E1
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -7

3 м/c,

с-з.

727мм 77%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город Гость на E1.RU У нас в гостях: Алексей Бабушкин, доктор физико-математических наук, профессор, декан физического факультета УрГУ

У нас в гостях: Алексей Бабушкин, доктор физико-математических наук, профессор, декан физического факультета УрГУ

Эксперт готов ответить на вопросы о:

- современном естественнонаучном образовании и его необходимости;
- формировании Института естественных наук в составе УрГУ (а завтра – УрФУ);
- секретах поступления на физический, химический и биологический факультеты УрГУ;
- главных трудностях и преимуществах обучения на естественнонаучных факультетах УрГУ;
- перспективах трудоустройства после окончания УрГУ.

Алексей Николаевич Бабушкин – доктор физико-математических наук, профессор, декан физического факультета УрГУ, заведующий кафедрой физики низких температур.

Действительный член Российской академии естественных наук, почетный работник высшего профессионального образования. Руководитель совместного научно-образовательного центра УрГУ и УГТУ-УПИ «Перспективные материалы» по научной работе.

Участник разработки государственных образовательных стандартов нового поколения по физике и инноватике. Учебник А.Н. Бабушкина «Современные концепции естествознания» выдержал в издательстве «Лань» четыре издания, в 2001 г. стал лауреатом конкурса Министерства образования России.

Родился 30 марта 1952 года в Свердловске.
Окончил физический факультет УрГУ в 1974 г.
Семейное положение – женат, дочка, внучка, зять, кошка.
Режим работы – до конкретного результата.
Хобби – работа.
Досуг – путешествия, детективы, Интернет.
Компьютер – далеко продвинутый пользователь.
Автомобиль - непродвинутый пользователь.

Предлагаем Вашему вниманию интервью, составленное по вопросам посетителей сайта E1.RU
Вопрос :

Как Вы относитесь к ЕГЭ по естественным предметам? Не деградирует ли наш отечественный естественнонаучный "капитал" в будущем?

Автор :

Селиванов Игорь

Ответ :

К ЕГЭ отношусь в целом спокойно. Это не более чем способ аттестации выпускника школы. Шум вокруг ЕГЭ никакого отношения к делу не имеет. Это скорее - политика, нежелание педагогических коллективов (далеко не всех) выносить на обозрение результаты своей работы. Не важно, каким образом мы ранжируем выпускников по их знаниям. Важно, чтобы школа готовила не к сдаче ЕГЭ, а давала знания по программе. Вот с этим последние годы совсем плохо всем известно, что последний год посвящается "подготовке к ЕГЭ". Я сторонник введения обязательного ЕГЭ по физике. Логика простая математика проверяет уровень логического мышления выпускника школы, русский язык в какой-то мере его культурный уровень. А вот предмета, который позволил бы оценить понимание природы нет. Такую роль должна была бы сыграть физика. Но увы.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич!

Не являлось ли данью моде открытие в свое время на физфаке специальностей "Инноватика" и "Нанотехнологии"? Насколько это оказалось оправданным?

Автор :

Лагодич Вадим

Ответ :

Уважаемый Вадим! Ваш вопрос можно задать иначе президент сказал слово "нанотехнология" - и вы уже тут, а потом и "инноватика" подоспела. Дело в том, что при подготовке специалистов в области точных наук кроме моды и желания мы должны иметь потенциал, наработанный десятилетиями, что еще существеннее людей, которые способны что-то передать студентам. Готовить физиков по специализации "Менеджмент высоких технологий" мы на факультете начали первыми в России в 1992 году. Воспринималось это весьма неоднозначно. Сейчас в МГУ есть на физическом факультете магистратура под таким названием, в основу программы легли, в том числе, и наши наработки. То есть история подготовки по направлению инноватика имеет почти 20 лет. Если брать нанотехнологии, то есть работу с объектами, структурные единицы которых составляют тысячи атомов и меньше так этим мы занимаемся всю свою активную жизнь. Не случайно на факультете кафедра физики магнитных явлений получила сегодня название "кафедра магнетизма и магнитных наноматериалов". В этом нашла отражение естественная и общепризнанная тенденция развития физического материаловедения стремление найти новые функциональные свойства веществ путем их наноструктурирования. Насчет оправданности я считаю, что оправдано. Дело не только в сохранении и развитии актуальных направлений подготовки. Дело еще и в элементарной рекламе физика не в моде, зато "нано.".


Вопрос :

Алексей Николаевич, добрый день!

Вы курите?

Сколько раз подтянетесь?

По соотношению рост / вес Вы в спортивной форме?

Спасибо.

Автор :

Максим Сергеевич М.

Ответ :

Не курю (хотя и курил). Не подтягиваюсь (и никогда не умел). Тяжести носить могу. Человек я крупный и в меру добродушный


Вопрос :

Добрый день, Алексей Николаевич!

Хочу выразить благодарность за Ваш труд и отношение к студентам. Сам закончил физический факультет УрГУ, кафедру низких температур в 2004 году, то есть часть спец. курсов проходил непосредственно у Вас. К моему большому сожалению, так сложилось, что трудиться мне пришлось в другой сфере (хотя в свое время я просто бредил работами по ВТСП). И я давным-давно не заглядывал в Альма Матер, поэтому задаю вопросы весьма общие, они предполагают просто широкое поле для беседы ;).

Как дела на факультете?

Каков нынче студент? Какие области естественных наук сегодня "на острие атаки", чем увлечены умы современных студентов?

Как отразится создание УрФУ на судьбе факультета?

В общем-то, это не столько вопросы, сколько способ передать привет и засвидетельствовать уважение.

Еще раз спасибо!

Автор :

Силивров Роман

Ответ :

Роман! Рад Вас слышать. Факультет развивается, существенно изменились лаборатории и иными, куда более лучшими, стали возможности для занятий наукой, в том числе для студентов. Студент всегда хорош. Нормальные молодые люди со своими интересами, амбициями и пониманием жизни. На мой взгляд, сегодня студентам жить сложнее, чем в мое время тогда была полная определенность будущего, сегодня кажущиеся возможности при больших вопросах об их реализации. Про Уральский федеральный университет говорить пока рано этот процесс еще в стадии даже не становления, а проектирования. Я думаю, что при нашем потенциале физический факультет будет одной из тех сил, которая выведет этот университет в мировые рейтинги, благо потенциал уже создан, есть яркие преподаватели и подающие надежду студенты, магистранты и аспиранты.


Вопрос :

Окончила физический факультет УрГУ. Очень плохо представляю, куда теперь идти работать. Посоветуйте, как лучше подойти к вопросу трудоустройства. Какие использовать методы поиска работы?

Автор :

Татьяна

Ответ :

Ваш случай сложный и не совсем типичный для наших выпускников. Дело во многом. Ваши амбиции? Чего Вы хотите? Много денег и по возможности сразу? Это один вариант. Заниматься интересным делом и сначала думать о деле, а потом о деньгах? Это иной вариант. Заниматься наукой? Это еще один вариант. Наших выпускников зовут на крупные предприятия города и региона, но увы, интересная работа не сопровождается желаемым уровнем оплаты. И наоборот.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич, я учился на Вашем факультете, благополучно закончил его. Физфак - это настоящая школа жизни, пройдя которую уже по-другому смотришь на разного рода трудности, и с легкостью преодолеваешь их. Я понял это в процессе работы в крупном машиностроительном концерне. Опыт и знания, приобретенные на физфаке, реально помогают во всех областях повседневной жизни. Спасибо за то, что у меня была возможность учиться у Вас и у Ваших коллег.

А вопрос такой: за кого будете болеть на предстоящем чемпионате мира по футболу?

Автор :

Варваров Александр

Ответ :

Александр! Спасибо за добрые слова! По части футбола (да и не только) - никогда не был болельщиком, я за победу дружбы и большого спорта.


Вопрос :

Честно признаться, с болью в душе наблюдаю запущенную болезнь в образовании, и с ужасом думаю о перспективах школы. Скажите, а как Вы сейчас ощущаете на абитуриентах действия ЕГЭ и реформы образования в целом? Ваш бывший студент.

Автор :

Поздеев Андрей Анатольевич

Ответ :

Уважаемый Андрей Анатольевич! На мой взгляд, дело не в перспективах школы - она была, есть и будет. Дело в содержании образования. И самое главное - в навыках самостоятельной работы, которые должны иметь выпускники. Вот с этим сегодня совсем плохо. Физике и математике мы научим, было бы желание. А сегодня все чаще приходится сталкиваться с позицией студентов, особенно младших курсов - мы же ходили на занятия, а зачета почему-то не получили.


Вопрос :

Алексей Николаевич, здравствуйте!

Считаете ли Вы как ученый теорию относительности (общую и специальную) Эйнштейна ошибочной?

