E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

ясная погода, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

ю-з.

731мм 49%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Образование Гипердинамический ребенок и школа

Гипердинамический ребенок и школа

Малышу с гипердинамическим синдромом надо посещать дошкольное учреждение

Малышу с гипердинамическим синдромом надо посещать дошкольное учреждение. Дом для него тесен, ему нужно общение и разнообразные впечатления. Он общителен, легко сходится с детьми и взрослыми, подвижен, необидчив. Держать его дома после трех лет без крайней необходимости совершенно не нужно. Часто родители думают, что для успешного обучения ребенка в школе будет лучше, чтобы дошкольное детство он провел дома, «накопил сил» для школы.

Это рассуждение в корне не верно. Дело в том, что поступающий в любое массовое детское учреждение ребенок испытывает три рода стрессов.

Первый — это стресс иммунологический. Проще говоря, на него сразу начинают чихать и кашлять столько детей, сколько имеется в группе (классе, школе). Если иммунная система ребенка не слишком сильна (а у детей с ММД чаще всего так и есть), то ей требуется некоторое время, чтобы приспособиться к данной ситуации. Именно поэтому большая часть детей, впервые попавших в ясли, садик или школу, начинает регулярно болеть простудными заболеваниями. В норме приблизительно через полгода ситуация выравнивается: иммунная система приспособилась к имеющимся антигенам. Если ребенка после первой-второй болезни забрали из садика, а на следующий год отдали снова — все повторяется сначала.

Второй стресс — это стресс социальный. Ребенок, который привык быть центром внимания, объектом заботы взрослых людей, вдруг оказывается в ситуации, где с его желаниями не очень-то склонны считаться, где все делается по команде, а другие ребятишки имеют точно такие же права, что и он сам. Если в семье, где растет ребенок, есть другие дети, его братья и сестры, то все это проходит почти безболезненно. Но если ребенок единственный, то он сталкивается с серьезными проблемами. Кроме того, только «в обществе» можно построить систему социальных ролей. Кто я — лидер или ведомый? Как поступить, если я хочу подружиться с этим мальчиком? Что делать, если эта девочка меня оскорбила, отобрала любимую игрушку? Как привлечь внимание других детей? Как, наоборот, остаться одному, сделать так, чтобы не приставали? Все эти вопросы решаются только в практике ежедневной социальной жизни и никак иначе.

Третий стресс — это собственно школьный, учебный стресс, подстерегающий любого первоклассника. Высидеть сорок пять минут на одном месте, отвечать только по команде, даже если знаешь куда лучше того, кто отвечает, все время следить за учительницей, выполнять задания...

Так вот, родители, которые не отдают ребенка в садик, а ждут дома, пока он «окрепнет», обрекают его на весьма неприятную ситуацию, когда все три стресса обрушиваются на него одновременно. Причем сразу в самом жестком варианте. И тогда ребенок либо начинает отчаянно болеть, либо заявляет: «Я в эту вашу школу больше не пойду!». И что тогда делать родителям? Так что лучше сразу позаботиться о том, чтобы все эти стрессы были разделены в пространстве и времени.

Итак, в жизни дошкольника наступает важнейший этап — ему исполнилось шесть лет, последний год перед школой. Ребенок продолжает резвиться, а родители в ужасной тревоге. В хорошей английской школе через дорогу надо при поступлении диктант написать, а в другой хорошей школе с экономическим уклоном в прошлом году предложили такие задачи, что их и родители с трудом решали: А ребенок буквы путает, и один плюс один никак усвоить не может... Что же делать?

  1. Не выработать у ребенка стойкого отвращения к процессу школьного обучения еще до начала самого обучения.

  2. Выяснить, какие конкретно есть слабые места в познавательных процессах ребенка (слуховая память, образное мышление и т.д.).

  3. Подготовить ребенка к поступлению в школу и обучению в первом классе.

  4. Сформировать у ребенка положительную самооценку и позитивный настрой на обучение в школе.

