Уходящий 2020 год стал для транспортников Екатеринбурга настоящим испытанием. Пандемия коронавируса жестко ударила по пассажиропотоку и заставила предприятия нести дополнительные расходы на санитарную обработку парков и подвижного состава.
Но были и хорошие события: именно в 2020-м крупнейший перевозчик города ЕМУП «Гортранс» получил самую большую за последние годы партию новых газовых автобусов. Также в мэрии презентовали проект грядущей транспортной реформы — с ее плюшками: дешевым проездным, брутто-контрактами и обещаниями заменить древние троллейбусы и трамваи на новые.
В этом интервью вице-мэр Екатеринбурга Алексей Бубнов рассказал, стоит ли уральской столице готовиться к банкротству перевозчиков, когда в уральской столице сформируют новую тарифную сетку, а также о том, не похоронит ли COVID-19 планы на внедрение транспортной концепции, разработанной московским «Центром экономики инфраструктуры».
— Алексей Эдуардович, какие потери понесли перевозчики из-за пандемии? Есть ли риск, что кто-то из них уйдет с рынка?
— Весной пассажиропоток падал до 20%. Сейчас он возрос до 80% от уровня 2019 года. Мы планируем обеспечить меры поддержки за счет муниципального бюджета. И федерального — тоже. Я говорю о получении транспортными предприятиями льготных кредитов под гарантии того, что штатная численность не будет сокращена. Так, метро у нас получило порядка 100 миллионов, Гортранс — порядка 500 миллионов. Коммерческие предприятия также получали поддержку. Пока ни один перевозчик Екатеринбурга не заявил о рисках ухода. Контракты действуют до 1 июля 2021 года. Но мы уже прорабатываем меры поддержки на случай второй волны и самоизоляции. Речь идет о сотнях миллионов рублей. Но есть условие — предприятия должны подтвердить убытки при падении пассажиропотока.
— Как вы оцените соблюдение масочного режима? Это еще один фактор для убытков. Из-за нарушителей возникает простой трамваев и автобусов.
— Самые вопиющие простои — по 2–3 часа — фиксировали в Гортрансе. Каждую неделю происходит по 10–15 эпизодов с задержками транспорта из-за нарушителей. Но мы уже обратились в прокуратуру. Уже понятен механизм действий на эти случаи. В ближайшее время тех людей, из-за которых были простои, мы привлечем к ответственности и накажем через суды — рублем. Причем они оплатят не только убытки транспортников, но и все судебные расходы. Суммы могут быть разными. Больше всего придется платить за простой трамваев, потому что, если встал один вагон, стоят и другие. Самое главное тут даже не наказание, а его неотвратимость. Но ситуация улучшается. Если раньше в масках было 30–40% пассажиров, то сейчас уже 99%.
— Маски — это предел того, что можно сделать в общественном транспорте во время пандемии?
— Мы прорабатываем идею защитных экранов в автобусах. Она изначально родилась, чтобы во время пандемии отгородить водителей от пассажиров, а пассажиров от водителей. В трамваях и больших муниципальных автобусах у нас такой проблемы нет, потому что водители в них трудятся в закрытых кабинах. А вот в автобусах средней вместимости (ПАЗ, «Богдан». — Прим. ред.) ни перегородок, ни даже шторок нет. Поэтому установку экранов решили провести именно в них.
— В сентябре было заявлено о транспортной реформе. Была представлена концепция. А затем тишина. Почему?
— Ближайшие месяцы изменений городских маршрутов точно не будет. Масштабно реформа начнет внедряться, только когда мы решим вопрос с концессией и обновлением электротранспорта. Эти вопросы мы обсуждаем с федеральным Минтрансом, потому что без привлечения федеральных средств городу и даже региону этот проект не потянуть. А что касается тарифной сетки, то ее мы планируем начать вводить в 2021 году. Но тут нужно все просчитать, чтобы не сделать хуже. Расчеты по стоимости проезда мы делали в тот период, когда еще не было пандемии коронавируса. А сейчас полностью изменилась картина по загрузке маршрутов. То есть вся проанализированная нами картина пассажирских перевозок, что называется, поехала. Теперь, чтобы все четко рассчитать, надо вернуться к докризисному периоду.
— То есть анонсированные в сентябре дешевый проездной за 1500 рублей и 32 рубля за одиночную поездку теперь под вопросом?
— Единый дешевый проездной мы точно сделаем. И от повременных тарифов никто отказываться не будет. Вопрос в том, сколько это будет стоить: плюс-минус несколько рублей.
— Будут ли изменения в части способов оплаты проезда?
— На новых газовых автобусах уже в январе 2021 года появятся валидаторы для бесконтактной оплаты проезда. Мы обкатаем этот пилотный проект на ряде маршрутов. Будет ясно, какой процент людей добросовестно оплачивает проезд, а какой проезжает зайцем. А дальше попробуем ввести систему, которая действовала еще в советское время, когда люди оплачивали проезд самостоятельно, а на некоторых остановках их проверяли контролеры.
В идеале убрать кондукторов полностью. Это ведь и расходы на зарплату, и лишний человек в салоне во время пандемии. Экономически более выгодна работа без кондукторов. Мы рано или поздно к ней придем. Контракт на поставку валидаторов уже заключен. Мы ждем их поставку. Мы также попробуем предусмотреть, чтобы в автобусах с валидаторами были аппараты для пополнения баланса карт, как это сегодня делается в метро.
— Где ждать новых выделенок?
— В 2021 году мы сделаем выделенки на Серафимы Дерябиной от Бардина до Шаумяна. Продолжим выделять для транспорта участки на Вильгельма де Геннина в Академическом. Будут новые выделенные полосы и на проспекте Ленина от Хохрякова до Сакко и Ванцетти, а также на Малышева от Хохрякова до Сакко и Ванцетти. Общественный транспорт у нас часто простаивает в дорожных заторах, и это серьезная проблема.
— Автовладельцы жалуются, что в Екатеринбурге появляется все больше знаков, запрещающих парковку. Например, на Маршала Жукова запретили стоянку вдоль дороги. Зачем? Там ведь довольно широкая проезжая часть.
— На Жукова я езжу сам каждый день. И там водители правые полосы заставляли почти полностью. Машина — это не только право на передвижение, но и ответственность. Надо увеличивать скорость движения в городе. Для этого надо убирать машины с проезжих частей. Во всем мире пропускная способность регулируется введением запретов и платных парковок. А у нас все считают, что автомобиль должен стоять бесплатно. Мы сейчас анализируем самые проблемные места, где есть сложности с проездом. И там будем новые запрещающие знаки устанавливать. В центре города будем освобождать от припаркованных автомобилей все улицы, перпендикулярные Ленина и Малышева. Со временем регулироваться будет вся центральная часть Екатеринбурга.
Все новости, посвященные транспорту Екатеринбурга, мы собираем по этой ссылке.