Автор :

Игорь

Ответ :

Уважаемый Игорь! Дело не в том, как я считаю. Дело в том, что выявленные Альбертом Эйнштейном закономерности имеют наблюдательные и экспериментальные доказательства. А против наблюдения и эксперимента не попрешь. Тем физика, химия, биология, другие естественные науки и отличаются от других областей знания, что в их основе лежат объективные факты, которые нам предъявляет Природа.


Вопрос :

Алексей Николаевич, вопрос хоть и банальный, но злободневный. Как отразится на будущем факультета объединение УрГУ и УПИ?

Автор :

студент

Ответ :

Уважаемый студент! Судя по всему, в 2010 году Уральский государственный университет делает последний выпуск студентов. УГТУ-УПИ уже в этом году студентов не выпускает, выпуск пройдет из Уральского федерального университета. Я надеюсь, и имею к этому все основания, что наш факультет и формируемый (в проекте) Институт естественных наук будет одним из ведущих подразделений Уральского федерального университета, обеспечивающих попадание в мировые рейтинги в планируемые проектом сроки.


Вопрос :

Мой отец в 92-м году под Вашим руководством закончил физический факультет УрГУ. Хочу продолжить семейную традицию и учиться на физфаке.

Хотелось бы узнать следующее:

1. На матмехе прошла региональная олимпиада по математике. Будут ли ее результаты засчитываться на физическом факультете?

2. Останется ли физический факультет в рамках УрФУ отдельным факультетом?

3. Перспективы трудоустройства выпускников факультета.

Автор :

Березняков Григорий

Ответ :

Уважаемый Григорий! Очень хорошо, что дети идут по стопам родителей.

По принятому в университете положению о вступительных экзаменах летом 2010 года мы зачисляем на все направления подготовки, реализуемые на физическом факультете, победителей региональных профильных олимпиад. Для нас это математика и физика. Все равно, в каком вузе в олимпиаде участвовал абитуриент - в УрГУ, УГТУ-УПИ, Башкирском государственном университете или Московском университете. Вам достаточно принести положительные результаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку и сертификат государственного образца победителя олимпиады по физике или математике и оригиналы нужных документов - и Вы наш студент.

По части УрФУ - я уже отвечал выше, что считаю перспективы факультета в новом большом университете оптимистичными.

Про трудоустройство. Это вопрос самый сложный. Можно говорить о том, что наши выпускники более чем востребованы - и это правда. Но мы живем в ситуации, когда промышленность не может дать долгосрочных прогнозов своего развития. Многие могут сказать - готовят в никуда, на биржу труда. Но сегодня на бирже труда выпускников факультета не зарегистрировано, это один из показателей работы вуза. Я уже отвечал выше - все зависит от ваших амбиций и интересов. А мы поможем.


Вопрос :

Как же мне сдать ММФ и кванты?

Автор :

Арсений

Ответ :

Арсений! Сесть за учебники и выучить. Других вариантов нет. Я Вам, вероятно, это уже говорил.(Комментарий: ММФ - это курс "Методы математической физики", кванты - курс "Квантовая механика", и тот и другой - весьма непростые. На лекции ходить надо.)


Вопрос :

1.Сейчас выпускникам вузов трудно найти работу. Востребованы ли выпускники физфака? Куда они идут после окончания учебы?

2. Правда ли, что на физфак легко поступить, но очень тяжело учиться?

Сколько человек отсеиваются за время учебы?

Автор :

Кравчук Марина

Ответ :

Уважаемая Марина! Я не согласен, что выпускникам вузов трудно найти работу. Работы много. Но она может не соответствовать запросам, амбициям, личным планам. Я уже говорил, что проблем с работой для наших выпускников нет. Наше образование настолько сложное и многомерное, что Вас с удовольствием возьмут и в конструкторские бюро, и в аналитические лаборатории, и в бизнес. Но все зависит, в первую очередь, от самого человека. По поводу поступления и отсева. Поступить не очень сложно, правда есть более привлекательные для абитуриентов направления (в 2009 году к ним относились "Медицинская физика", "Нанотехнология", Инноватика", "Информационные системы"), на которые конкурс был выше среднего. Отсев действительно высокий. Могу сказать, что в этом году факультет закончит около 60 физиков (специалистов и магистров), а поступало - 100. Отсев 40%. На инженерных специальностях поменьше, около четверти.


Вопрос :

Здравствуйте, скажите, многое ли измениться в работе Вашего факультета в связи с объединением УрГУ и УПИ? Плюсы и минусы такого объединения?

Автор :

Щука Владимир Александрович

Ответ :

Уважаемый Владимир Александрович! Могут быть изменения организационные и содержательные. Организационные безусловно будут. Что касается содержания образования - оно регламентируется государственными стандартами. Свобода есть, но она не 100%. Другое дело, что университет федерального уровня сможет создавать свои образовательные стандарты. Уровнем не ниже государственных. А научная деятельность определяется людьми, поэтому если удастся сохранить сегодняшний кадровый потенциал, в перспективе - его нарастить, то результат может быть заметным.


Вопрос :

Алексей Николаевич, как Вы считаете, кем и куда можно трудоустроиться, окончив на вашем факультете обучение по специальности "Нанотехнологии"?

Автор :

Коновалов Сергей

Ответ :

Уважаемый Сергей! В этом году мы делаем первый выпуск бакалавров техники и технологий по направлению "Нанотехнология". Это очень сильные ребята, всего 8 человек, и на сегодняшний день они все планируют поступить в магистратуру, лицензию на эту подготовку мы только что, первыми в регионе, получили. Что касается будущего - спрос большой, но пока промышленность не развернулась и не может сформулировать свои запросы. Есть спрос в научных учреждениях и КБ ряда предприятий. Что касается вопроса "куда и кем.", так это все зависит от Вас и Ваших амбиций. Даже в этом тексте Вы увидите полярные точки зрения на целесообразность обучения на столь сложном факультете.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей.

Скажите, пожалуйста, Вы согласны с тем, что:

1. Мир - единоцелостен при всем его многообразии и все в нем взаимосвязано.

2. Единство его - это"Информация +Материя+Мера" т. е. каждая вещь (материя) имеет свой образ (информацию) и состояние соответствующее данной материи и информации (стереотипу), то есть Мера-матрица возможных состояний.

"Если говорить языком математики, то мера-предопределение - матрица (статистически упорядоченное множество) возможных состояний Мироздания и его фрагментов и переходов из одного состояния в другое". Данные взяты с сайта www.kpe.ru.

Заранее спасибо!

Автор :

Шаповал Евгений

Ответ :

Уважаемый Евгений! В Интернете Вы еще и не такой набор слов найдете. Не берите в голову. Читайте учебники по естественным наукам, или как минимум - по современному естествознанию.


Вопрос :

Алексей Николаевич!

Знаю Вас как "переписчика" населения профессорского мира Екатеринбурга и Свердловской области.

Славный, все-таки, получился энциклопедический справочник Профессорского собрания конца XX века.

Когда и какой ожидать справочник в начале XXI века? Даже простое наблюдение показывает значительные изменения в профессорском "миру".

Желаю успехов в вашем "бизнесе" и жду нового издания справочника "Профессора Свердловской области".

С уважением, Рафаиль Исхаков.

Автор :

Исхаков Рафаиль Лутфуллович

Ответ :

Уважаемый Рафаил Лутфуллович! То был не я, а мой брат, Бабушкин Андрей Николаевич. Книжка действительно получилась очень любопытная. Сегодня, к сожалению, уже устаревшая.


Вопрос :

Алексей Николаевич, каким образом получается, что на факультете одновременно существуют кафедры и направления абсолютно разного уровня? Например, направление сегнетоэлектриков под руководством Шура, работающее на мировом уровне, и кафедра астрономии, на которой даже плакаты в коридоре более десяти лет не менялись. Спасибо!

Автор :

Иван

Ответ :

Уважаемый Иван! Вы, вероятно давно не были на кафедре астрономии и геодезии. Если доклады с последних международных астрономических конференций - устаревшие, то что же Вы хотите еще? На международном уровне высоко оцениваются работы В. М.Данилова, А.М. Соболева и других астрономов УрГУ. Результаты работ астрономов Уральского университета практически ежегодно включаются Научным советом по астрономии РАН в список выдающихся достижений российской астрономии. В список российских ученых, имеющих более 100 ссылок на их работы за 2001-2007 гг. входят 52 уральских ученых (среди которых упомянутый Вами В. Я.Шур, астроном А. М.Соболев). Такие данные приводятся в статье А. Гусева "Уральские ученые в зеркале цитирования" (газета "Наука Урала". N 23-24, октябрь 2009). На мой взгляд, оценки научной работы крайне сложны и, в общем, бессмысленны, поэтому говорить, что кто-то имеет международный уровень, а кто-то нет - не стоит. Не нам сегодня оценивать.


Вопрос :

Добрый день, Алексей Николаевич.

Может ли, по-вашему, запуск большого андронного коллайдера быть прямой, либо косвенной причиной глобальных катаклизмов на планете, например таких, как мощное землетрясение в Южной Америке, наводнения в Европе, авария на нефтяной платформе в Мексиканском заливе и т. п.?

Автор :

Подойников Максим

Ответ :

Уважаемый Максим! Выше я уже писал, информацию надо получать не только из Интернета, но и книжки читать. Кстати, коллайдер не "андронный" (андрон мужская комната) - неотъемлемая часть древнегреческого дома. Мужчины встречались в андроне на праздничные пирушки (симпосии), для разговоров и обедов), а "адронный" (адро? н - тяжелый; термин предложен советским физиком Л. Б. Окунем) - класс элементарных частиц, подверженных сильному взаимодействию и не являющихся истинно элементарными). Комментарии, кстати, из Интернета.


Вопрос :

Дорогой декан, запутались холопы ваши верные в этой бальной системе, объясните, пожалуйста, механизм появления переводных коэффициентов.

Заранее бью челом ;)

Автор :

Бесфамильных Иоанн

Ответ :

Уважаемый Иоанн! Заходите, объясню. Зачем честной народ пугать.


Вопрос :

Почему физики так любят философию?

Автор :

Герман

Ответ :

Уважаемый Герман! Философия определяет мировоззрение человека, представления о мире, обществе, себе в этом мире. Физика - формирует фундаментальные представления о природе. В этом смысле философия является методологической основой физики. Поэтому физики далеко не безразличны к философии высокого класса.


Вопрос :

И сразу еще один вопрос: исходя из того, что Бог всемогущ, может ли Бог создать такой камень, который бы не смог поднять?

Автор :

Герман

Ответ :

Герман! А что такое "Бог"?


Вопрос :

Вы декан физического факультета УрГУ, а физическую форму не поддерживаете?

Автор :

Яков

Ответ :

Уважаемый Яков! Поддерживаю. В своих габаритах многие годы.


Вопрос :

Здравствуйте!

У Вас на факультете есть группы (специальность - "Инноватика"). Для какого сектора экономики (будущее трудоустройство) они предназначены? Про нано - и инновационное будущее России уже складывают анекдоты, и такие слова вызывают такую же улыбку как и нацпрограмы типа "Доступное жилье" и "Здравоохранение".

Автор :

Торощин Алексей

Ответ :

Уважаемый Алексей! Мне представляется, что Вы пользуетесь несколько устаревшей терминологией. Что такое "сектор экономики"? Мы готовим людей для того, чтобы на рынке труда они могли найти себе приемлемую траекторию Кому-то удается, кому-то - нет. Это, кстати видно, из вопросов, которые мне заданы. Но большинство наших выпускников - успешны, я за это ручаюсь. Дело не в анекдотах, кто-то что-то - а корабль идет. Я считаю, что реализуемая у нас подготовка по направлению "Инноватика" имеет своей целью подготовить людей, которые бы, с одной стороны понимали законы функционирования современной экономики, бизнеса, а с другой - могли работать в сфере не продажи куриных окорочков, а наукоемкого производства и продвижения на рынок новой продукции.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич!

Во всем - успехов, здоровья и конкретного результата во всех начинаниях!

Автор :

Коноплева (Хинкина) Елена

Ответ :

Уважаемая Лена! Спасибо. Я надеюсь, что у Вас все хорошо.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич.

Можно поинтересоваться, насколько востребована специальность "Геодезия" и перспектива трудоустройства в нашем городе?

Заранее спасибо.

Автор :

Наташа

Ответ :

Уважаемая Наташа! Подготовка по геодезии ориентирована работу в таких организациях, как "Уралгеоинформ", "Уралаэрогеодезия". В последние десятилетия активно развиваются геодезические (электронные геодезические приборы, спутниковые приемники, наземное и воздушное лазерное сканирование, космическая съемка и т. д.) и информационные технологии (базы данных, Интернет, геоинформационные системы, глобальное информационное пространство и т. п.). Мы ставим задачу опережающей подготовки выпускника, ориентируя его на быстрое изучение и освоение новых технологий и методов производства работ. Наша задача подготовить специалиста будущего. Но я не устаю повторять - Ваше будущее трудоустройство зависит от Вас, Мы можем дать удочку. А рыбу ловить придется самой.


Вопрос :

У Вас очень добродушный вид. Скажите, Ваше лицо не срисовывали в мультики? Я, кажется, видел его где-то..

Автор :

Дмитрий

Ответ :

Уважаемый Дмитрий! Ели бы был конкурс вопросов, то Вашему я отдал бы первое место. Не срисовывали. Будет чем заняться. Спасибо! А насчет видел - так я много где бываю, и в телевизоре говорящей головой иногда. Вот и на Е1.RU появился.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич. Скажите, пожалуйста, насколько наши выпускники могут конкурировать с европейскими и американскими коллегами по уровню приобретенных знаний? Как Вы оцениваете отставание материально-технической базы наших вузов и какие изменения предвидятся в связи с образованием Федерального Университета?

Автор :

Александра

Ответ :

Уважаемая Александра! Не будем говорить обо всех выпускниках (и у нас, и на Западе). Но лучшие и амбициозные - безусловно конкурентно способны и переигрывают своих сверстников, по крайней мере - в области естественных наук (физика, химия, биология) и математики. Тому много примеров у нас на факультете и в университете, далеко ходить не надо. У меня только что аспирантка защитила диссертацию в Германии. Осенью на факультете будет защита аспиранта, который выполнял работу в нашем наноцентре и в одном из университетов Франции, он получит после защиты российскую степень и степень во Франции. Еще один аспирант с кафедры общей и молекулярной физики выполняет работу во Францию по подобной программе. Это не единичные примеры. Наш диплом принимается без оговорок в ведущих странах мира и многие наши выпускники занимают ведущие позиции в мировых научно-образовательных центрах (например В. В.Сингер, выпускник нашего факультета, 1973 год,, руководитель крупного проекта по строительству современного ускорителя в европейском ускорительном центре в Гамбурге).

Про отставание материальной базы говорить сложно, на нашем факультете сегодня база научных исследований соответствует, а в чем то - может и превосходит, уровню типичного западного университета. Модернизированный в последние годы физический практикум, основа подготовки по всем направлениям нашего факультета, на сегодня, на мой взгляд - один из лучших в университетах России (в том числе МГУ и СПбГУ). Свои представления о будущем в рамках федерального университета я изложил выше.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич!

Вопрос касается непосредственно Вашей кафедры ("Физики низких температур"). Хотелось бы узнать, есть ли в данный момент возможность для написания и защиты кандидатской диссертации по тематике физики низких температур, в частности криогеники? Работает ли уже кто-то на кафедре над подобными темами, т.е. есть ли заинтересованные люди в качестве научного руководителя? Спасибо.

Автор :

Александр

Ответ :

Уважаемый Александр! Ответ простой - приходите, будем разговаривать. Вы можете поступать в аспирантуру в этом году, но документы надо уже готовить. Экзамены в первых числах июля. Бюджетные места есть.


Вопрос :

Господин Бабушкин!

Какая, по-вашему, сумма денег нужна для модернизации приборного парка естественно-научных факультетов в будущем УрФУ? И какую сумму, Вы полагаете, выделит правительство. Есть ли надежда на спонсорскую помощь?

Автор :

Мария Забоева

Ответ :

Уважаемая Мария! Денег всегда мало. Поэтому у нас для оптимизации затрат принято проводить внутренние конкурсы, выявляющие перспективы закупки оборудования, которое может понадобиться максимально большему количеству пользователей, формирование так называемых "Центров коллективного пользования". Начинались эти процессы с большим трудом (мое всегда лучше, чем общее), сегодня - это обычная форма нашей работы. Про федеральное финансирование лучше не говорить, можно сглазить. А со спонсорами у нас тяжело. Однажды один знакомый бизнесмен мне сформулировал позицию: "Любой спонсор хочет стать инвестором", то есть нужна надежда на экономический результат. Но мы работаем в области фундаментальной науки, прикладной выход которой затянут во времени.


Вопрос :

Почему у Вас на факультете очень много человек отчисляют? Где может трудоустроится выпускник вашего факультета?

Автор :

Жома

Ответ :

Уважаемый Жома! Отчисляем много, но могли бы еще больше. Отчисление - часто спасение человека, который пришел не туда, куда надо. Про трудоустройство я уже отвечал.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич! Как Вы относитесь к созданию УрФУ? Почему, на Ваш взгляд, в УПИ ратуют за это, а мы, выпускники и учащиеся УрГУ, не в восторге?

Автор :

Панкратова Наталья (выпускница физ. фак-та УрГУ 2002)

Ответ :

Уважаемая Наталья! Свое отношение к УрФУ я уже сформулировал. Надеюсь, что эти процессы приведут к новому качеству не только образования, но и решат государственную задачу реиндустриализации старопромышленого региона (так записано в программных документах УрФУ). А корпорация выпускников УрГУ останется, я надеюсь. Может даже теснее станет.


Вопрос :

Добрый день. У меня сын нынче закончил 10 класс, после окончания средней школы хочет поступить в Ваш вуз на факультет "Электротехники". Может, я ошибаюсь, скажите каковы шансы жителя Пермской области поступить (оценкам - "хорошист"), и есть ли у Вас подготовительные курсы?

Автор :

Хатыпов Дамир Зафарович

Ответ :

Уважаемый Дамир Зафарович! У нас в университете такого факультета нет. Электротехнический факультете есть в Уральском федеральном университете (бывший УГТУ-УПИ).


Вопрос :

Алексей Николаевич, как бы Вы оценили по 10-балльной шкале уровень знаний физики выпускников физического факультета пятого курса 2010 года? Говорят, что из года в год падает, причем катастрофически.

Автор :

Илья

Ответ :

Дорогой Илья! Вы знаете, про плохую молодежь еще древние греки говорили. Нормальные ребята, только что прошли защиты дипломных работ - у многих, если не у большинства, есть публикации, выступления на конференциях. Мы, конечно, не удовлетворены уровнем знаний по физике и математике поступающих на факультет абитуриентов, даже безотносительно к количеству баллов, полученных по ЕГЭ. Но на то мы и работаем, чтобы на выходе получались специалисты, которые были бы конкурентно способны на рынке труда.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич! Я являюсь студенткой 5 курса факультета журналистики. В прошлом семестре Вы преподавали у нас, и мне хотелось бы сказать Вам огромное спасибо за ваши интересные лекции и беседы с нами. Хочется, чтобы именно на таких профессионалов равнялся преподавательский состав нашего университета.

Автор :

Марина

Ответ :

Уважаемая Марина! Спасибо. Мы с Вашим деканом и моим старым приятелем Б. Н.Лозовским придумали этот курс ("Актуальные проблемы науки для журналистов") и я рад Вашей реакции. Именно в этом состоит основное преимущество классического университета, где в одной куче варятся физики, журналисты, философы, химики. Как бы это не потерять в УрФУ.


Вопрос :

Когда нам дадут научных руководителей?

Автор :

студент магистратуры

Ответ :

Уважаемый студент! Как я понимаю - инноватик, 1 курс магистратуры. Руководителей не дают, их ищут и берут. Я считаю, что если Вы видите себя в наукоемком бизнесе, то и ведите себя как будущий эффективный менеджер - организуйте свою работу. Если уж совсем плохо - приходите, поговорим, решение найдем всегда. Но год Вы уже потеряли.


Вопрос :

Алексей Николаевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о судьбе Центра Нанотехнологий УрГУ. Что его ждет в связи с образованием УрФУ?

Автор :

Болячкин Антон

Ответ :

Уважаемый Антон! Наноцентр создан, уникальный набор оборудования, не только для Урала, но и России, по некоторым позициям - Европы и США. Исследования востребованы. Я думаю, что создание УрФУ даст новый импульс развитию исследований в области наноматериалов и наносистем как на физическом, так и химическом факультетах.


Вопрос :

С удовольствием прочитал книжку Орира "Популярная физика" 1966 года.

Скажите, сильно ли изменились взгляды на физику с тех лет, что посоветуете почитать из современной литературы?

Автор :

Олег

Ответ :

Уважаемый Олег! Книжка Джея Орира, на мой взгляд, не устарела. Она действительно хорошо написана и дает общие представления о том, что такое физика. А вот на вторую часть вопроса мне ответить непросто. Ведь надо понять, что Вы хотите узнать. Сегодня издается не так много популярных книг, посвященных физике.


Вопрос :

Здравствуйте!

Я закончил УрГУ несколько лет назад. Тогда это был сильный вуз, известный далеко за пределами Екатеринбурга, я всегда гордился своим дипломом. А сейчас УрГУ хотят влить в непонятное структурное образование УрФУ, у которого нет четкой концепции, одни красивые слова и слайды на презентациях. Получается, что мы теперь станем выпускниками несуществующего вуза? Расскажите, для чего УрГУ нужно объединятся с УПИ? Что это даст самим ургушникам? Какие преимущества? Зачем вступать в эту слабо продуманный, авантюрный проект? И как можно поддаваться на шантаж, что если откажетесь от вступления в УрФУ, то Вам урежут финансирование? Как можно себе представить, чтоб ведущему вузу Екатеринбурга, известному своей научной школой могли урезать бюджет. Этого не может быть! Я ничего хорошего от этого проекта не жду, только ухудшения качества образования. Вам как физику приведу понятную аналогию: в результате диффузии капля вещества, опущенная в сосуд с водой растворяется по всему объему. Аналогичное может произойти с университетской наукой и качественным образованием после вливания в большой УрФУ.

Автор :

Егор

Ответ :

Уважаемый Егор! Я свою позицию по УрФУ изложил. Ваши сомнения понятны. Но мы ведь не частная организация, а государственное образовательное учреждение. И государство определяет тренды развития образования, в том числе - высшего. А насчет диффузии - так можно привести и другие примеры, когда смешивание веществ приводит к самоорганизации в системе и новому качеству получившегося объекта. Это возможно в открытой системе, каковой и является университет, как бы он не назывался. Есть такое модное и часто не к месту употребляемое слово - синергетика.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич!

Я уже заканчиваю УрГУ (филологический факультет, РГФ).

Просто хотела выразить Вам мое огромное уважение! Вы читали нам лекции по КСЕ (концепция современного естествознания). Было очень интересно! Спасибо!

Желаю Вам успехов в работе и хороших студентов!

Автор :

Дылдина Марина

Ответ :

Уважаемая Марина! Спасибо.


Вопрос :

Алексей Николаевич, добрый день!

Я являюсь студенткой физического факультета УрГУ. Интересует вопрос трудоустройства. Моя специальность - "Медицинская физика". Предоставляет ли университет сейчас какие-то варианты трудоустройства? Или возможна лишь аспирантура и должность лаборанта на кафедре? Также вообще интересует трудоустройство по специальности выпускников физического факультета. Постоянно идет разговор о бизнесе, ТВ, руководящих должностях в банках и т. д. Но попасть на одну из этих должностей может любой целеустремленный и неглупый человек. Зачем тогда ради этого 5 лет учиться на естественно-научном факультете, если проще окончить любой экономический вуз?!

Автор :

Ксения

Ответ :

Уважаемая Ксения! Ваши сомнения понятны. Зачем мучиться. Но Вы же сами говорите, что ". проще окончить любой экономический вуз.". Я комментировать не буду, дабы не вызвать неудовольствие коллег. Выше я сформулировал свою позицию по поводу трудоустройства - распределение закончилось 20 лет назад, тогда это считалось достижением, проявлением победы демократии, сегодня все чаще студенты просят их куда-нибудь направить. Я убежден в одном - наше образование дает возможность выпускнику выбирать траекторию своего жизненного роста. Это, кстати, видно по вопросам наших выпускников прошлых лет. Мы можем вывести Вас на работодателей, в частности - по медицинской физике. Но устроят ли Вас их условия и устроите ли их Вы? То же самое могу сказать и про аспирантуру - любого желающего в аспирантуру не принимают. Есть экзамены, и что важно - мнение будущего руководителя. Остаться на кафедре, не только лаборантом, но и преподавателем, можно. Но опять же - Вы должны продемонстрировать свое желание работать за весьма скромное вознаграждение, амбиции, квалификацию.


Вопрос :

Почему физический факультет такой обшарпанный?

Автор :

Павел С.

Ответ :

Уважаемый Павел! Ну уж не настолько обшарпанный. Есть проблемы, безусловно. Но Вы, вероятно, ходили по коридорам, а не по лабораториям и аудиториям. Понятное дело, встречают по одежке. Исправимся.


Вопрос :

А правда ли то, что на физфаке невозможно быть отчисленным за академическую не успеваемость?

Автор :

Бусыгин Геннадий

Ответ :

Уважаемый Геннадий! Ответ в Вашем вопросе - надо только отрицание "не" убрать. Еще как возможно.


Вопрос :

Существую ли какие-нибудь программы на факультете или в университете для тех студентов, которые ездят на конференции, а то кроме как выписывания мат. помощи нигде нельзя взять денег на проезд и участие в конференции, либо приходится платить за все из своего кармана.

Автор :

Сергей

Ответ :

Уважаемый Сергей! Вы должны работать на должности инженера-исследователя (на части ставки) в научной группе, в которой есть финансирование научных исследований. Например, у нас на факультете сегодня довольно много докторов и кандидатов наук выиграли финансирование по государственной программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" (университет в этой программе фантастически успешен). И Ваш руководитель должен считать целесообразным Ваше участие в конференции. Иных вариантов сегодня законодательство не предусматривает.


Вопрос :

Здравствуйте, меня интересует ваше мнение о так называемой "теории суперструн". Как Вы считаете, смогут ли ее доказать и если смогут, то реально ли, чтобы человек научиться синтезировать различные вещества на основе этой теории?

Автор :

Соловьев Алексей

Ответ :

Уважаемый Андрей! Я хоть и физик, но вопросы, связанные с суперструнами, знаю понаслышке. Вместе с тем думаю, что к материаловедению (а ведь Вы говорите о синтезе новых веществ) эти модели имеют весьма отдаленное отношение.


Вопрос :

Добрый день, закончил физический факультета университета в 2008 г. После того, как получил диплом, встал вопрос, куда пойти работать. Но до сих пор не получается устроиться туда, куда хотелось бы. Да, есть работа, но эта работа, я считаю, не требовала 5 лет кропотливой учебы в университете. На заводы нас практически не берут, поскольку нужны инженеры. И, как говорят, уже много лет выпускники, после физфакалибо идти продавать, либо уходить в науку. Но в науку уходит 2-3% от выпуска. А остальные - не пойми куда. Скажите, на завод УОМЗ. Но посмотрите, какая там зарплата, условия. Да они и не охотно берут ребят. Я нисколько не жалею, что учился на физфаке университета, получил классическое образование.

Университет много дал мне для моего становления как личности. Но все же, скажите, что нам делать?

Автор :

Артем

Ответ :

Уважаемый Артем! На подобные вопросы я отвечал выше. Все зависит от Вас и Вашего потенциала. На заводы наших выпускников берут только так. Только надо рассказывать не то, что Вы физик, а то, что Вы много чего можете делать. Вопрос - на что Вы претендуете. Один из крупнейших оптикоэлектронных заводов Европы, УОМЗ, Вам не по нраву. Кроме того, мы ведь Вам давали не конкретную специальность, а образование. Сложное и, по Вашим же словам, много давшее Вам. Что касается научных учреждений - то собственно заниматься физикой из выпуска физиков (специалистов и магистров) примерно в 60 человек уходит около 25-30%. Это, кстати, мировая тенденция. А что касается зарплат - это не ко мне вопрос.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич! Пишут Вам студенты бывшей академии национальной безопасности, обороны и правопорядка. Большое спасибо Вам за те знания, которые Вы привнесли в наш ум! Желаем Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, благодарных и старательных учеников!

Автор :

Девятайкин Вячеслав

Ответ :

Уважаемый Вячеслав! Спасибо. Я надеюсь, что у Вас все сложится хорошо.


Вопрос :

Здравствуйте! Вопрос "прикладной", не по заявленному вами списку. Но кто на физфаке подскажет: как неразрушающими физическими ("химия" тут не поможет) методами определить металл значка или медали (нужно атрибутировать знак на истфаке)?

Автор :

Юрий Данилин

Ответ :

Уважаемый Юрий! Есть самые разные методы - рентгеновские, оптические, спектральные. На физическом и химическом факультетах соответствующее оборудование есть. Вы должны четко сформулировать задачу, не понятно - что такое "знак на истфаке". Могу сказать, что у наших коллег есть опыт экспертной работы с учеными факультета культурологии.


Вопрос :

Как Вы оцениваете сегодняшний уровень естественнонаучной образованности среднего гражданина России, или, скажем, Екатеринбурга (общие знания о законах и устройстве окружающего мира, осведомленность об актуальных проблемах, заинтересованность в их решении)?

Автор :

Полтавец Анастасия

Ответ :

Уважаемая Анастасия! Вопрос не простой. Я не уверен, что можно давать оценку средней температуры по госпиталю. К сожалению, сегодня мы живем в информационном мире, насыщенном всяким бредом, представляемым как истина. При этом образовательный иммунитет утрачен - к сожалению, в школах Свердловской области давно не преподают даже основы астрономии, резко сокращены учебные часы по физике, химии, биологии. Вот и верят люди в разный бред.


Вопрос :

Алексей Николаевич, здравствуйте!

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

1. Востребованы ли выпускники естественно-научных факультетов, в особенности химического и биологического?

2. Признаются ли дипломы естественно-научных факультетов УрГУ за границей?

3.Каковы "плюсы" и "минусы" для естественно-научных факультетов УрГУ от слияния УГТУ-УПИ и УрГУ в единый университет?

Спасибо

Автор :

Шурыгина Нина

Ответ :

Уважаемая Нина! Про выпускников физического факультета я уже говорил. Это, кстати, не только физики, радиофизики и медицинские физики с квалификацией "Физи", но инженеры в области геодезии, географических информационных систем, бакалавры инноватики и нанотехнологий. Выпускники биологического (направления "Биология" и "Экология и природопользование") могут работать в экологических службах, биотехнологами на предприятиях, в клинико-диагностических лабораториях ландшафтными дизайнерами и фитодизайнерами. И, конечно, в научных коллективах и образовательных учреждениях. Химический факультет выпускает специалистов и магистров по направлению "Химия". И опять же поле деятельности весьма широко - от заводов, производящих химическую продукцию до научных учреждений и экспертных служб. Про дипломы я уже сказал - у выпускников естественнонаучных факультетов и математико-механического факультета УрГУ проблем с признанием диплома за рубежами нашей страны не возникало. Про УрФУ я уже много сказал. Повторять не буду.


Вопрос :

Уважаемый Алексей Николаевич! Изменится ли физический факультет УрГУ после создания УрФУ? Если изменится, то как? От чего придется отказаться и что появится нового?

Автор :

Мелехин Андрей (некогда студент физфака УрГУ)

Ответ :

Уважаемый Андрей! Ответ очевиден - изменится. А вот как - будем надеяться, что появятся новые возможности обучения студентов и проведения научных исследований. Безусловно, произойдет ревизия имеющихся возможностей и потенциала, будут приняты какие-то организационные решения. Желательно - с нашим участием.


Вопрос :

Уважаемый Алексей Николаевич! Пишет Ваш выпускник 1996 года. Не выбрасывайте мой вопрос в корзину, он очень важен. Этот вопрос беспокоит меня долгие годы, а все началось на первом курсе физического факультета. Пожалуйста, скажите, наконец, какова масса покоя электрона?

Автор :

Карпов Дмитрий

Ответ :

Уважаемый Дмитрий! Электрон ведь частица, его масса приведена в справочниках по физике. Это у фотона массы покоя нет. Более того, если Вы закончили наш факультет, то выполняли в электрической лаборатории лабораторную работу по определению массы электрона. Столько лет мучиться.


Вопрос :

Почему конкурс на физический факультет меньше, чем на математический факультет УрГУ или физико-технический УГТУ? Поступал в 2001 году, выбирал между физфаком и физтехом, склонился в сторону последнего, из-за того что на физтех было намного сложнее поступить, конкурс выше. Закончил с красным дипломом, сейчас работаю с выпускниками физфака и вижу, что фундаментальное образование у них богаче и немного жалею о своем выборе.

Автор :

Алексей

Ответ :

Уважаемый Алексей! К математикам, к сожалению, абитуриенты рвутся не на математику или механику, а на компьютерные науки и защиту информации - то есть не на классические университетские специальности с огромными традициями подготовки в течение многих десятилетий. Свет в окошке - компьютер. Про физтех и конкурс туда не знаю, никогда не интересовался. Там ведь тоже много разных специальностей. Даже лингвистика (странные люди.) На вопрос, почему в УГТУ желающих поступить больше, всегда отвечаю - потому что есть трамвайная остановка "УГТУ", а остановки "УрГУ" - нет.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич.

Помнится, перед поступлением на физический факультет, Вы красиво рассказывали об учебе и перспективах трудоустройства. Сейчас, закончив учиться, понимаю, что с таким образованием сложно устроиться на высокооплачиваемую работу. Человек, закончивший физфак, не обладает определенной инженерной профессией, а напичкан пустыми научными знаниями. Причем многие это понимают и идут получать второе высшее образование. Скажите, пожалуйста, сколько процентов выпускников работают по специальности и что делать тем, кто не видит свою профессиональную деятельность, связанной с наукой и зря потратил время, обучаясь на физфаке?

Автор :

Наталья

Ответ :

Уважаемая Наталья! Про проблему трудоустройства я уже много чего сказал. Повторяться не буду. Но Вы используете понятие высокооплачиваемая работа, а что это такое? Сколько Вас удовлетворит? И соответствуют ли Ваши запросы Вашей квалификации и способностью удовлетворять требованиям работодателя? Знакомые бизнесмены из сферы IT-технологий не раз мне говорили о несоответствии финансовых запросов сегодняшних выпускников (не только наших) их квалификации. Замечу, кстати, знания пустыми не бывают. А что касается второго высшего образования - так, по идее, сегодня говорится об образовании в течении всей жизни (даже термин такой есть на Западе - long life learning). На одной из конференций в Германии, связанной с проблемами образования, я слышал доклад представителя фирмы IBM, в котором говорилось, что по прогнозам сегодняшний выпускник школы к 40 годам сменит более 10 мест работы с разной требуемой квалификацией. Вот так.


Вопрос :

Почему многие не могут закончить физфак УрГУ по 10 лет?

Автор :

Щелканогова Таня

Ответ :

Уважаемая Таня! У нас был один выпускник, закончивший факультет через 18 лет после поступления. Так жизнь сложилась. Уходил, приходил, пересдавал. Но степень бакалавра физики, в конце концов, получил.


Вопрос :

В чем отличия (а также преимущества и недостатки для студента) обучения на физическом факультете УрГУ по сравнению с физтехом (и возможно радиофаком) бывшего УГТУ-УПИ? При будущем объединении двух вузов, есть ли какой-нибудь потенциал синергии между факультетами?

Автор :

Артемий Александрович

Ответ :

Уважаемый Артемий Александрович! Я думаю, что главная разница во внутренней атмосфере наших университетов. УПИ - инженерный вуз, а инженерная практика требует четкой организации и порядка. Кроме того - УПИ огромный вуз, а УрГУ весьма компактен. Мы - классический университет, не дающий конкретной специальности, но дающий хорошее образование. Тут философы бродят между физиками и историками. Наш бывший ректор, ныне президент УрГУ, В.Е. Третьяков, как то употребил по отношению к университетской среде термин "демократическая расхлябанность". Вот эта "расхлябанность", на мой взгляд, является одной из ценностей университета, которую надо бы сохранить (в определенных рамках) и в УрФУ. Мы тесно сотрудничаем с коллегами с физтеха, кафедрой физики, кафедрой термообработки и физики металлов, помогаем друг другу. С радиофаковцами меньше, но повод для объединения усилий найдется. Что касается взаимного усиления и получения нового качества при объединении - так в УрГУ такой опыт уже есть. В 1977 году в университет пришел новый ректор - декан физтеха П. Е.Суетин. Паригорий Евстафьевич принес в университет не только физтеховскую организованность, но и привел с собой научный коллектив, сегодня являющийся одним из ведущих на физическом факультете. Это кафедра общей и молекулярной физики, выпускники физтеха профессора С. Ф.Борисов, В.Г. Черняк, Г.П. Быстрай, В.М. Кисеев. Но, надо сказать, что процесс слияния был непрост и длился не один год. Кстати, именно во времена П.. Е.Суетина серьезное развитие получили гуманитарные факультеты университета.


Вопрос :

Уважаемый Алексей Николаевич! Считаю интервью с Вами крайне своевременным. Не секрет, что в настоящее время большая часть молодежи ориентирована на получение "легкого" высшего образования по модным специальностям социального, гуманитарного и экономического профиля в коммерческих вузах. Все реже встречаются школьники, нацеленные на изучение естественных наук, мечтающие заниматься в дальнейшем фундаментальными или прикладными исследованиями в этой сфере. Не кажется ли Вам, что эпоха лидерства нашей страны в естесственно-научном образовании миновала, что все усилия школьных учителей и университетской профессуры бесполезны, и современное общество не способно повернуть свою молодежь в сторону изучения естественных наук, вернуть былой престиж профессиям ученого, преподавателя, инженера? И надо ли это делать? Не проще ли и дешевле будет приобретать уже готовые результаты научных исследований японцев, американцев, европейцев? Благодарю за ответ.

Автор :

Ольга Игнатченко, выпускница физфака УрГУ

Ответ :

Уважаемая Ольга Аркадьевна! Я оптимист и рад, что такие школьники встречаются. Меня радует, что в Свердловской области четверть выпускников школы в этом году в качестве одного из предметов ЕГЭ выбрала физику. Для поворота нужна внятная позиция власти, бизнеса, промышленности. Да, сегодня прием на наш факультет вырос со 150 человек в 2006 году до 230 в 2010 (бюджетные места). Сегодня мы имеем возможность выигрывать существенное финансирование на проведение научных исследований и поддержку молодых ученых и студентов. Но вне вузовской и академической среды выпускники с хорошим образованием не особенно востребованы. Промышленность не может сформулировать внятный заказ на специалистов нового поколения, готовых к решению сложных задач. А что касается Японии и прочих - безопасность страны не купишь за ее рубежами.


Вопрос :

Вы утверждали, что вселенная конечна. Но ведь даже исходя из логики, если где-то убывает, то где-то прибывает. А утверждать то, что доказать нельзя, это, по моему мнению, как то не вяжется с вашими учеными степенями. Ведь такое может утверждать и человек без образования. Если Вам не трудно, объясните, чем Вы руководствуетесь?

Автор :

Игорь Николаевич

Ответ :

Боюсь, Вы меня неправильно поняли, когда речь шла о Вселенной. Дискуссия о конечности или бесконечности Вселенной напоминает мне проблему о делимости или неделимости атома. В том и другом случае, как всегда при описании Природы, мы имеем дело лишь с модельными представлениями, которые более или менее правдоподобно отражают окружающий нас мир на данный момент. По мере совершенствования знаний и накопленного опыта человек меняет созданные модели. Критерием выступает работоспособность теорий и концепций. Так было с атомистическими представлениями Древней Греции, которые работали вплоть до рубежа 19/20 века, при этом концепция неделимости атома всех устраивала. Принимая концепцию конечности или бесконечности Вселенной, надо иметь в виду, какое из этих представлений наименее противоречиво с точки зрения современных теорий относительно происхождения, эволюции и структуры Вселенной (кстати, таких теорий немало). Претензия на знание в последней инстанции всегда тормозила науку и была в прямом смысле губительна для прогрессивных мыслителей (вспомним средневековую инквизицию). Здесь я приверженец Платона и философов-софистов, которые учили никогда ни на чем не настаивать. Поэтому я руководствуюсь только теми сведениями, которые нам предъявляет Природа. Другое дело, что может быть не один вариант объяснения наблюдаемых эффектов. А насчет убывает-прибывает - возьмите воздушный шарик, надуйте его зимой на улице и принесите в дом. Как он себя поведет? Что там будет убывать-прибывать? Так что ученые степени к этому никакого отношения не имеют.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич. В 1995 году я поступил на ваш факультет. Проучился 2 года, затем по семейным обстоятельствам мне пришлось уйти - нужно было помогать родителям и младшему брату. В начале 2000-х хотел восстановиться и закончить обучение, но мне сказали, что мои документы утеряны, найти их не могут, ". и вообще мы ничего не знаем". Я и сейчас хотел бы доучиться или перейти на другой факультет, но как же быть с документами? Несколько раз пытался узнать их судьбу в приемной комиссии, в деканате, но передо мной только руками разводят.

Автор :

Черкасских Дмитрий

Ответ :

Уважаемый Дмитрий! Есть простой бюрократический способ. Написать заявление на имя ректора.


Вопрос :

Алексей Николаевич, добрый день! При прочих равных условиях повлияет ли на зачисление наличие у абитуриента спортивного разряда (спортивных достижений)? Нуждается ли вуз в спортивных кадрах?

Автор :

Никулина Наталия

Ответ :

Уважаемая Наталия! В спортивных кадрах университет нуждается, однако мы готовим, все-таки, физиков, астрономов и инженеров. Поэтому при прочих равных спортивные достижения, конечно, повлияют, но не более.


Вопрос :

Добрый день! Я - выпускник (специалист) физического факультета УрГУ. Закончил в 2009 году. Могу ли я спустя год поступить в магистратуру к Вам на факультет? Есть ли возможность бесплатного обучения? Заранее спасибо за ответ.

Автор :

Сидоров Олег

Ответ :

Уважаемый Олег! Можете. Прием документов до 15 июля. Вступительные экзамены до 20 июля. Зачисление с 1 августа. Бюджетные места есть. Даты надо уточнить в приемной комиссии. Есть проблемы с получением отсрочки от призыва в армию - Вы уже использовали свое право на получение высшего образования третьего уровня.


Вопрос :

Алексей Николаевич, выпустилась несколько лет назад, но бережно храню самые теплые воспоминания о нашем факультете! Успехов Вам в столь нужной и важной работе! ;)

Как Вы считаете, сохранятся ли после объединения в УрФУ нынешние площади за физфаком? Каким Вы видите будущее факультета в целом, и, в частности, кафедры астрономии и геодезии в объединенном вузе?

И, если позволите, скользкий вопрос - как Вы относитесь к ЕГЭ? Повлиял ли он на степень подготовки абитуриентов в лучшую или в худшую сторону?

Автор :

Елена Кузнецова

Ответ :

Уважаемая Елена! Спасибо за добрые слова. Про УрФУ я уже много сказал. Не думаю, что нас кто-то будет поджимать с площадями, есть слабая надежда на обратное. Что касается кафедры астрономии и геодезии - это уникальное для России место, еще только в трех вузах есть что-то подобное - в МГУ, СПбГУ, Казанском университете. Да еще Коуровская обсерватория с самым современным на сегодняшний день оборудованием, телескопом-роботом, отличной наблюдательной базой. Я уверен, что эта кафедры будет процветать. Как, впрочем, и факультет.


Вопрос :

Добрый день, Алексей Николаевич.

Ходят слухи о том, что физики обладают незаурядным чувством юмора. Правда ли это, и часто ли Вы шутите со своими студентами?

Автор :

Анатолий

Ответ :

Уважаемый Анатолий! Если я скажу, что часто шучу - тогда к моим словам студенты будут относиться, как к шутке. Поэтому не комментирую.


Вопрос :

1) Ученые, в частности физики, обладают особым чувством юмора. Пожалуй, самый известный тому пример - Ландау. Доводилось ли Вам встречать в своей жизни столь же остроумного человека?

2)Видели ли Вы "научно-юмористический" сериал "Теория большого взрыва"? Если да, то как на Ваш взгляд, все ли, что там говорят, правда с научной точки зрения и способен ли он поднять интерес молодежи к науке? Спасибо.

Автор :

Стас

Ответ :

Уважаемый Стас! Остроумных людей встречал много. Сериала не видел. А насчет интереса к науке - если только на самом начальном этапе. Физика весьма сложна и многообразна для изложения в виде клипов и мультиков. А умных фильмов типа "Девять дней одного года" или "Иду на грозу" сегодня не снимают.


Вопрос :

Высокотемпературная сверхпроводимость (при температуре жидкого азота) открыта более 20-ти лет назад. Почему она до сих пор не используется в промышленных масштабах?

Автор :

Пинигин Сергей

Ответ :

Уважаемый Сергей! Я думаю, что какие-то специфические системы используются. Но не в качестве систем для транспортирования токов высокой плотности, а в сенсорах. Оказалось, что ВТСП системы весьма капризны, нестабильны, дороги в производстве.


Вопрос :

Ушли бы Вы из УрГУ, если бы при этом не надо было бы мириться с потерей любимых коллег, возможности творить? Как Вам последние "новации" министра образования Фурсенко, которые, по общей оценке, привели к полному развалу среднего и высшего образования?

Вы были "всегда и во всем " (с) согласны с политикой Правительства РФ в сфере образования?

Автор :

Ткачук Сергей Федорович

Ответ :

Уважаемый Сергей Федорович! В университете я не потому, что тут хорошая тусовка. А потому что мне моя работа нравится. Поэтому уходить пока не собираюсь и даже не задумывался об этом. Мне повезло с работой. Что касается министра - он не разваливает образование, а выполняет программу модернизации. Насчет общей оценки я бы поостерегся, есть моменты и весьма позитивные - финансирование научных исследований в высшей школе за последние годы, во многом благодаря министру, выросло в десятки раз. А по поводу согласия могу сказать одно - я работаю в государственном вузе, обязан выполнять требования учредителя и имею возможности формулировать интересы студентов и преподавателей через экспертное сообщество. Я член Президиума Учебно-методического совета по физике Учебно-методического объединения классических университетов России, член такого же совета по инноватике Учебно-методического объединения политехнических вузов, эксперт Российского совета ректоров по проведению олимпиад школьников. Так что возможностей для высказывания позиции и участия в формировании решений достаточно.


Вопрос :

Когда планируется сделать ремонт здания УрГУ на улице Куйбышева? Когда заходишь туда, становится стыдно за Ваш университет. Неужели огромные деньги, собранные со студентов, не идут во благо?

Автор :

Олег Кошкин

Ответ :

Уважаемый Олег! Насчет огромных денег, собранных со студентов, Вы заблуждаетесь. Наверное на ночь смотрели передачу про жуткую коррупцию в вузах - каждую весну одно и то же начинается. У нас есть студенты, оплачивающие свое обучение - они не смогли поступить на бюджетные места. На физическом факультете таких немного, чуть более 30 человек на всех курсах. Вы можете легко подсчитать наш доход - на сайте университета указана стоимость обучения. На эти деньги ремонта не сделаешь. Только оплата работы преподавателей и работников деканата, причем совсем не безумные деньги. Ремонт надо делать. За последние годы благодаря вниманию ректора и нашим усилиям удалось отремонтировать практически все аудитории и лаборатории. Остались коридоры. Будем искать возможность и работать.


Вопрос :

0 баллов - не был, 1 балл - был, но не угадал, 2 балла - был и угадал;)

Автор :

Студенты

Ответ :

Уважаемые студенты! Все-таки я Вас чему-то научил. Поясняю для несведущих. Я читаю курс "Концепции современного естествознания" на филологическом и экономическом факультетах. Система получения зачета простая - на каждой лекции я провожу опрос по самым элементарным вопросам из пройденных тем. Система оценок - в вопросе (был - на лекции). Разрешаю пользоваться конспектами. Тем, кто набрал более 75% от возможных баллов - ставлю зачет без разговоров. Как Вы думаете, сколько человек получает зачет по этой системе? Не более 40%. На лекции ходить надо и не с соседкой любезничать.


Вопрос :

Алексей! Добрый день! Я хочу написать о преимуществах вашего образования. Я давно окончила УрГУ, физический факультет, по специальности "астрономия". Однако работать сразу стала программистом. Через 20 лет успешной работы меня так же легко приняли в ЕЭМК (Электро-Механический Колледж), где лет 5 я преподавала сначала ЭВМ (электронно-вычислительные машины), а затем высшую математику.

Выводы:

1.В УрГУ дали хорошие знания.

2. Выпускники ФИЗИЧЕСКОГО факультета УрГУ востребованы на рынке труда.

А вот следующее, возможно, и не для публикации. Решать - Вам.

Почему написала в Е1.RU? Потому что сейчас я с единомышленниками занимаюсь делом, связанным с ЭКОЛОГИЕЙ. И чем больше водителей поддержат нас, тем здоровее станет планета, и при этом водители смогут экономить свои деньги.

С уважением, Ольга.

Автор :

Жижина Ольга

Ответ :

Уважаемая Ольга! Спасибо за добрые слова. А по поводу экологии не понял, в чем поддержать надо?


Вопрос :

Алексей Николаевич, здравствуйте.

Расскажите, пожалуйста, как изменилось естественнонаучное образование за последние 6 лет, конкретно в УрГУ? Конкурентоспособны ли выпускники? И какова судьба молодых ученых - остаются ли они на кафедрах, т.е. занимаются наукой, уходят ли в бизнес, не связанный с полученной специальностью? А может быть, они отправляются на Запад? Или этой тенденции больше нет?

Автор :

Валерий

Ответ :

Уважаемый Валерий! Про конкурентоспособность я уже сказал. Еще раз повторю - образование только одна из составных частей конкурентоспособности. Должны быть амбиции, уверенность в своих силах, умение соотносить свои запросы с реальностью. И многое другое. Все остальное - как Вы пишете. Остаются на кафедрах, в аспирантуре, идут в институты Уральского отделения РАН, уходят в бизнес, связанный и не связанный сл специальностью. И в Европу едут, в Штаты в последние годы меньше. Жизнь продолжается.


Вопрос :

Здравствуйте, какова на физическом факультете доля предметов по выбору, для свободного посещения и сдачи (в процентах от общего количества, если возможно)?

И раз уж УрГУ согласился работать в рамках болонского процесса, будет ли доля предметов, свободно выбираемых студентом для своего обучения, расти (и на сколько, и когда)?

Спасибо за развернутый ответ.

Автор :

Александр, студент 1-го курса.

Ответ :

Уважаемый Александр! Предметов по выбору примерно 15% от общего числа лекционных занятий. Два - три курса в каждом семестре. На первом курсе таковых не предусмотрено. Это не означает, что студент выбирает, ходить или нет. Студент выбирает предмет из предложенного списка и выбранный обязан сдать в конце семестра. Что касается Болонской конвенции, то она вовсе не предполагает увеличение доли выбираемых предметов. Она направлена на обеспечение, в частности, академической мобильности студента - возможности поучиться в разных вузах по определенной специальности с зачетом результатов. В федеральном стандарте, который должен быть введен в действие в сентябре 2011 года, доля предметов по выбору принципиально не изменена.


Вопрос :

Алексей Николаевич, не секрет, что такие дисциплины как физика, математика и другие точные науки, не пользуются у нынешних школьников популярностью, ибо не модно, не прибыльно и т. д. Какое, по вашему мнению, будущее ждет российскую науку с таким отношением к ней? Что должно сделать государство, чтобы привлечь молодежь в науку?

Автор :

Ян Чупраков

Ответ :

Уважаемый Ян! Я уже ответил на этот вопрос выше. Спасибо.


Вопрос :

Академия естественных наук? Это для того чтобы титулов и званий больше было?

Есть РАН. А остальное - клубы по интересам.

Вот ваш факультет занимается модными ныне разделами физики. А не модным, но не менее нужным, кто заниматься будет?