Каким же образом это сделать? Во-первых, недопустимо отдавать ребенка в школу, если ему еще не исполнилось семь лет. Он может быть весьма развит интеллектуально. Но психофизиологически он еще не готов к началу школьного обучения, и это обязательно проявится со временем. Иногда родители считают, что шестилетний ребенок совершенно готов к школе (читает, пишет), и еще год в садике ему будет скучно. Успокойтесь. Гипердинамическому ребенку скучно не бывает. Он очень любит играть и двигаться, и если вам кажется, что ему не хватает познавательных впечатлений, отдайте его в кружок «по интересам». А на следующий год, окрепнув физически и психически, ребенок спокойно пойдет в школу.

Во-вторых, в год перед школой (не раньше!) гипердинамическому ребенку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. Идеальный вариант — курсы в той самой школе, в которую ребенок пойдет на следующий год. Занятия в садике, на которые надеются многие родители, как правило, не могут в достаточной степени подготовить ребенка к школе. Он слишком подвижен, часто отвлекается, не слушает, и воспитатель часто просто «машет рукой» на такого ребенка. Результаты, естественно, получаются соответствующие.

Кроме того, в год перед школой с ребенком обязательно надо заниматься дома. Проблема чем заниматься с ребенком решается просто — практически во всех группах подготовки к школе задают домашние задания: написать, нарисовать, сосчитать, прочитать... Чтобы организовать суперотвлекаемого ребенка на занятия, определите, когда у него наступает период наибольшей работоспособности. У гипердинамических детей из-за особенностей нервной системы бывают не только «плохие дни», но и «плохие часы». Учите ребенка контролировать свое состояние, ему это очень пригодится в наступающем учебном году. Для этого надо регулярно и подробно сообщать ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: «После садика ты кажешься возбужденным. Может быть, сначала примешь душ, а уже потом начнешь заниматься?», «Сегодня тебе прекрасно удалось домашнее задание. Молодец!».

Во-вторых, очень важен ритуал занятий, т.е. чтобы у ребенка существовала внутренняя дисциплина и внимание, ему необходима дисциплина внешняя, особенно дисциплина пространства. Обязательно надо организовать постоянное место для приготовления уроков: стол и стул адекватной высоты (чтобы ребенок не болтал ногами, не вертелся на стуле и т.д.), категорически не должно быть лишних вещей на столе, нельзя ставить стол так, чтобы ребенок мог смотреть в окно (иначе именно туда, а не в тетрадку он и будет смотреть). Все вещи, необходимые для занятий, должны быть разложены по местам и красиво выглядеть. Итак, все для занятий приготовлено и все бытовые «отвлекатели» выключены. Как правило, сами задания не представляют для ребенка особых трудностей. Главная ваша задача — не давать ребенку отвлекаться — вы должны тактично возвращать его к теме задания:

  • Итак, в задаче сказано, что...

  • Ты остановился на второй строчке.

  • Давай вернемся к нашему заданию.

  • Вспомни, что здесь нужно сделать.

Не надейтесь, что гипердинамический ребенок будет сам выполнять домашние задания. В начале обучения с ним надо «сидеть». Вы можете позволить ребенку самостоятельно выполнить то задание, которое он особенно любит и которое у него получается.

В-третьих, очень важна правильная последовательность в выполнении заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Для обычных детей это, вполне возможно, работает. Но для гипердинамических — недопустимо. Столкнувшись сразу со сложным заданием ребенок теряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Трудности не стимулируют и не вдохновляют гипердинамических детей. Поэтому начинать работу надо с самого легкого задания, можно начать с повторения пройденного. Ребенок свободно справится с заданием, обрадуется и обретет необходимую уверенность и сосредоточенность. За выполненное задание ребенка обязательно надо похвалить. Потом надо переходить к более сложным заданиям, достигая максимального уровня сложности где-то к середине занятия. В это время сосредоточенность ребенка максимальна, он может работать в полную силу и справится даже со сложной задачей или упражнением. Далее внимание и способность к концентрации уменьшаются, и заканчивать занятие нужно опять чем-нибудь легким, с чем уставший ребенок определенно справится. В конце занятия можно повторить что-нибудь из уже известного. Тогда останется ощущение успешности всего занятия.

Статья подготовлена по материалам книги «Дети — «тюфяки» и дети — «катастрофы»» Е. В. Мурашовой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления