Компания Pyramid Research, подразделение телекоммуникационных исследований Light Reading Communications Network, подготовила пятилетний прогноз развития рынка мобильных игр в странах с развивающейся экономикой. В отчете детально проанализированы рынки восьми стран - Бразилии, Китая, Индии, Мексики, Нигерии, Польши, России и ЮАР.
По словам соавтора исследования Жана тен Ситоффа (Jan ten Sythoff), растущее потребление мобильных сервисов и распространение мобильных устройств делают этот сегмент игровой индустрии весьма многообещающим. "В 2008 году оборот мирового рынка мобильных игр составил 6,9 миллиарда долларов, темпы его роста в последние годы были высоки, при этом доля развивающихся экономик в общем обороте возрастала", - заявил он.
По прогнозам Pyramid Research, в 2014 году мировой рынок мобильных игр составит 18 миллиардов долларов, среднегодовой темп его роста - 16,6%. Этот рост будет подкрепляться как за счет развитых рынков, так и усилением позиций развивающихся стран.
Аналитиками компании подсчитано, что количество мобильных игроков во всем мире выросло с 55 миллионов человек в 2005 году до 183 миллионов в 2008 году. Потребление в странах с развивающейся экономикой, к которым исследователи относят и Россию, нарастает необычайно высокими темпами, говорят они. Наиболее значимую роль в этом процессе играют Китай и Индия, говорится в отчете. Здесь сказываются как растущее проникновение мобильной связи, так и распространение новых дополнительных сервисов, сетей 3G и увеличение числа мобильных устройств.
Участники российского рынка разработки мобильных игр согласны с выводами исследователей. "Тенденции на российском рынке мало отличаются от мировых, разве что масштабами, ведь у нас не так много крупных издателей. А рост, в частности, обусловлен тем, что пока множество пользователей вообще не в курсе, что на мобильнике можно играть во что-то кроме "змейки", и что это "что-то" может быть красивым, увлекательным и стоит не дороже пары бутылок пива. Соответственно, каждый день появляются новые пользователи: некоторые дорастают до этого в плане возраста, другим проводят ликбез", - говорит PR-менеджер Herocraft Андрей Хорозов.
"Мы согласны с выводами исследователей Pyramid Research", - говорит Константин Червяков, руководитель направления разработок мобильных продуктов Shamrock Games (холдинг Next Media Group). - И обозначенный рост мы связываем с перспективами новых платформ, например, iPhone Android". Одной из ярких тенденций рынка мобильных игр является передел популярности между платформами iPhone/Symbian/Java: популярность iPhone нарастает очень быстро, подтвердил Андрей Хорозов.
В числе крупных российских издателей мобильных игр сами участники рынка называют компании Herocraft, Qplaze, Shamrock Games и "Ириком". По оценке Shamrock, объем российского рынка мобильных игр в денежном выражении колеблется в пределах $20-30 млн.
По словам Константина Червякова, сейчас рынок претерпел большие изменения и не представляет из себя классический рынок премиум-контента. "Основное место на рынке занимает трафиковые проекты, try and buy. Особую популярность набирают приложения с микро-платежами. Это то, что сейчас "генерит" реальные деньги", - отметил представитель Shamrock. В числе негативных факторов представители индустрии называют задержки партнерских выплат, которые не столько убивают индустрию, сколько тормозят ее развитие.