Импорт в Россию

Что ввозят в страну из-за рубежа
и кто стоит за сложной логистикой
Ежедневно в Россию из других стран ввозятся тысячи товаров: от продуктов питания до деталей для машиностроения. Даже во время карантина объем импорта снижался всего на 1%. Таможенное декларирование товаров в России непростая процедура. Эту задачу бизнесмены, работающие с иностранными поставщиками, часто поручают специализированным организациям.

Какие подводные камни бывают, что сложнее всего ввезти из-за границы и как подорожали перевозки за последний год в большом интервью с Абдураманом Умеровым, директором компании «Урал Импортер Лимитед».
Компания «Урал Импортер Лимитед» год назад стала первой, кто после начала пандемии смог ввезти в Россию гуманитарный груз с медицинскими масками и другими средствами индивидуальной защиты.

Десятилетний опыт в таможенном оформлении грузов позволяет компании осуществлять сложные поставки товаров из-за границы, выстраивать оптимальное логистическое плечо и оперативную работу с заказчиками.
Абдураман Умеров
директор компании «Урал Импортер Лимитед»
|
При ввозе товара в Россию любая компания вступает во взаимоотношения с таможней, налоговой инспекцией, валютным контролем в банке, и это в простейшем случае. А еще возможны: фитосанитарный, ветеринарный контроль, контроль Минсельхоза, а если товар лицензируется Минпромторга. Те же аппараты ИВЛ, о которых говорили очень много, в настоящее время невозможно ввезти без регистрации в Росздравнадзоре. И так можно продолжать еще долго.
Каждый ввозимый товар надо отнести к определенному коду товарной номенклатуры, список которых содержит более десяти тысяч вариантов.
Если таможня выявит ошибки в кодировке, это в лучшем случае грозит задержкой выпуска всего груза. В иных случаях может дойти до крупных штрафов и даже уголовной ответственности.
В итоге кто-то выбирает делать все самостоятельно на свой страх и риск. Другие поручают это профессионалам, которые несут ответственность за каждый этап. А критичных моментов в этой сфере хватает. Мы, зная о них, стараемся заранее предусмотреть и минимизировать риски при таможенном оформлении, говорит Абдураман Умеров.

В чем же сложность для компании оформить все самостоятельно?
Каждый день меняются десятки документов, регламентирующих соблюдение таможенного законодательства, появляются новые. Можно заказать товар, и, пока он производится и едет до границы, могут поменяться правила оформления. Уследить за этим довольно сложно. Наше утро начинается с чтения таможенных новостей.
На приложенном фото виден таможенный календарь и возле каждой даты видно, сколько документов в этот день вступило в силу, отменилось или было изменено…
А какие товары перевозите?
Мы готовы ввозить любую номенклатуру товаров. Мы ни разу не отказали ни одному клиенту. При этом за десять лет деятельности мы всегда выполняли все обязательства и несли ответственность за результаты своей работы. А ситуации встречались очень сложные, от которых порой отказывались другие брокеры. У нас такая логика: если есть товар и он разрешен к ввозу на территорию ЕАЭС, значит, его можно поставить.
Далее следует изучение нормативной документации, необходимой для ввоза и соблюдения формальностей. Наконец планирование этапов и подготовка сопроводительных документов. Нам знакома специфика декларирования и продуктов питания, и автомобильных шин, и всевозможного светотехнического оборудования, комплектующих для производства железнодорожных вагонов и городских трамваев.

Или (смеется) многострадального силикагелевого наполнителя для кошачьих туалетов, по которому таможенные органы провели аж четыре (!) экспертизы. Любопытно, что весь отечественный силикагель по своим показателям непригоден для этих целей, так как выпускается исключительно под потребности газо- и нефтехимии.
|
Перед заключением договора для клиента рассчитывается стоимость логистики и таможенного декларирования. Как отмечает Абдураман Умеров, у новичков в импорте здесь часто происходит переосмысление. Не все осознают, что даже минимальная пошлина на товар плюс НДС это уже 26% от стоимости, и это еще без учета доставки и прочих расходов.
На практике, с учетом доставки, лучше рассчитывать на увеличение цены импортной закупки на 40% и более. Специалисты компании «Урал Импортер Лимитед» стараются дать максимально точный расчет и показать клиенту, чем обусловлены все расходы, объясняют, какие статьи расходов стоит принять как данность, а какие можно пытаться оптимизировать.

Их задача состоит в том, чтобы клиент всегда оставался внутри правового поля.

|
На самом деле, по словам Абдурамана Умерова, это зависит от того, каким образом и в какой степени государство регулирует тот или иной вид продукции. На некоторые товары нужны сертификаты, на часть государственная регистрация. Отдельные группы требуют испытаний продолжительностью год и дольше.

В «Урал Импортер Лимитед» заранее прорабатывают документы, необходимые для ввоза каждого вида товара, изучают информацию о ввозе аналогичных партий. Специалисты стараются предусмотреть все возможные ситуации еще до физического прибытия товара на таможню.
— Думаю, вас удивит, что, например, ввоз кормов для животных у нас регулируется на порядок строже, чем продуктов питания для людей, — говорит Абдураман Умеров.
Из каких стран вы возите товары?
Мы работаем со всем миром, говорит Абдураман Умеров. Конечно, чаще всего возим из Китая. На втором месте Евросоюз. Также мы стараемся согласовывать с иностранными поставщиками платежи в национальных валютах их стран, чтобы избежать негативного влияния кросс-курсов.
|
Клиенты у компании «Урал Импортер Лимитед» есть практически в каждом регионе России. И, конечно, грузы едут к каждому получателю самым оптимальным маршрутом. Грузопоток никак не привязан к Екатеринбургу. Для каждого клиента выбирается оптимальный путь груза от поставщика к получателю.
То есть обеспечить прохождение таможенной очистки можете где угодно?
Точек ввоза, или, говоря нашим языком, пунктов пропуска, много, и они расположены вдоль всей границы. А вот ЦЭДов (центров электронного декларирования), куда подаются в электронном виде все таможенные декларации, в России с 2021 года всего шестнадцать.

Мы работаем со всеми российскими ЦЭДами, и для нас нет никакой разницы, в какой из них подавать данные. Мы одинаково успешно оформляем товар и на нашей таможне, и во Владивостоке, и в Санкт-Петербурге.

При этом выбор ЦЭДа для каждого груза регулируется внутренними процедурами таможни. То есть клиент может находиться в Москве, а таможня распределит декларацию на ЦЭД во Владивостоке. И, на мой взгляд, текущая логика не оптимальна разница во временных зонах не всегда способствует эффективной работе.
К счастью, таможня открыта к диалогу, и мы стараемся, как можем, донести свою точку зрения. В последнее время мы видим уже некоторые изменения логики выбора ЦЭДов.
Можно ли упростить взаимодействие с таможней?
С 2019 года наша компания включена Федеральной таможенной службой в список компаний с низким уровнем риска нарушения законодательства. Благодаря этому (в том числе), почти половина наших деклараций выпускается автоматически за три-четыре минуты!
Вы занимаетесь только ввозом в Россию, не вывозом?
Занимаемся и вывозом (улыбается). Логика импорта и экспорта очень схожа. Естественно, есть и различия. Товар может попасть под экспортный контроль. Тогда будет необходимо заключение ФСТЭК о том, что товар не двойного назначения, или технология не военная. Часто требуется сертификат происхождения товара.

Тем, кто собирается делать это впервые, необходим международный контракт, валютный счет. Далее предстоит возмещение НДС, которое часто влечет налоговые проверки.

Чаще всего самый простой путь для поставщика продать свой товар нам, а мы уже оформим экспорт от лица нашей компании. Большинство наших клиентов выбирают именно эту схему.
|
В начале пандемии, год назад, у «Урал Импортер Лимитед» была одна из памятных поставок. В стране наблюдался критический дефицит медицинских масок. 30 марта Абдураману Умерову позвонили представители РМК. В качестве благотворительной помощи компания выделила крупную сумму на закупку в Китае масок для больниц. На тот момент закон не предусматривал возможности ввоза гуманитарной помощи от частных лиц и компаний. Компания «Урал Импортер Лимитед» начала проработку такой поставки с учетом особенностей оформления груза в благотворительных целях. Уже 13 апреля из Китая смог вылететь первый борт с грузом масок на борту. Первый самолет прилетел в Екатеринбург в десять утра, и уже через три часа маски передали больницам.
— В итоге мы стали первой компанией в России, которая смогла обеспечить ввоз гуманитарного груза масок без уплаты таможенных пошлин и НДС, — говорит директор «Урал Импортер Лимитед».
Влияют ли глобальные факторы на ваш рынок?
Из-за 20-процентного падения рубля в 2020 году заметно поднялась цена на импортные товары. А 2021 год начался с того, что стоимость фрахта контейнеров поднялась по некоторым направлениям в несколько раз местами в десять раз! Среди этих подорожавших направлений оказался и Китай, откуда идет основной поток импорта. И за всё расплачивается конечный покупатель.
Недавно вы получили лицензию таможенного брокера. Что она дает?
Раньше у нас было только две опции: либо ввезти товар на себя, растаможить и передать его клиенту уже на территории России, либо клиент вез товар на себя по собственному контракту, и тогда мы помогали ему безупречно заполнить пакет документов для представления на таможню (формат консалтинга).

Теперь мы официально можем подавать декларацию от имени клиента и полностью представлять его интересы при взаимодействии с таможней.

Что вы сами считаете сложным в вашей сфере?
Более чем за десять лет мы никогда не отказывались и не отказываемся от сложных случаев. Это помогло нам прибрести достаточный опыт и уровень компетентности, чтобы не бояться любых ситуаций. Причем всегда стремимся найти оптимальное решение, которое будет максимально выгодно клиенту. Наша задача помогать клиенту сосредоточиться на бизнесе, а не на изучении и соблюдении бюрократических формальностей.
Таможенное оформление — это процесс двусторонний. Таможня проверяет данные о грузе, предоставленные клиентом. Если данные окажутся недостоверными, то таможня будет просто обязана отреагировать.
Наша с клиентом цель подготовка и предоставление достоверной и полной информации о товарах в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. Ведь с безупречно оформленным пакетом документов мы можем уверенно отстаивать интересы клиента в любых органах исполнительной власти и в судах.

Смысл не в том, чтобы поскорее и на авось пройти процедуру таможенного оформления, а в том, чтобы сделать все надежно и правильно, в спокойствии наших клиентов. Ведь в ситуации, когда у таможни возникают к вам вопросы, лучше иметь уверенную позицию. Именно это мы считаем своей задачей и это пытаемся донести до наших клиентов.


Не надо бояться таможни. Даже с государственной службой можно вести диалог, главное делать это аргументированно, правильно и корректно. С позиции уверенности, которую вселяет ответственный подход, предлагаемый нами клиенту.
Просмотров: 6 015