Все новости
Все новости

Байкальская «кругосветка». Часть I

О малоизвестном Байкале рассказывает Михаил Васильев.

Озеро Байкал, благодаря своей уникальной природе и относительной доступности, давно является центром притяжения российского и иностранного туризма. Многие ещё мечтают побывать здесь, многие уже побывали, но, как правило, туристы посещают наиболее цивилизованные места, такие, как Слюдянка, Листвянка, остров Ольхон, путешествуют по Кругобайкальской железной дороге. Реже посещают бухту Песчаную, горячие источники Хакусы, Змеиную бухту, район Северобайкальска. И совсем немногие совершают восхождения на вершины Хамар-Дабана, Байкальского, Баргузинского и других Саянских хребтов.


В данном отчёте вы увидите не только популярные места отдыха на Байкале, но и совсем редко посещаемые, а также заповедные, особо охраняемые территории, примыкающие к этому удивительному озеру.

Наша «кругосветка» состояла из двух независимых этапов, каждый продолжительностью месяц с разницей в три года. В 2007-м мы командой из 7 человек прошли на моторном катамаране вдоль западного побережья Байкала от Северобайкальска до мыса Половинного и обогнули остров Ольхон, при этом совершив восхождения на пик Птица и гору Черского в Байкальском хребте, а в 2010-м в составе 10 человек посетили Баргузинский хребет и озеро Фролиха. Затем, с примкнувшей 11-ой участницей, прошли уже на двух катамаранах вдоль восточного побережья от базы Хакусы до полуострова Святой Нос.

Итак, конец июля 2007-го. Пятеро путешественников выезжают поездом в Северобайкальск, а мы вдвоём летим самолётом через Иркутск, где имеем почти сутки на осмотр города. Решаем прогуляться вдоль Ангары. Весьма оригинально смотрится фонтан на реке, явно рассчитанный на более высокий уровень воды.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Ночью в аэропорту обнаружилась подозрительная сумка, и всех эвакуировали. Проведя половину ночи на улице, утром вылетаем в Верхнеангарск на АН-24 Бурятских авиалиний. У стойки регистрации, после взвешивания рюкзаков, нам задают вопрос: «Багаж сами понесёте»? Я недоумённо спрашиваю: «Куда»? Оказывается, в самолёт. В международном аэропорту Иркутска доставляют багаж на борт за дополнительную плату! С нами летели трое англичан с большими чемоданами, и переводчица долго не могла понять, за что с них пытаются взять деньги. Мы сказали, что почти две недели будем таскать эти рюкзаки по горам, уж до самолёта-то всяко донесём, не сломаемся. Они бы ещё большие лайнеры вручную загружали…

Из Верхнеангарска на такси едем в Северобайкальск, где встречаемся со своей группой. Покупаем доски для изготовления рамы, канистры, бензин, продукты и строим катамаран. Нам предстоит пересечь Байкал в месте, где ширина его составляет 42 километра. Старт планируем на утро следующего дня, пока море спокойное, после обеда обычно поднимается ветер. Местные жители называют Байкал именно морем за его суровый характер, здесь буквально за полчаса может разыграться настоящий шторм. Каждый считал своим долгом предостеречь нас, рассказывал страшные истории про затонувшие корабли но, к счастью, катамаран способен выдержать довольно большие волны, да и скорость по ровной воде
17 км/ч с полной загрузкой позволяет преодолеть это расстояние за 2,5 часа.

Поделиться



Встречаем шикарный рассвет и готовимся к отплытию.

Поделиться

Поделиться



Берём курс на Хакусы, где находится турбаза и обустроенный термальный источник. Северобайкальск остаётся позади.

Поделиться



Противоположный берег уже близко, за время плавания лишь лёгкий ветерок задувал с севера.

