E1
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+6°

облачно, без осадков

ощущается как +2

3 м/c,

вос.

746мм 53%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Дороги и транспорт мнение «Там можно сделать линию скоростного автобусного транспорта»: урбанист — о реконструкции улицы Малышева

«Там можно сделать линию скоростного автобусного транспорта»: урбанист — о реконструкции улицы Малышева

Владимир Злоказов рассказал о пользе выделенных полос и велодорожек

Урбанист рассказал об идеальной реконструкции улицы Малышева

Администрация Екатеринбурга провела тендер для определения компании, которая должна будет запроектировать капитальный ремонт улицы Малышева от улицы Крауля до улицы Высоцкого. Капитальный ремонт — это не просто замена покрытия дороги. Это такой тип ремонта, при котором можно менять габариты проезжей части, делать новое благоустройство тротуаров и так далее. В этой колонке урбанист Владимир Злоказов рассказывает о своем видении полезного ремонта на второй по значимости улице уральской столицы. Дадим ему слово.

В рамках капремонта Малышева можно изменить практически до неузнаваемости. Это тот самый проект, который несколько раз в прошлом году анонсировал Александр Высокинский, говоря о том, что это будет ремонт «от фасада до фасада». В общем, учитывая роль улицы Малышева в жизни города, проект суперважный!

На данный момент определен поставщик, и контракт заключен с компанией ООО «РАНПРОФПРОЕКТ». Никаких сведений о предыдущих проектах этой организации в интернете мне обнаружить не удалось, поэтому пока что можно утверждать, что мы покупаем кота в мешке.

На мой взгляд, это еще один повод нам всем подумать о том, какой же мы хотим видеть улицу Малышева в будущем. В этом материале я хочу предложить пять элементов, которые, на мой взгляд, обязательно должны появиться в проекте капитального ремонта улицы Малышева.

Выделенные полосы для автобусов и троллейбусов по центру проезжей части

Администрация Екатеринбурга уже несколько раз пыталась внедрить выделенные полосы для общественного транспорта на улице Малышева, и получалось это со скрипом. В итоге выделенки на Малышева существуют, но работают не слишком хорошо. Они сделаны не на всем протяжении улицы, они прерываются перед перекрестками, а также они часто не работают из-за припаркованных машин.

Парковка мешает работе выделенки на улице Малышева

Проблема в том, что крайние правые полосы на городских улицах, как правило, являются очень неудачным местом для устройства выделенных полос. Крайние правые полосы обеспечивают не только правые повороты на перекрестках, но и доступ к застройке. Это и повороты во дворы, и парковка, в том числе в тех местах, где она запрещена. Даже если на участке улицы стоит знак «Остановка запрещена», все равно найдутся те, кто остановится с аварийкой «на пять минут»: это и такси, и доставка всего чего угодно, и обычные автовладельцы, которые кого-нибудь ожидают. В условиях пробок достаточно одного такого остановившегося автомобиля, чтобы выделенка перестала работать.

Однако правые полосы — это не единственное место, где могут находиться выделенные полосы. Посмотрите на трамвай: он едет по центру проезжей части, и по этой причине у него на пути гораздо меньше помех! Единственное, с чем пересекается путь трамвая, — это левые повороты и развороты, а эти маневры, как правило, совершаются по отдельному сигналу светофора либо могут быть переведены в режим отдельного сигнала. Почему же выделенки для автобусов и троллейбусов не могут также находиться по центру?

Обособленные пути: идеальное решение, избавляющее общественный транспорт от простаивания в пробках

То, что выделенки для автобусов по умолчанию делают в крайних правых полосах, на самом деле не более чем стремление к экономии. Автобусные остановки расположены на тротуарах. Если делать выделенки по центру проезжей части, то остановки придется делать платформенного типа, как у трамвая, а это достаточно дорого и долго.

Однако у нас же тут «капитальный ремонт» — и это замечательная возможность сделать и выделенки по центру проезжей части, и остановочные платформы для них. Сделав это, мы превратим улицу Малышева в первую в городе линию скоростного транспорта!

Выделенная полоса по центру проезжей части в Париже

Идея создания коридора скоростного автобусного транспорта по Малышева становится еще более актуальной в контексте еще одного отказа со стороны федерального Минфина в финансировании строительства второй линии метро. Теперь можно быть окончательно уверенными в том, что нам нужно выжимать из наземного транспорта все что можно!

Пересадочный узел у «Центральной гостиницы»

Центр Екатеринбурга пересекают два основных коридора для колесного общественного транспорта: с запада на восток — улицы Крауля, Репина и Малышева; с севера на юг — улицы Свердлова, Карла Либкнехта, Белинского и Розы Люксембург. Эти транспортные коридоры пересекаются на кольце у «Центральной гостиницы».

В районе кольца на Карла Либкнехта — Малышева пересекаются два основных коридора колесного общественного транспорта в центре города

Оптимальным способом организации движения общественного транспорта по этим транспортным коридорам является создание двух прямых маршрутов «запад — восток» и «север — юг», однако есть проблема. Если пассажиру общественного транспорта нужно будет повернуть у «Центральной гостиницы», то ему придется сделать пересадку.

Сегодня это очень неудобно, поскольку остановки на пересекающихся улицах Малышева, Белинского, Розы Люксембург и Карла Либкнехта расположены очень далеко друг от друга. Проблема отчасти решается наличием Г-образных маршрутов, которые у «Центральной гостиницы» поворачивают и меняют направление движения. Однако это решение не оптимально и его можно улучшить.

Остановки в районе «Центральной гостиницы» расположены таким образом, что для пересадки между перпендикулярными маршрутами придется долго идти пешком

Капитальный ремонт улицы Малышева позволит реорганизовать кольцо у «Центральной гостиницы» таким образом, чтобы пересадка между пересекающимися маршрутами по Малышева и по Белинского — Либкнехта — Люксембург могла осуществляться без смены остановочной платформы! То есть вы едете на своем автобусе или троллейбусе, выходите, садитесь в следующий автобус, который идет в перпендикулярном направлении, и вот вы уже повернули и едете в нужную вам сторону!

Велодорожки по всей длине улицы Малышева

Центр Екатеринбурга с запада на восток пересекают две основные транспортные магистрали: Ленина и Малышева. С велодорожками на Ленина все не слишком хорошо. В 2017 году город попытался построить велодорожки на участке между Московской и Вайнера. Получилось так себе. Велодорожки прерываются перед перекрестками, они слишком узкие и во многих местах проложены так, что невозможно проехать по ним, не конфликтуя с пешеходами. Реально пригодным для движения можно считать участок между Московской и Сакко и Ванцетти по южной стороне. Все остальное когда-нибудь придется переделывать заново и делать нормально.

Участок велодорожки по проспекту Ленина, получившийся неплохо

В 2019 году администрация Екатеринбурга отказалась от «капитального ремонта» или «реконструкции» участка проспекта Ленина от Гагарина до Карла Либкнехта, ограничившись обычным «ремонтом», но с заменой покрытия тротуаров на гранит (были сорваны сроки, а ситуацией заинтересовалась прокуратура). Поскольку это был обычный ремонт, то геометрия улицы не менялась и, соответственно, никаких велодорожек на улице не появилось. На мой взгляд, идея проведения этого ремонта изначально была ошибочной и то, что получилось в результате, по разным причинам придется переделывать и доделывать в недалеком будущем.

Капитальный ремонт улицы Малышева дает второй шанс на создание удобного коридора для велосипедного движения (а на самом деле — для всех многочисленных средств микромобильности, в том числе электрических) по направлению «запад — восток». Этим шансом нужно воспользоваться!

Возвращение параллельной парковки


В Екатеринбурге давно наметилась тенденция повсеместного запрета парковки. Делается это в угоду повышению пропускной способности улиц. Во многих случаях это оправданно, но не стоит выплескивать с водой и ребенка. Уличная парковка приносит пользу, причем не только автомобилистам!

На улице Малышева практически повсеместно запрещена парковка, даже там, где она не мешала бы движению

Конечно, прямая выгода от парковки идет автомобилистам и владельцам заведений на первых этажах (которых на Малышева очень много), в которые эти автомобилисты могут приехать. Однако парковка вдоль бордюра также приносит пользу и пешеходам, поскольку она защищает их от движущегося транспорта на проезжей части. Это защита реальная — полуторатонные металлические «блоки» не дадут движущимся машинам выехать на тротуар (например, в случае ДТП); и это защита психологическая — под прикрытием буфера из автомобилей идти по тротуару или ехать на велосипеде по велодорожке гораздо спокойнее, чем когда совсем рядом проезжают машины и автобусы.

Парковка, отделяющая тротуар от проезжей части, создает безопасное пространство для пешеходов

Возвращение наземного перехода на Малышева — Вайнера

При строительстве пешеходной улицы Вайнера было принято странное решение ликвидировать на ней пешеходные переходы на одном уровне. В результате улицы Малышева и Радищева приходится переходить по подземным переходам. Это решение сильно осложняет жизнь горожанам, у которых проблемы с мобильностью — от инвалидов-колясочников до пожилых людей и родителей с детьми, а также в целом негативно влияет на работу пешеходной улицы как общественного пространства.

Наиболее зримо это негативное влияние было видно, например, во время матчей чемпионата мира по футболу, когда бар «Американка» стал одним из мест притяжения болельщиков. На северной стороне улицы Малышева, где расположен бар, во время матчей было не протолкнуться, а на южной, которая всего лишь через подземный переход, людей было гораздо меньше, хотя там тоже есть заведения. Люди не любят ходить по подземным переходам и в большинстве случаев предпочтут избегнуть этого, особенно если они гуляют ради отдыха, для чего пешеходная улица Вайнера в том числе и существует.

Капитальный ремонт улицы Малышева позволит избавиться от подземного перехода на пересечении с Вайнера. Нет, конечно, сам подземный переход останется — пусть в нем будут магазины и «кофе с собой», — но можно будет создать возможность перейти улицу по поверхности при помощи обычного светофора.

Физически подземный переход может остаться, но его нужно продублировать наземным регулируемым переходом

Светофор в этом месте не будет сдерживать транспортный поток сильнее, чем это уже делают светофоры на пересечениях Малышева с такими улицами, как 8 Марта и Московская, поэтому на ситуацию с пробками он никак не повлияет.

Строительство велопешеходных дублеров Каменного моста

Мост через Исеть на улице Малышева является старейшим каменным мостом в Екатеринбурге. Он является памятником архитектуры, поэтому изменение его внешнего облика запрещено. Вместе с тем мост по своим характеристикам уже давно не отвечает потребностям города. Он слишком узок для транспорта, и на нем крайне мало места для пешеходов.

Одним из способов выхода из ситуации является строительство легких мостов-дублеров по сторонам от основного моста только для пешеходов и велосипедистов. Эти мосты не будут затрагивать конструкцию основного Каменного моста, а то, что на них не будет приходиться транспортная нагрузка, позволит сделать их более компактными, чтобы и со стороны Исторического сквера, и со стороны набережной Исети оставался обзор на исторические каменные арки.

Строительство велопешеходных дублеров по сторонам от исторического моста позволит не только создать комфортные условия для пешеходов и велосипедистов, но также создать четыре полноценные полосы движения, две из которых могут быть выделены под общественный транспорт

На основном же мосту данное решение позволит убрать тротуары и расширить проезжую часть до полноценных четырех полос, что особенно важно, учитывая наши планы по выделенным полосам для общественного транспорта.

Капитальный ремонт улицы Малышева — это первый за долгое время случай, когда улицу в центре города можно сделать правильно. Последний раз такое было при строительстве улиц вокруг Центрального стадиона. Тогда я много работал, пытаясь внести изменения в проект, но, к сожалению, подключился слишком поздно.

В этот раз ситуация гораздо более благоприятная: во-первых, проектирование еще не началось, а во-вторых, у меня уже есть предварительные наработки по этой улице, которые я делал в разное время и по разным поводам.

Ранее Владимир Злоказов рассуждал о том, как практичнее сделать ремонт многострадальной развязки у «Калины».

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления