Как на Урале создают самолеты из ткани
ПОКОРИТЕЛИ НЕБЕС
Небо, самолеты, полеты... Все это кажется таким романтичным и бесконечно далеким. Однако для уральцев это не совсем так. Для многих станет сюрпризом тот факт, что в области выпускают самолеты. Уральский завод создает компоненты летательных аппаратов, разрабатывает электронику и собирает их воедино. Как рождаются самолеты — читайте в репортаже с Уральского завода гражданской авиации.
САМОЛЕТЫ
УЗГА выпускает самолеты малой авиации. Прежде всего DA-42T — двухместный самолет для тренировок пилотов гражданской авиации. 19-местный L-410 может выполнять межрегиональные перелеты. Этот самолет уже используют местные авиалинии в Магадане, Хабаровске, Якутске, Архангельске.

Оба самолета были созданы в Европе. Но УЗГА модернизировал самолеты, приспособил к российским законам и природным условиям. Например, на L-410 установили лыжное и поплавковое шасси — теперь самолет может приземляться на снег и воду и с них же взлетать.

Кроме того, завод выпускает беспилотники, вертолеты, занимается ремонтом двигателей, а собственные конструкторские бюро разрабатывают новые модели самолетов и двигателей. Сейчас ведутся большие опытно-конструкторские работы по созданию новых отечественных самолетов с нуля.
Формирование деталей
Покрытие смолой
Термостатирование деталей
Сборка планера
Установка двигателя и электроники
Производство самолетов
Испытания
Давайте разберемся, как создается самолет Diamond. Его маршрут начинается в цехе полимерно-композитных материалов. Здесь создают планер самолета, другими словами, фюзеляж. Детали делают из необычных материалов: углеткани и стеклоткани. Эти действительно ткани — мягкие, свернутые в рулоны. Однако на выходе по прочности они не уступают металлу, зато гораздо легче. Например, любой человек может без проблем поднять нос самолета.
Будущую деталь формируют в оснастке. Ткань принимает любую форму, из нее получится цельный элемент, а металл для этого пришлось бы резать, изгибать, скреплять и сваривать.
Чтобы деталь затвердела, ее покрывают специальной смолой: маленькие детали — вручную, для крупных используют пропиточную машину.
Она покрывает составом ткань, из которой вырежут нужный элемент. После этого детали герметично упаковывают и отправляют в печь, где они «запекаются» при температуре 130 градусов несколько часов.
Один маленький самолет состоит из 470 деталей. Некоторые собирают здесь: скрепляют пастой и вновь отправляют в печь. И вот уже 78 компонентов отправляются на покраску в соседний цех.

Здесь детали приобретают белый цвет. Теперь время окончательной сборки, одновременно с этим форму самолета наполнят «содержанием». К фюзеляжу крепят крылья, хвостовое оперение, шасси. А внутри устанавливают двигатель, топливную систему, рулевое управление. По мере сборки самолет продвигается по цеху к воротам. За ним следует команда инженеров, которые трудятся над летательным аппаратом. Одновременно на заводе собирают несколько десятков самолетов — это позволяет экономить время, ведь на создание одного Diamond нужно полгода. После этого соединяют две «половинки» фюзеляжа: верх и низ. На авиационном сленге этот процесс называют «свадьбой».
Тем временем в соседнем здании трудятся специалисты цеха БРЭО — бортового радиоэлектронного оборудования. Они создают «мозги» самолета: блоки управления, приборную доску и «нервы» — жгуты, по которым сигналы доходят до нужных частей самолета. На создание комплекта жгутов для одного самолета уходит месяц работы. А самый длинный жгут в воздушном судне — 27 метров.

Все компоненты БРЭО тщательно испытывают. Технику помещают в климатическую камеру с экстремальной температурой, проверяют электрическим током и вибрацией.
Установка БРЭО — последний этап сборки. Самое время впервые запустить двигатель и проверить работу всего самолета. Если что-то не работает, значит, детали «не дружат» между собой. Нужно найти причину. Но сложность в том, что не существует инструкций. Не существует единого алгоритма, поскольку каждый случай индивидуален.
Специалисты дотошно исследуют каждый узел в поисках неисправности. На заводе их даже называют отладчиками, это своего рода заводские детективы. Только после их тщательной проверки и положительного заключения можно считать, что самолет готов к испытаниям.
Готовый самолет выкатывают из ангара — теперь предстоят испытания на свежем воздухе, здесь воздушное судно «оживает». Но этому предшествует огромная работа испытателей: создается обширная программа, по которой проводят наземные испытания и испытания в полете по почти 400 параметрам. И только после всех проверок самолет отправляется заказчику.
Большую часть своего существования завод занимался ремонтом авиадвигателей, но со временем запросы отрасли вдохновили нас на развитие. Дело в том, что малая и региональная авиация в России практически умерли — созданный еще в Союзе парк самолетов для местных воздушных линий выработал свой ресурс и подлежит списанию. Мы задались амбициозной целью — поднять практически с нуля региональную авиацию. Начали с малого — локализации иностранных самолетов и их адаптации к требованиям российского законодательства. Со временем мы нарастили штат конструкторов — лучших представителей отрасли и пришли к разработке авиационной техники с нуля.
Сергей Федоров, исполнительный директор УЗГА
"
В наших ближайших планах — разработка самолета для региональных полетов на 49 мест и учебно-тренировочных самолетов полностью отечественного производства на базе УЗГА в Екатеринбурге. Для реализации этих амбициозных целей мы расширяем штат и приглашаем на работу специалистов не только авиационной отрасли, но и технических вузов и колледжей Екатеринбурга. Многие профессии можно освоить прямо на заводе, например в сфере изготовления изделий из композитов, не имея специального образования. Самолетостроение на Урале только начинает развиваться, специалисты будут востребованы еще десятки лет, а значит, УЗГА — это отличный шанс начать карьеру в авиации и не прогадать с выбором профессии.
Посмотреть вакансии Уральского завода гражданской авиации вы можете по ссылке.
г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 2г, тел.: +7 (343) 295-51-51
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Просмотров: 18 578