
Поделиться
К юбилею Победы E1.RU собирал фотографии, сделанные в годы Великой Отечественной войны. Мы искали не «парадные» портретные снимки, а живые — с сюжетом, историей, героями.
Герою нашей очередной фотоистории Василию Клименко — 93 года. Он прошёл всю войну, от первого до последнего дня, а сейчас живёт в Нижнем Тагиле в окружении большой семьи: у Василия Андреевича двое детей, трое внуков и двое правнуков.
— И дальнейшие планы очень оптимистичные: 100 лет минимум, — говорит его внучка Екатерина. — В нашей семье так повелось, что благодаря дедушке за общим столом мы собираемся гораздо чаще, чем на дни рождения: День защитника Отечества и 9 Мая всегда были и остаются нашими семейными праздниками.
Фотография, которую нам прислала Екатерина, сделана 7 мая 1945 года: на ней Василий Клименко на фоне разбитого Рейхстага.
Большая победа 1945 года для Василия Клименко началась с малой — которую он одержал в самый первый день войны. 22 июня 1941 года ему было 19 лет, его совсем недавно призвали в армию.
— Нас готовили, что война может начаться в любой момент. Польша-то уже захвачена была. И наше военное командование готовило бойцов в экстренном порядке. Даже месяц и дата нападения были примерно известны. Нам постоянно проводили учебные тревоги. Мы должны были быть готовы выступать в любой момент. Все понимали — это не шутки, — вспоминает Василий Андреевич.
Призывников учили управлять грузовиками-заправщиками топлива. Они должны были сопровождать танковую колонну и обеспечивать горючим боевые машины. Правда, на тот момент новобранцы успели изучить только теорию управления автомобилем, а вот к стратегически важной технике, только полученной с завода, их и близко не подпускали.
22 июня в 04:00 раздалась тревога — не учебная, а настоящая боевая тревога. «Мы сразу поняли: война началась», — говорит Василий Андреевич.
— Нас выстроили на плацу в полной боевой готовности. Командир задал вопрос: «Кто умеет водить автомобиль?» Вперёд вышагнули несколько человек. Их было немного. Тогда командир спросил: «Кто умеет водить трактор?» Вперёд сделали шаг ещё несколько солдат. Но их всё равно было меньше, чем машин для управления в составе нашей части. Тогда командир спросил: «Кто хоть раз пробовал управлять машиной?» Ещё несколько человек шагнули вперед. Я замешкался. Потому что хоть ни разу и не пробовал, но видел, как это делается. В нашем селе в своё время — машины тогда были большой редкостью — я просил объяснить, как управлять автомобилем знакомого водителя, который привозил в село хлеб. И этот водитель обстоятельно всё объяснил, а ещё подробно показал мне, как автомобиль приводится в движение. Тут командир заметил мою нерешительность. И обратился ко мне: «Василий, чего мешкаешь?! Шаг вперед!» У него даже сомнений не было, что я умею водить машину! Тут раздалась команда: «По машинам!» Все бойцы побежали разбирать отведённую нам технику. И мне достался автомобиль. Все завели свои машины. Колонна приступила к движению. А я сижу один в своём грузовике и судорожно соображаю, ЧТО надо сделать, чтоб он тронулся с места! Как же я переволновался тогда! Все мои однополчане-то поуезжали уже! Я собрался с мыслями и в деталях попытался воспроизвести действия водителя-односельчанина: включил зажигание, выжал сцепление и двинул рычаг коробки передач. И она тронулась с места! Как я ликовал! Она поехала! Только я очень сильно отстал к тому времени. Автомобили моей колонны уже скрылись из виду. А когда меня догнал один из моих командиров и начал матом крыть за такое отставание, я даже не расстроился, помню. Настолько счастлив был! Своих принялся догонять!
До 1942 года Василий Клименко служил на Юго-Западном фронте, потом — на Первом Белорусском. Водил грузовики-заправщики и заправлял танки, причём иногда прямо во время боя. Ему приходилось и спасать подбитые танки, чтоб не достались противнику, и заменять погибший экипаж.
Войну закончил в Германии, потом ещё год служил в Берлине, в штабе Советской армии — тоже шофёром, возил генерала на служебной Ауди-1. Видел и Сталина, и с Жуковым удалось обменяться рукопожатием на Потсдамской конференции.
После демобилизации выучился на строителя, по распределению попал на Урал — и всю трудовую жизнь занимался строительством, несколько лет руководил специализированным монтажным управлением «Промвентиляция», получил звание заслуженного строителя РСФСР.