Сегодня министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков рассказал, что несмотря на все трудности, связанные с коронавирусом, реконструкция развязки у «Калины» начнется уже в 2020 году. Ожидается, что контракт с подрядчиками будет подписан в августе. Стройки с нетерпением ждут многие екатеринбуржцы. Наверное, каждый водитель хоть раз да простаивал в мертвой пробке на этой развязке. Реконструкция обойдется в круглую сумму, но она необходима городу.
В своей колонке урбанист Владимир Злоказов рассуждает, как можно улучшить проект. Он акцентирует внимание на пяти важных моментах.
Администрация Екатеринбурга планирует в скором времени начать реконструкцию развязки у концерна «Калина». Ознакомившись с проектными материалами, мы с представителями инициативной группы граждан района Синие Камни решили предложить несколько дополнений к проекту, которые существенно улучшат его для всех участников движения. При этом реализация данных предложений не требует откладывания срока начала строительных работ.
Проект развязки состоит из пяти этапов. Наши предложения касаются всех, кроме первого — дублирующего путепровода с восточной стороны от существующего. Исходя из этого, можно начать стройку и параллельно внести корректировки в проектную документацию для остальных этапов.
Ниже приведены основные изменения, которые мы предлагаем внести. Помимо текстового описания вы также можете посмотреть сравнительные чертежи по ссылке.
Приспособить развязку для пешеходов и велосипедистов
Никаких улучшений велопешеходной инфраструктуры на прилегающих к развязке улицах также не предусмотрено.
Первое, что, на наш взгляд, необходимо сделать — это добавить в проект улучшение пешеходных и велосипедных путей движения на всей развязке и прилегающих улицах.
А именно: нужны велопешеходные дорожки и несколько велопешеходных тоннелей под проезжей частью съездов с развязки, которые позволят соединить между собой районы ЖБИ, Университетский, Синие Камни, Сибирский тракт, ЦПКиО и парк Лесоводов России.
Велопешеходные тоннели будут оборудованы плавными спусками и будут просматриваться насквозь, что сделает их удобными и безопасными для всех пользователей. Нужны велосипедные дорожки вдоль Сибирского тракта — такие же, как те, которые строят в Академическом и Солнечном на новых улицах.
Также мы предлагаем улучшить все тротуары, захватываемые проектом, — отделить их от проезжей части газонами, а на этих газонах посадить деревья и кустарники, которые будут защищать пешеходов от пыли и грязи с дороги.
Начать строить «восточную трамвайную хорду»
В восточной части Екатеринбурга не существует эффективной линии общественного транспорта, связывающей районы города с севера на юг. В результате людям, особенно жителям южной части города, приходится ездить через центр, в то время как кратчайшим путем был бы переулок Базовый и улица Комсомольская, но по ним сейчас вообще нет движения общественного транспорта!
Мы предлагаем предусмотреть в проекте развязки место под перспективную выделенную линию общественного транспорта по Комсомольской и Базовому, на данном этапе — в виде выделенных полос для автобусов по центру проезжей части.
Впоследствии на месте этих выделенных полос по центру улицы может появиться трамвайная линия, аналогично той, что у нас уже есть в западной части города — по Бакинских Комиссаров, Донбасской, Бебеля и Халтурина.
Создать беспробочный выезд из города на дублер Сибирского тракта
Улица Комсомольская между Объездной дорогой и улицей Библиотечной является одним из двух выездов на дублер Сибирского тракта в этой части города (второй выезд — на Малышева). В текущем варианте проекта этот участок улицы расширяется до четырех полос.
Мы предлагаем расширить его до восьми полос: по две полосы в каждую сторону для автотранспорта, движущегося в прямом направлении; две дополнительные полосы — для поворотов перед перекрестками, а также две полосы для общественного транспорта.
Также проект предусматривает весьма замысловатый выезд из города на дублер Сибирского тракта — со спуском под путепровод вдоль зданий концерна «Калина», частичным заездом в район Синие Камни и выездом на Объездную фактически под знак «Уступи дорогу», да еще и в одну полосу движения.
Даже сейчас выезд из города организован лучше!
Мы предлагаем сделать более прямой выезд из города шириной в три полосы движения.
Решить проблему переплетения потоков
Большие развязки — это места, куда с разных сторон съезжаются потоки машин, а с них, соответственно, разъезжаются. В некоторых случаях эти потоки начинают конфликтовать между собой, когда на одном и том же участке машины пытаются и съехать с развязки, и попасть на нее. В Екатеринбурге одним из наиболее характерных примеров такой проблемы является участок Объездной дороги между улицей Белинского и Кольцовским трактом, где машины, поворачивающие с Белинского на Объездную, часто либо не могут проехать, либо с большим риском выезжают, пересекаясь с потоком, поворачивающим с Объездной в сторону Кольцово.
В проекте развязки у «Калины» таких мест не одно и не два, причем в некоторых случаях пересекаются не второстепенные, а основные потоки транспорта!
Мы предлагаем решить эту проблему, отказавшись от идеи развязать все потоки без использования светофоров — для этого просто слишком мало места, — но создав один регулируемый перекресток на Объездной, соединив напрямую улицы Комсомольскую и Бычковой.
Это позволит исключить большую часть переплетений потоков — поскольку эти потоки будут двигаться поочередно, следуя фазам светофорного цикла, — а остающиеся сделать менее опасными.
Обеспечить прямой выезд общественного транспорта с Синих Камней
В текущем варианте проекта не предусмотрен прямой выезд из района Синие Камни. Чтобы выехать в любом направлении, водителям придется петлять под путепроводами развязки.
Если для личного автотранспорта — более маневренного — это не самая большая проблема, то общественный транспорт будет терять массу времени на всех этих петлях. Мы считаем это недопустимым.
Например, в Москве при реформе маршрутной сети специально сделали несколько светофоров на Садовом кольце, чтобы общественный транспорт мог пересекать его напрямую.
Мы считаем, что обеспечение прямого проезда для общественного транспорта в район Синие Камни является еще одним основанием для создания регулируемого перекрестка на пересечении Объездной дороги и улиц Комсомольской и Бычковой.
Более подробный анализ проекта развязки у «Калины» можно почитать здесь.
Мы также публиковали рассуждения Владимира Злоказова о реконструкции улицы Малышева, где он предлагает сделать линию скоростного автобусного транспорта.