Как екатеринбурженка научилась зарабатывать на чужой собственности
Как екатеринбурженка научилась зарабатывать на чужой собственности
Ольга — директор и владелец компании по оценке имущества. Оценивает землю под бизнес, квартиры — перед ипотечной сделкой, бизнес-планы — на их успешность и предприятия — перед банкротством.

О том, как в реальной жизни пригодилась школьная математика, сколько дней длится декретный отпуск бизнесвумен и есть ли место чувствам в мире цифр и холодного расчета — в новой серии проекта ВУЗ-банка о нестандартных историях успеха уральских предпринимателей.
Всегда любила считать
С детства Ольга знала, что будет работать на себя: хотелось заниматься любимым делом, но ни от кого не зависеть. Только с любимым делом определилась не сразу. В 2003 году она оканчивала школу и выбирала, куда поступать. Хотелось в УПИ, но на какую специальность? Решающей стала встреча с семейным нотариусом. Он и рассказал девушке о профессии оценщика. Тогда эти специалисты только начали работать независимо от госорганов и были очень востребованы.
Я подумала: «Как интересно!» Плюс это связано с математикой. А математика была моей любовью с первого класса. Всегда любила считать. В УПИ как раз открыли первый набор на новую специальность — «Оценка собственности». Раньше этому обучали только в Москве. И я не сомневаясь пошла туда. Изучила оценку собственности, потом — недвижимости и бизнеса, — вспоминает Ольга.
Бизнес на опережение
Работать по специальности Ольга начала уже на втором курсе. Устроилась в крупную компанию, где на первых порах ей доверяли оценку недвижимости. За несколько лет наработала клиентскую базу и опыт, но хотелось двигаться дальше, развиваться. В 2009 году Ольга открыла собственную фирму и существенно расширила перечень услуг.
— Если начинали мы с оценки коммерческой недвижимости и квартир для ипотеки, то после начали работать с арбитражными управляющими в рамках процедуры банкротства, — делится она. — После кризисов 2008 и 2014 годов многие компании закрывались. Работы было достаточно. Дальше стали оказывать услуги консалтинга, бухгалтерского сопровождения, начали оценивать бизнес, акции и много чего еще.
Сначала клиенты приходили к Ольге благодаря сарафанному радио. Вскоре банки начали аккредитовывать оценочные компании для регулярной работы. Бизнесвумен вновь оказалась в первых рядах и начала активно сотрудничать с финансовыми структурами. Там их услуги продвигали уже менеджеры — направляли своих клиентов делать оценку квартир перед оформлением ипотеки.
Три дня на декрет
У Ольги двое детей. По странному стечению обстоятельств на каждый декрет приходился пик развития компании.

— В 2013 году я родила сына. Но декрет продлился недолго. Три дня, – вспоминает Ольга. – На третий день после родов я попросила мужа принести мне в больницу ноутбук. Звонки по работе не прекращались, а команда не справлялась с потоком, нужно было им помочь. Через неделю я уже трудилась в полную силу.

Иногда мне кажется, что разорвусь между работой и семьей. В такие моменты стараюсь взять себя в руки и организовать время так, чтобы хватало на всех. Муж всегда поддерживает меня. А на работе мне помогают сотрудники — у нас работают 15 человек.
Сколько стоит торговый центр?
Сейчас Ольга и ее специалисты готовят порядка 200 отчетов об оценке в месяц. Самый простой — отчет для ипотеки. Занимает 60 страниц. Такой документ специалисты готовят за день, но в ускоренном режиме могут сделать и за час. Оценка сложных объектов, например торгового центра площадью 800 квадратных метров, может занять месяц. Отчет при этом «толстеет» до полутора тысяч страниц. А он нужен в нескольких экземплярах.
— Бумагу нам подвозят практически без остановки, — смеется Ольга. — Хотя сейчас многие банки переходят на электронный документооборот, становится немного проще. Мы готовим электронный отчет, ставим цифровую подпись и отправляем в банк. А клиенты могут уже на следующий день выйти на сделку и купить квартиру.
Чувства в мире цифр
По словам Ольги, иногда на объекте приходится не только фотографировать и собирать информацию, но и оказывать психологическую помощь клиенту. Он может чувствовать себя неловко, если квартира выглядит не лучшим образом. Бывали случаи, когда оценщик вместе с владельцем наводил порядок в доме, развешивал картины. У клиента сразу поднималось настроение.
— У компании должна быть душа. Я всегда говорю сотрудникам, что общаться с клиентом нужно как с близким человеком, чтобы ему хотелось к тебе вернуться, дружить с тобой. Не потому, что я хочу заработать на нем денег, а потому, что искренне хочу окружить его добротой и теплом, — рассказывает Ольга. — Вокруг нас и так слишком много хамства. Клиент должен приходить к нам и понимать, что мы — друзья.
Но иногда с хамством приходится сталкиваться самим оценщикам. Некоторые клиенты позволяют себе общение свысока. Чаще всего это касается банкротов — могут оскорбить на пустом месте.

— Такие случаи воспитывают в тебе выдержку. И сотрудникам своим говорю, что не нужно на это реагировать. У всех бывают проблемы.
Лишняя запятая — крест на работе
Оценщику очень нужна усидчивость. Иногда при работе специалист не может найти всю необходимую информацию в открытых источниках. Приходится выискивать ее, где-то запрашивать, заказывать и тратить на это много времени. А при расчетах важна внимательность. Лишний ноль или неправильная запятая могут поставить всю работу под вопрос.
— Естественно, мы стараемся, чтобы ошибок не было. Для этого у нас существует многоступенчатая система контроля качества. Отчет готовит один оценщик, потом его проверяет другой, не знакомый с объектом, смотрит свежим взглядом. После этого все отчеты проверяю лично я, — делится секретами Ольга.
Нельзя сказать, что этот бизнес «мужской» или «женский». Это технический бизнес с ноткой творчества. При оценке нам нужно не только все просчитать, но и обосновать стоимость. Когда оцениваем объекты, в отчетах их нужно описать, рассказать про них, рассказать, чем хороша или плоха квартира или здание. Для этого надо подключить воображение. Но у кого-то технический склад ума, а у кого-то — гуманитарный. Поэтому у нас иногда над одним отчетом работают два оценщика: один делает всю математику, а другой — описание.
Банк с персональным подходом
С открытия своей фирмы Ольга сотрудничает с ВУЗ-банком. В какой-то момент она решила изучить рынок, посмотреть, что предлагают конкуренты. Но в результате осталась со своим банком.
— У меня три фирмы. Обычно к каждой прикрепляют своего менеджера, но у нас он один — мне так удобнее. Одному человеку набрать и все проблемы решить по телефону — менеджер отвечает в любое время. В офисе банка тоже встречают душевно — всегда вникнут в твой вопрос, посоветуют, как организовать всё наиболее эффективно.
Специалисты банка работают очень быстро и во многом облегчают нам работу, никаких проблем с обслуживанием не возникает. Приходит какое-то уведомление, мы его еще не открыли, а из банка нам уже звонят и говорят, что с ним нужно сделать.

Ольга часто пользуется мобильным приложением «ВУЗ-банк Light». Заходит в него, когда нужно сделать срочный платеж, а компьютера под рукой нет.

Мы хотели иметь корпоративную банковскую карту, привязанную к расчетному счету нашего юрлица, который привязан к основному счету. И в свое время банк разработал подобную опцию с учетом наших пожеланий — сегодня она доступна всем клиентам. Картой я оплачиваю представительские расходы, например такси, и рассчитываюсь в командировках. Все операции тут же отражаются в интернет-банке и мобильном приложении, что значительно облегчает отчетность перед бухгалтерией и налоговой.
АО «ВУЗ-банк» открывает расчётные счета для малого и среднего бизнеса в девяти городах Свердловской области.
8 (800) 700-2-700

— В бизнесе нужно ковать, пока горячо. Если немножко замечтаешься — все, время уйдет. С 2009 года идет бесконечное движение. Нельзя расслабляться и сидеть спокойно. Если не будешь двигаться и схватывать все на лету, это схватит кто-то другой. Вся рыночная экономика, любой бизнес — это гонка и борьба. Но я занимаюсь тем, что мне нравится, это мое любимое дело, я бы сказала, третий ребенок. Самое главное, что меня поддерживает моя семья и есть результат.
Просмотров: 12 904