Транспортники уральской столицы не теряют надежды улучшить свое положение на дорогах города. Екатеринбург — компактный мегаполис, и в последние десятилетия он регулярно задыхается в пробках. Но есть еще одна проблема, которая досаждает водителям автобусов и троллейбусов — это невозможность нормально подъезжать к остановкам.
В начале 2020 года терпение у водителей «Гортранса» лопнуло и они через региональную ячейку Общероссийского профсоюза работников автотранспорта (РОСПРОФТРАНСДОР) написали коллективное обращение в администрацию города с требованием навести наконец порядок на остановочных комплексах.
Водители предложили очистить остановки от ларьков и частного транспорта, который сильно затрудняет посадку и высадку пассажиров. Документ, под которым поставили подписи 679 человек, был направлен не только мэру, но и главному гаишнику Екатеринбурга Вадиму Буйдалину.
Этот бардак продолжается годами
Помимо обычных автовладельцев, которые часто лезут на остановки из-за нехватки стоянок, водителям «Гортранса» досаждают и таксисты, дожидающиеся клиентов (или вызовов). Тут сразу можно вспомнить историю с заставленными остановками на улице Краснолесья, где автовладельцы нагло парковались в зоне действия знаков. Причем переломить эту ситуацию минувшей зимой не могли даже регулярные рейды ГИБДД, хотя проблема была довольно локальной.
Еще один классический пример — троллейбусные остановки «Восстания» на Уралмаше (на улице 40-летия Октября у дома № 75, в сторону площади УЗТМ). Там таксисты ежедневно блокируют движение троллейбусов: или ждут клиентов, или ходят в местный киоск фастфуда. Но на карте города есть и множество других мест, где существует та же проблема.
— Мы по-человечески просто не можем подъехать и высадить людей. Из-за того, что каждая остановка нынче по совместительству является и парковкой для таксистов или для тех, кто приехал выгрузить товар в местный торговый павильон, — говорит Владимир, водитель муниципального автобуса. — При этом вся ответственность за безопасность пассажиров ложится на плечи водителя. А я вынужден высаживать людей не в дорожном кармане, а прямо на проезжей части. И этот бардак продолжается годами. И самое печальное — ни конца, ни края ему не видно.
В письме к чиновникам мэрии водители привели ряд аргументов, почему загруженные остановки — зло. Например, активисты подсчитали, что в попытках нормально высадить людей водители автобусов и троллейбусов теряют время. В результате продолжительность рейсов в некоторых случаях увеличивается на 30%. К тому же происходит перерасход топлива и электроэнергии и возникает высокий риск аварийной ситуации.
«Инвалиды-колясочники вообще лишены возможности пользования низкопольными автобусами, потому что подъехать к бордюру водителям не предоставляется возможным», — было сказано в письме.
Торговые павильоны на остановках
Проблема даже не в самих ларьках, а в грузовиках, которые привозят в них товар. Автофургоны часто и надолго занимают остановочные комплексы. При этом транспортники мечтают о том, чтобы киоски вообще убрали с остановок. Они ссылаются на федеральный отраслевой стандарт 218.1.002-2003. В тексте этого документа есть пункт 3.10.7, который гласит следующее: «Не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков». При этом под автомобильным павильоном в отраслевом стандарте понимается не торговый ларек, а крыша, защищающая пассажиров от дождя и снега.
Но в реальности в Екатеринбурге многие остановки заставлены торговыми киосками, на дверях которых написано: «Автобус ждем на улице».
Предложения
Конечно, критиковать проще, чем прилагать усилия для изменения ситуации. Поэтому в транспортном профсоюзе выдвинули ряд предложений, составив для чиновников список проблемных остановок:
— обследовать остановки на предмет соответствия строительным нормам и правилам;
— установить камеры видеофиксации нарушений вблизи остановочных пунктов (в том числе для выявления «нелегальных» такси);
— проводить регулярные рейды ГИБДД по поиску нарушителей, возможно с привлечением общественных организаций;
— установить дополнительные знаки в зоне остановок общественного транспорта (там, где они отсутствуют). Это знаки 5.16 «Остановка автобуса и (или) троллейбуса» в длинных заездных карманах, вмещающих в себя два и более автобуса (троллейбуса), поскольку водители легкового транспорта, ориентируясь на один знак 5.16, полагают, что оставшуюся часть заездного кармана можно занимать легковым транспортом;
— нанести дорожную разметку 1.17 (желтый зигзаг) по всей длине заездных карманов;
— на наиболее загруженных участках маршрутной сети перед заездными карманами установить дорожные знаки 3.27 («Остановка запрещена») с указанием зоны действия заездного кармана;
— рассмотреть возможность в существующей дорожной обстановке выделить полосы для общественного транспорта в часы пик;
— перенести продуктовые павильоны из зоны остановок общественного транспорта.
Реакция властей
Весной этого года инициативу водителей «Гортранса» рассмотрели в мэрии и городской ГИБДД. В автоинспекции заверили, что стараются наблюдать за остановками и штрафуют водителей, которые их захватывают. Вопрос с ларьками в МВД предложили вынести на обсуждение транспортного совета в администрации города.
Ответ чиновников мэрии также не изобиловал конкретикой. Но в нем был важный момент: транспортному комитету понравилась идея взять остановки под прицел камер наблюдения. Но эти полномочия оказались в компетенции регионального минтранса, поэтому в ведомство направили письмо с просьбой рассмотреть жизнеспособность этой затеи.
Также в мэрии транспортникам ответили, что нестационарные торговые объекты (павильоны, совмещенные с остановочными навесами) установлены в городе законно. Тут чиновники сослались на постановление регионального правительства и федеральный закон № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Напомним, что в Екатеринбурге уже не первый год мечтают внедрить новую транспортную схему и привести в порядок сферу пассажирских перевозок, избавив их от дублирующих маршрутов. В 2019 году мэрия укрепляла позиции «Гортранса», которому достался ряд выгодных автобусных направлений. А в 2020 году для города обещали закупить 60 новых автобусов.