Поделиться



Вот и показались домики турбазы.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Расположившись на берегу в палатках, идём балдеть в горячих ваннах и просто гуляем.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться



На следующий день отправляемся обратно к западному берегу, взяв курс на село Байкальское. На сей раз ветер немного пощекотал нам нервы.

Поделиться

Поделиться



После обеда направляемся к мысу Котельникова, где находятся очередные горячие источники. Здесь есть «дикие» ванны, а рядом строится современная турбаза. Некоторые ванны расположены практически вплотную к озеру, что позволяет снизить слишком высокую температуру до комфортной. В источник, находящийся дальше от берега практически невозможно окунуться целиком, без риска ошпариться.

Поделиться



Договорившись с охраной турбазы, оставляем под присмотром катамаран, часть продуктов и ненужные в горах вещи. Отсюда по Куркуле Байкальской начинаем подъём на Байкальский хребет.

Поделиться

Повсюду снуют ушлые бурундуки, готовые залезть за орешком прямо в рюкзак.

Поделиться

Поделиться



Внизу ещё попадаются здоровенные кедры, но по мере подъёма они уступают место кедровому стланику.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться



Ещё один день проводим на живописном озере Гитара, в котором в изобилии водится карликовый хариус.

Поделиться

Поделиться



Дальше проходим озёра Тазик и Изумрудное. Такой цвет воде придают мельчайшие частицы горной породы, растворённые в ней, когда отражают солнечный свет.

Поделиться

Поделиться



Базовый лагерь разбиваем у подножия ледника, с прекрасным видом на гору Черского и пик Птица.

Поделиться



В этот же день совершаем восхождение на пик Птица по её «правому крылу».

Поделиться

Поделиться

Поделиться



Увидев с высоты узкий гребень, соединяющий Черского и Птицу, четверо решают, что ну его нафиг и отказываются от завтрашнего восхождения на Черского.

Поделиться



Сначала мне тоже стало жутковато, но утром, собрав всю свою волю, решаю идти.

Поделиться

Поделиться



Двигаясь по гребню, обходим небольшого скального жандарма с помощью верёвки, затем несложный подъём по камням и в заключение по снежнику выходим на вершину.

Поделиться

Поделиться



Как говорится в описании маршрута, на гору Черского раз в два–три года поднимается пара–тройка идиотов, что мы и доказали, поднявшись втроём и сняв записку двухлетней давности. На вершину кто-то от нечего делать затащил небольшой корабельный якорь и компьютерную клаву.

Поделиться



Стоит отметить, что на эту гору не было ни одного удачного зимнего восхождения, из-за высокой лавинной опасности.

Поделиться

Поделиться



Благополучно спустившись вниз, далее уходим через перевалы Солнечный, Туманный и Байкальский-2 к реке Татарниково русло, по которой выходим обратно к Байкалу.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться



От устья реки Татарниково русло на попутной моторной лодке возвращаемся на мыс Котельникова за своим катамараном и продолжаем дальнейший путь на юг, вдоль западного побережья.

Поделиться

Стоит прекрасная погода, и мы любуемся обалденными видами подступающих почти вплотную к озеру гор.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться



Вечером ловим хариуса. Лучше всего это делать в устьях впадающих рек.

Поделиться

Поделиться



Наслаждаемся красивым закатом.

Поделиться



Недалеко находится зимовье, где встречаем туриста — одиночку из Питера, который проплыв из Северобайкальска на байдарке, далее хочет перевалить Байкальский хребет к истокам Лены и сплавиться по ней чуть ли не до Якутска. При этом ему придётся зимовать на Лене. Вот это конкретная авантюра! Угостившись свежим омулем, мы двигаемся дальше, мимо урочища «Медвежья падь», где в июле на берегу можно увидеть множество медведей, лакомящихся ручейником. Сейчас медведи ушли в горы, где уже начинает поспевать шишка на кедровом стланике.

Поделиться

Поделиться

Поделиться



Дальше от мыса Елохин начинается Байкало–Ленский заповедник.

Поделиться



Инспектора заповедника угощают нас свежей и солёной рыбой и разрешают встать на ночёвку.

Поделиться



Отсюда виден полуостров Святой Нос и Большой Ушканий остров, на берегах которого находятся места лежбищ Байкальской нерпы. Любопытные нерпы то и дело выныривали недалеко от нашего катамарана, но сфотографировать их близко так и не удалось.

Поделиться



Длина береговой линии заповедника равна 110 км. Мы преодолеваем это расстояние за день, причалив на обед в оговоренном с инспекторами месте. По пути заходим отметиться на мыс Покойники, где находится второй кордон заповедника.

Поделиться



Сразу за заповедником начинается Прибайкальский национальный парк, где мы остановились на ночёвку. Вечером на УАЗике подкатили инспектора уже этого парка. Возмутившись, что мы не отметились в их конторе в Иркутске, не попросив никаких денег, они уехали восвояси. На вопрос: «Что даст эта отметка»? Мы получили классный ответ: «А вдруг на вас медведь нападёт…» И что?! Он разрешение спросит что ли?

Поделиться

Поделиться



Прямо на берегу растёт эдельвейс, который считается горным цветком.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Берём курс на остров Ольхон, через пролив Малое Море.

Поделиться

Скала Шаманка — визитная карточка острова Ольхон.

Поделиться

Поделиться



Заправив баки бензином и закупив продукты в посёлке Хужир, направляемся на песчаный пляж.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться



Огибая остров с севера, идём вдоль его восточного побережья.

Поделиться



Вода тёмно-синего цвета из-за больших глубин, берега круто обрываются вниз.

Поделиться

Поделиться



Для ночёвки выбираем Падь Ташкиней.

Поделиться

Поделиться

Поделиться



Остров Ольхон остаётся позади, а нас ждёт Тажеранская степь, где в одной из бухт мы пережидаем ветер «Баргузин», дующий с одноимённого хребта на восточном берегу.

Поделиться

Поделиться



Огромные волны разбиваются о скалы, способные разнести в щепки не успевшие укрыться в бухтах рыбацкие лодки.

Поделиться

Поделиться

Поделиться



Через сутки «Баргузин» утих, но буквально через час его сменила «Горная» — шквальный ветер с западных склонов Байкальского хребта, порывы которого достигают 50м/с. Холодные воздушные массы с горных вершин устремляются по узким долинам вниз, вырываясь на просторы Байкала с максимальной скоростью и унося лодки в открытое море. Мы больше не можем ждать и решаемся выйти в море под прикрытием крутого берега. Теперь до бухты Песчаной практически негде будет причалить — везде крутой берег. На катамаран ставим палатку поменьше, но и то, при пересечении долин приходится придерживать дуги изнутри. Ветер незначительно влияет на скорость, гораздо хуже катамаран ведёт себя на крутых волнах, из-за выскакивания мотора из воды.

Вдали параллельно с нами идёт караван — корабль тащит три баржи на тросах.

Поделиться



К вечеру достигли бухты Песчаной.

Поделиться

Здесь находятся шикарные песчаные пляжи, «ходячие» деревья, живописные скалы, среди которых выделяются Большая и Малая Колокольни. А ещё здесь наибольшее количество на Байкале солнечных дней в году. Однако, вода остаётся довольно прохладной. Наблюдаем световой столб — редкое природное явление.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться



Остров Бакланий Камень.

Поделиться



Продолжая путь на юг, пересекаем исток Ангары и причаливаем недалеко от железнодорожной станции Половинная Кругобайкальской железной дороги (КБЖД).

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Самый длинный тоннель КБЖД «Половинный».

Поделиться

Поделиться



На этом заканчивается первая часть путешествия по Байкалу. Поезд мчит нас в сторону дома, а мы с нетерпением ждём следующей встречи с этим уникальным озером–морем.

Продолжение

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter