Заброшенные генеральские дачи находятся на западном берегу Шарташа (ближайший адрес ул. Отдыха, 85). В 1950-х годах воинская часть № 12664 построила дачный городок. В нем жили семьи офицеров и генералов, поэтому дачи прозвали «генеральскими». О жизни в городке подробно рассказала Ольга Уколова в книге «Дачный мир Шарташа».
Городок состоял из восьми двухэтажных коттеджей, домика для врача, большого дома-клуба. Каждый коттедж был рассчитан минимум на две семьи. В домах было по три комнаты на первом этаже, веранда, кухня с печью. На втором — две смежных комнаты и балкон. Удобства располагались на улице, воду нужно было доставать из колодца.
«Вечером показывали кино. На территории дачного городка были резные беседки, и очень многие играли там в бильярд или в карты. По утрам жены офицеров отправлялись с бидонами к местным жителям в село Шарташ, покупали у них молоко — тогда все держали скот в частных домах», — писала Ольга Уколова, семья которой проводила лето на генеральских дачах.
Кроме мебели, подушек и матрасов в домах ничего не было, поэтому дачники везли занавески, одеяла, постельное белье и посуду. Всё это приходилось нести от конечной остановки трамвая, которая находилась в трех километрах от дач.
«В дни моей юности на даче всегда было многолюдно, офицерские семьи жили там целое лето, а отцы приезжали в основном на выходные. Помню, в соседней даче жила семья полковника Гриценко. Его старший сын Николай серьезно занимался гимнастикой и каждое утро выходил на полянку перед домом в белом спортивном костюме, стройный и красивый, — тренировался. Многие девочки были в него влюблены», — рассказывает Ольга Уколова.
В центре дачного поселка стояли две беседки, одна из них была отдана под бильярдную. В ней стоял бильярдный стол, за которым катали старые шары отставные офицеры-железнодорожники.
«Для меня — подростка 11–15 лет, заставшего Шарташ 1980-х годов, — это был целый мир. Этот мир вошел в мою жизнь через ведомственную дачу, которую арендовал мой дед, отставной военный. Примерно с 11-летнего возраста, то есть с 1984 года, я помню, как мы всей большой семьей во главе с дедом шествуем гордо по лесной тропинке от конечной остановки 4-го и 18-го трамваев до нашей дачи. И вокруг — комары, какие-то паучки на березовых листиках, какие-то гусенички вокруг ползают… И болотце под моими кроссовками чавкает. Это было настолько незабываемое ощущение, что я помню его и сейчас — спустя больше 35 лет!» — вспоминает дачник Михаил Леонтьев.
В первые годы офицеры проводили на даче всё лето, но затем интерес к ним стал постепенно угасать. Военные стали ездить на морские курорты.
Ученые УрО РАН, которые отдыхали в домиках неподалеку, вспоминали, что в последние годы на дачу приезжал один генерал, а территория охранялась. Когда дома опустели, в них стали селиться бездомные. Начались пожары. Один из самых серьезных произошел в июле 2019 года. Дым было видно даже из центра города.
Дачи и земля под ними находились в собственности Министерства обороны России. Но в августе 2020 года замминистра Тимур Иванов подписал приказ о передаче имущественного комплекса и земли в региональную собственность. В скором времени руководство парка планирует дачи снести. Они находятся в плохом состоянии, восстанавливать их бессмысленно, считает директор Шарташского лесопарка Артур Зиганшин.
— В 2018 году, когда я только пришел в парк, генеральские дачи были в идеальном состоянии. Они стояли открытыми. Мне было любопытно на них взглянуть, и я обошел их все. Там можно было встретить предметы мебели советских времен, на столах лежали газеты, а в одном из домов — гимнастерки. Но с тех пор дачи пришли в негодность. Они несколько раз горели, нам приходилось вместе с полицией гонять бомжей, которые там обосновались, — рассказывает Артур Зиганшин.
Точная дата демонтажа пока не известна, в парке ждут финансирования. Но можно точно сказать, что домики снесут до конца года. Затем территорию приведут в порядок, на месте генеральских дач должна появиться деревня мастеров.
— Мы видим на этом месте образовательный центр, который объединит резидентов, занимающихся ремеслами, народным творчеством. Деревни мастеров, где любой желающий может прийти и что-то сделать своими руками, поработать на токарном станке, обучиться кузнечному делу, становятся всё более востребованными. Также мы консультировались с кузнецом Александром Лысяковым, и он сказал, что спрос на такого рода услуги у нас есть, — прокомментировал Артур Зиганшин.
Сейчас в парке ищут мецената, который поддержит проект.
— Я понимаю, что деревня мастеров вряд ли окупится. Поэтому мы говорим не об инвесторе, а о меценате.
Мы ведем переговоры с несколькими представителями бизнес-структур, — рассказал Артур Зиганшин.
Ранее мы писали об истории бывшего корпуса Лесотехнического университета на Ленина, 79, о судьбе заброшенной больницы в Зеленой Роще, здания бывшего ДК Свердлова и дома купца Александра Лебедева на Сакко и Ванцетти. Также предлагаем прочитать историю здания в стиле совмод, где когда-то находились мастерские Союза художников России, и посмотреть фотографии, сделанные внутри бизнес-центра «Свердловск» (бывшая «Призма») высотой 151 метр.
Текст подготовлен по материалам книги «Дачный мир Шарташа».