
Начальник областного центра автоматической фиксации нарушений Дмитрий Кузнецов
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU, Виталий Калестратов / СГП
Поделиться
Екатеринбург — один из последних городов-миллионников, где стали массово использовать камеры для фиксации нарушений. Лишь в прошлом году комплексы, которые позволяют штрафовать за всё подряд, появились на нескольких оживленных перекрестках города. Но это только начало — в марте областной министр транспорта утвердил концепцию развития системы автоматической фиксации нарушений. В ближайшие четыре года в Свердловской области появятся 326 новых рубежей, из которых 141 — в Екатеринбурге. При этом 127 поставят уже в 2020-м (50 — в уральской столице).
Начальник областного центра автоматической фиксации нарушений Дмитрий Кузнецов ответил на самые важные вопросы о камерах.
1. Почему решили разработать новый план по размещению камер?
— Мы видели, что в 2019 году в Екатеринбурге и Свердловской области есть проблемы с безопасностью дорожного движения. Об этом говорит статистика — по количеству ДТП, погибших и раненных в них. Плюс водители чаще стали нарушать правила. Всё это приводило к авариям. Требовалось принять кардинальные меры. Камеры видеофиксации являются единственным сдерживающим фактором. Там, где они есть, количество происшествий значительно снижается. В прошлом октябре я предложил упорядочить работу с камерами, прописав четкий план их установки.

Пока статистика говорит в пользу дорожных камер: там, где они есть, нарушений меньше
Фото: Роман Марьяненко / Е1.RU
Поделиться
2. Зачем нужны камеры?
— Наша задача — изменить поведение водителей не только в зоне фиксации, но и на других участках. У нас сейчас гибнет в среднем 9,3 человека на 100 тысяч населения, а цель — менее 4. Мы хотим приучить водителей ездить по правилам. Без камер это сделать не получится. Раньше стояли сотрудники ГАИ и проводили воспитательную работу. Сейчас инспекторов на дорогах практически нет, их заменили комплексы автоматической фиксации.
Большинство серьезных аварий происходит из-за выезда на встречку. В этом году мы перенастроили приборы таким образом, чтобы они фиксировали не только нарушение скоростного режима, но и выезд на встречную полосу. И сразу пошло снижение. По итогам полугодия меньше аварий стало на Челябинском и Тюменском трактах, на пермском направлении, трассе Екатеринбург — Нижний Тагил — Серов. Последнее направление у нас считалось «дорогой смерти», а в этом году ситуация стала значительно лучше
Камеры сделали безопаснее даже Серовский тракт, который называют «дорогой смерти»
Фото: Роман Марьяненко / Е1.RU
Поделиться
3. Кто чаще всего получает штрафы? Есть ли какой-то портрет нарушителя?
— Каждый день мы фиксируем тысячи нарушений. Но, как показывает практика, 90% штрафов получают те, кто едет транзитом. Местные жители уже знают, где стоит фотофиксация, и соблюдают правила. Мы движемся к снижению аварийности, где-то удается, где-то нет, порой меняем методы. Надо признать, что проблему аварий в темное время суток мы еще не победили. На глубокую ночь камеры не стоят.
4. Каким образом выбираются места, где надо установить комплексы?
— Вместе со специалистами из администрации Екатеринбурга мы сели с картой и стали смотреть перекрестки. Сначала проанализировали аварийность на разных участках, определили места, где часто есть заторы, конфликты, опасные ситуации. Например, левый поворот на Широкую Речку с Объездной дороги. Далее перекресток — поворот на «Мегу» и Чусовской тракт, где регулярно происходят серьезные аварии. Именно поэтому они есть в плане на 2020 год.
ДТП чаще всего происходят на перекрестках
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Чаще всего аварии происходят на перекрестках. Затем идут дороги, где есть возможность быстро ездить. Помните, сколько случилось ДТП на Кольцовском тракте, он просто был залит кровью, так как там гоняли со скоростью в 150–200 километров в час. Как только установили комплексы для замера средней скорости, движение стало однородным и безопасным.
Именно поэтому комплексы фотофиксации в первую очередь решили разместить на аварийных перекрестках
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
На третьем месте — пешеходные переходы. Там мы пытаемся исправить ситуацию за счет установки светофоров, «лежачих полицейских» и шумовых полос. Но есть места, где такие способы не помогают. Там мы будем ставить комплексы, которые фиксируют нарушения в автоматическом режиме.
5. Сколько комплексов установите в 2020 году?
— Планируем поставить 50 в Екатеринбурге и 77 в Свердловской области. Для сравнения: на начало 2020 года в городе 65 стационарных комплексов фотофиксации.
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
6. Многие водители считают, что камеры слишком сильно замедляют поток. Как определяется максимальная разрешенная скорость?
— Как-то во время прямого эфира на радио слушатель задал вопрос: «Почему дорогу на мосту у «Калины» отремонтировали, а знак ограничения в 40 километров в час оставили, да к тому же стоит камера автоматической фиксации?» Стал разбираться. Оказалось, что администрация Екатеринбурга, основываясь на заключении экспертов по искусственным сооружениям, решила, что этот путепровод находится в плохом состоянии, а потому необходимо снизить динамическую нагрузку. Она зависит от скорости автомобиля, его массы на определенный участок дороги.
Но давайте подумаем, в каком случае нагрузка больше: когда машины проезжают путепровод медленнее или быстрее? Конечно, когда скорость ниже. Однако мэрия отказалась убирать знак. Тогда я дал указание поднять разрешенный рубеж до 60 километров в час.
Дорожная камера на мосту возле концерна «Калина»
Фото: Роман Марьяненко / E1.RU
Поделиться
7. Автовладельцы недовольны камерами-треногами. Как изменить отношение к ним?
— Работу комплексов мы не скрываем. Теперь они работают только в зонах действия табличек «Фотофиксация». И таких знаков по Свердловской области мы поставили уже около 400. И будем ставить еще.
8. Что делается для того, чтобы на смотрителей камер не нападали? В этом году был настоящий всплеск насилия.
— На Сибирский тракт, где избили девушку, я выезжал лично. После этого мы операторов камер-треног обязали сделать специальные таблички, для того чтобы при возникновении вопросов участники движения могли позвонить в ГИБДД и убедиться, что оператор работает законно. Табличка крепится на лобовое стекло машины. Также операторам назначают конкретные места, где они размещают оборудование. Если смотритель камеры отъедет на 10–15 метров за пределы своего участка, мы всю фиксацию признаем незаконной.

В 2020 году в Екатеринбурге и его окрестностях произошла серия нападений на смотрителей камер
Фото: УГИБДД по Свердловской области
Поделиться
9. В ГИБДД рассказывали, что создали мобильное приложение, которое работает в связке с комплексами фотофиксации. Кого ловят с его помощью?
— Мы тестируем приложение «Мобильный розыск». У него очень интересное программное обеспечение, в котором закачана информация, связанная с тем перечнем транспорта, который нас интересует. Это — машины с иностранными номерами, водители, которые не оплатили штрафы, автовладельцы, которые прекратили регистрацию техники, но продолжают на ней ездить. Когда такой транспорт проезжает мимо комплекса, приложение дает сигнал. Мы останавливаем водителя и привлекаем к ответственности. Сейчас такую работу мы организовали по всей Свердловской области. Говоря проще, это умный, электронный инспектор: он не останавливает всех подряд, а дает прибору выбрать, кого остановить.
Весной 2020 года в Екатеринбурге начали тестировать мобильное приложение, работающее в связке с комплексами фотофиксации
Фото: Роман Марьяненко / E1.RU
Поделиться
10. Периодически водители жалуются на «глюки» оборудования. Например, они бывают не согласны с той скоростью, которую уловила камера. Могут ли комплексы выдавать ошибочные данные?
— Электроника никогда не ошибается. Автоматика работает в Екатеринбурге более девяти лет, все неточности, которые когда-то были редкими и минимальными, сейчас устранены вовсе. Машину не обманешь.
Ранее мы подробно рассказывали о том, как работает центр автоматической фиксации областной ГИБДД, а также где выписывают штрафы нарушителям, которые попали на камеры.
А еще советуем посмотреть репортаж о том, как при помощи камер ловят любителей заклеить номер.