Автор :

М.

Ответ :

Уважаемый М.! Почти как в бондиаде. Вы правильно сказали - клуб, причем РАЕН хороший клуб, в который не записываются, а туда выбирают. И далеко не всех. По крайней мере - в секции физики. Да еще мы и взносы платим. Среди членов РАЕН 18 Нобелевских лауреатов, 124 члена РАН, 40 членов других государственных академий. Что касается разделов физики, которыми мы занимаемся - так там моды нет, там есть квалификация ученого и его идеи. И мы считаем, что занимаемся нужными вещами. У Вас иное мнение - Ваше право.


Вопрос :

Интересуюсь астрономией. Хотелось бы узнать, чему учат на специальности "астрономия" и где работают выпускники.

Автор :

Екатерина Чащина

Ответ :

Уважаемая Екатерина! В Уральском государственном университете астрономические исследования проводятся в Коуровской астрономической обсерватории, а подготовка специалистов-астрономов ведется на кафедре астрономии и геодезии. Это обеспечивает современный уровень подготовки. Студенты знакомятся с современными астрономическими инструментами и приборами, методами наблюдений и обработки получаемых данных. Основные потребители выпускников: Коуровская астрономическая обсерватория УрГУ, Институт астрономии РАН, Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга при МГУ, Специальная астрофизическая обсерватория РАН, Пущинская радиоастрономическая обсерватория Физического института РАН, Институт прикладной астрономии РАН, Пулковская астрономическая обсерватория РАН, Астрономический институт С.-Петербургского государственного университета и др. Выпускники-астрономы работают и на предприятиях ракетно-космической отрасли, где занимаются прикладными астрономическими проблемами, связанными с решением задач навигации, ориентации и стабилизации космических объектов и т. д. Замечу, что прием на специальность Астрономиия невелик, всего 10 человек (бюджет). А выпускаем мы в этом году троих астрономов.

Вы можете посмотреть интервью директора Коуровской астрономической обсерватории Полины Евгеньевны Захаровой на Е1.RU ( http://www.e1.ru/talk/guest/desc/37.htm ).


Вопрос :

Каковы особенности подготовки инженеров в классическом университете, например, по геодезии и геоинформационным системам?

Автор :

Петр Некрасов

Ответ :

Уважаемый Петр! Под фундаментальной инженерной подготовкой мы понимаем такую образовательную деятельность, в ходе которой выпускнику прививаются навыки научно-исследовательской работы и обеспечивается высокая степень восприимчивости к новым методам и технологиям. Наш выпускник-инженер, получивший фундаментальное образование, ориентирован на решение широкого круга задач в своей предметной области и обладает базой для самостоятельного повышение квалификации и освоения новых методов и технологий. Мы ставим задачу опережающей подготовки выпускника, ориентируя его на быстрое изучение и освоение новых технологий и методов производства работ. Наша задача - подготовить специалиста будущего.


Вопрос :

Здравствуйте, Алексей Николаевич!

Вопрос о формировании института естественных наук в составе УрФУ: что планируется делать с родственными специальностями после вхождения УрГУ в состав УрФУ, а именно с направлениями "Теоретическая физика" (соответствующие кафедры, причем с одинаковой специализацией - ФКС) есть и в УрГУ и в УПИ, а также со специальностью "Фундаментальные радиофизика и физическая электроника" в УрГУ (каф. общей и молекулярной физики) и "Физическая электроника" в УПИ (каф. электрофизики). Кто останется?

Автор :

Данил, ИЭФ УрО РАН

Ответ :

Уважаемый Данил! Пока никто никаких резких движений делать не собирается - на первом этапе все сохраниться. Замечу, что наша специальность по радиофизике и упийская по физэлектронике существенно различаются. С 2011 года у нас будет направление подготовки "Радиофизика" (вместо фундаментальной радиофизики, в стране изменился перечень направлений подготовки). А потом, вероятно, будут шаги по взаимному проникновению, согласованию, увязке интересов. Договоримся.


Вопрос :

Алексей Николаевич, здравствуйте, расскажите, что Вы представляете из себя как ученый? Сколько у Вас публикаций, какой индекс цитируемости? Что реально сделано Вами за последние 5-7 лет для науки?

Автор :

студент

Ответ :

Уважаемый студент! Оценивать себя как исследователя не буду. Я слово ученый не люблю - кот ученый по цепям ходит. Пусть другие оценивают (причем мнения будут полярные). Могу сказать, что занимаюсь экспериментальной физикой, физикой сверхвысоких статических давлений. Публикаций в рецензируемых журналах, у нас и за рубежом, около сотни. Тематика очень интересная и не очень модная в мире. Поэтому индекс цитирования невысок. Меня это не волнует, так как я (да и не только) считаю, что механическое сложение ссылок ничего не дает. У нас в последние годы сложился очень интересный молодой коллектив. Мы навыигрывали приличное количество грантов. Сейчас почти вся публика с кафедры собралась ехать по конференциям, а я остаюсь набором на факультет заниматься. Что касается интересных результатов - они есть. Например, случилась такая история. Еще в 1986 году мы сделали работу по исследованию льда при сверхвысоких давлениях и показали, что наблюдаемые эффекты могут говорить о сверхпроводимости льда при температурах около 40К. Три года назад эта работа легла в основу электродинамической модели колец Сатурна, объясняя их структуру, особенности отражения в оптическом диапазоне. Вот это мне душу согрело - через 20 с лишним лет наше исследование пришлось к месту при исследовании Вселенной.


Вопрос :

Добрый день! Скажите, пожалуйста, какая судьба ждет преподавателей факультета после присоединения УрГУ к УрФУ? В частности, таких замечательных пожилых преподавателей, как, например, Лобанова Наталья Борисовна. Будут ли они продолжать работать и какое ваше личное к ним отношение?

Автор :

Антон - выпускник факультета

Ответ :

Уважаемый Антон! Спасибо за то, что Вы помните наших заслуженных преподавателей. Наталья Борисовна работает, нам удалось полностью изменить электрическую лабораторию, которая является ее детищем. Я надеюсь, что наши заслуженные преподаватели будут работать столько, сколько позволит им здоровье. Надо сказать, что именно на таких людях держится во многом наш уровень - молодые преподаватели более прагматичны, а старые - романтики.


Вопрос :

25 лет назад существовала "проблемка" на 2-м этаже физфака, где в т. ч. "варили" полупроводниковые кристаллы и вообще наука там была на острие.

Существует ли она теперь?

Если существует, как там сейчас с острием?

Чем занимается? Нанотехнологиями?

Можно поподробнее, пожалуйста?

Автор :

выпускник физфака

Ответ :

Уважаемый выпускник! Проблемных лабораторий давно уже нет - сейчас это Институт физики и прикладной математики. На том месте, которое Вы помните - Уральский центр "Современные нанотехнологии". Полупроводниковая тематика живет, она, в основном, сориентирована на исследование квантовых эффектов при низких температурах.


Вопрос :

Скажите, пожалуйста, чем отличается специальность "Информационные системы " на физическом факультете от специальности "Компьютерные науки на матмехе"!?

Автор :

Сеньчонок Татьяна

Ответ :

Уважаемая Татьяна! На матмехе направление называется "Математика. Компьютерные науки" и подготовка по нему имеет фундаментальный характер в области математики и компьютерных наук. Более подробно можно узнать об этом направлении из интервью декана М. О. Асанова, которое он дал на Е1.RU в июле 2005 года http://www.e1.ru/talk/guest/desc/158.htm. Мы готовим бакалавров и магистров по инженерному направлению "Информационные системы" со специализацией "Географические информационные системы" с квалификацией бакалавр (магистр) техники и технологий.


Вопрос :

Почему в Институте естественных наук нет матмеха УрГУ?

Автор :

Леонид Волканин

Ответ :

Уважаемый Леонид! После вероятного изменения структуры университета матмех составит ядро другого института - института Математики и компьютерных наук. В этот институт помимо матмеха войдет Региональный учебно-научный центр по информационной безопасности, ряд научных математических и компьютерных лабораторий, учебные компьютерные лаборатории, факультет повышения квалификации преподавателей.


Уважаемые гости Е1! Особенно те, у кого хватило терпения дочитать до конца вопросы и ответы. Мы не ожидали, что интервью вызовет такой интерес - я получил более ста вопросов на 22 страницах. Я благодарю наших выпускников, студентов за теплые слова в адрес университета. Я хорошо понимаю сомнения ряда нынешних студентов в целесообразности обучения на столь сложном факультете. Мне понятны вопросы, связанные с созданием Уральского федерального университета. Иногда говорят, что мы живем в сложное время перемен. Когда то я понял, что это просто штамп. Если ты сам не формируешь среду своего существования - то это сделает за тебя кто-то другой. И не факт, что тебе будет комфортно. Я желаю Вам успехов, удачи и счастливых моментов в многообразной жизни.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления