 8.14 «Полоса движения». Указывает полосу движения или полосу для велосипедистов, на которую распространяется действие знака или светофора.
Вроде бы все понятно. Погодите-ка, а что такое у нас «полоса движения»? Заглядываем в п. 1.2 ПДД и читаем:
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Таким образом, полоса движения — понятие, применимое только к проезжей части. Но что такое проезжая часть? Читаем там же: «проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
И вот теперь самое интересное. Трамвайные пути предназначены для движения трамваев, это не проезжая часть. Кроме того, проезжая часть и трамвайные пути — разные элементы дороги.
Чтобы убедиться в этом, прочитаем определение дороги. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Что же мы имеем в итоге? Знак 8.14 (стрелка вниз, указывающая на полосу) нельзя применять для указания на трамвайные пути, потому что трамвайные пути — это не полоса движения и вообще не элемент проезжей части! Таким образом, данная комбинация знаков не может быть использована для запрета движения по трамвайным путям.
Выходит, все подобное «художество», которое мы уже сегодня наблюдаем в центре города, организовано с грубым нарушением положений ГОСТ Р 52289–2004. Оно заведомо вводит в заблуждение водителей относительно требований запрещающего знака. В таких условиях никто не имеет права их штрафовать.
Я уже упоминал «типа реверсивную» улицу Шейнкмана. На днях исполнилось семь лет с начала действия странной дорожной хитрости, организованной администрацией Екатеринбурга. Но, несмотря на то что знаки, которые установлены и работают там до сих пор, не вводят ни задуманный режим реверсивного движения, ни даже режим одностороннего движения, я за все семь лет не написал ни одного заявления с требованием их убрать. И знаете почему? Потому что ГИБДД не выписала ни одного штрафа за движение «против шерсти»! Потому что штрафовать там не за что.
В таких условиях нельзя говорить о какой-то несправедливости: сотрудник администрации «на безрыбье» изобрел такой вот способ донесения до водителей информации о режиме движения, водители ездят «по понятиям», заторы устранены, задача выполнена, все довольны. То, что водители оказались массово одурачены и искренне считают улицу односторонней до 10 утра, — ну, это их беда. Главное, что за «якобы нарушение» никто не штрафует.
На проспекте Ленина сегодня власти пытаются запретить движение по трамвайным путям точно так же — «на безрыбье».
«Нет законного способа запретить движение автомобилей по трамвайным путям попутного направления расположенным слева на одном уровне с проезжей частью.
Более того, пункт 9.6 ПДД напрямую разрешает двигаться по ним в некоторых случаях. Однако на протяжении нескольких последних лет многие из нас наблюдали сразу несколько подобных «изобретений» на Макаровском мосту (и я сейчас не про бордюры, столбики или делиниаторы, а только про дорожные знаки). И представьте себе, эти «изобретения» работали! Водители действительно значительно реже выезжали на трамвайные пути.
Но вот нюанс — на Макаровском мосту никто не ставил камеры, чтобы штрафовать «нарушителей», и это хоть как-то сохраняло баланс справедливости. И если бы сегодня на Ленина инициатива властей ограничилась установкой знаков, никто бы и слова не сказал. Но, когда в пару к ним сразу ставят камеры — это уже перебор.
Согласны ли вы с автором?
Мы попросили ГИБДД по Свердловской области прокомментировать обращение Дмитрия Ларионова в прокуратуру. В ответ автоинспекторы сообщили, что если письмо отправлено, то надзорное ведомство "даст оценку".
Напомним, выезд на трамвайные рельсы по Ленина запретили по инициативе ГИБДД 24 января 2020 года. Перед этим в автоинспекции утверждали, что в последнее время водители слишком часто стали блокировать движение трамваев в центре Екатеринбурга. В конце прошлой недели мы рассказывали, что рабочие завершили установку камер фиксации.