ДОРОГИ БУДУЩЕГО
Как идет строительство ЕКАД и какие еще трассы в Екатеринбурге и области ждет реконструкция
Испокон веков русские жалуются на состояние дорог. И хотя ежегодно в каждом регионе страны укладываются сотни километров нового дорожного полотна, недовольных меньше не становится. Но те, кто действительно следит за ситуацией в отрасли, наверняка заметили, что качество междугородних трасс и дорожного покрытия в городе стало выше, аварий – меньше и на ремонт участки улиц закрывают реже.
Меняться ситуация на дорогах Урала начала в 2017 году. Тогда была принята национальная программа “Безопасные и качественные дороги”. С тех пор дороги делают по-новому: с компьютерным моделированием, из крепкого асфальтобетона и по новым ГОСТам (спойлер: более жестким). Мы разбирались, какие улицы и трассы отремонтируют в этом году и что изменилось в технологиях строительства дорог за последние несколько лет.
Испокон веков русские жалуются на состояние дорог. И, хотя ежегодно в каждом регионе страны укладываются сотни километров нового дорожного полотна, недовольных меньше не становится. Но те, кто действительно следит за ситуацией в отрасли, наверняка заметили, что качество междугородних трасс и дорожного покрытия в городе стало выше, аварий из-за плохих дорог — меньше и на ремонт участки улиц закрывают реже.

Меняться ситуация на дорогах Урала начала в 2017 году. Тогда был принят национальный проект «Безопасные и качественные дороги». С тех пор дороги делают по-новому: с компьютерным моделированием, из крепкого асфальтобетона и по новым ГОСТам (спойлер: более строгим). Мы разбирались, какие улицы и трассы отремонтируют в этом году и что изменилось в технологиях строительства дорог за последние несколько лет.
ЧТО ЗА НАЦПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В РЕГИОНЕ
В Свердловской области 11 тысяч километров региональных дорог. Во время смутных 1990-х и кризисных 2000-х средства на их ремонт выделялись разово — под отдельные проекты. Получить финансирование было непросто, деньги требовались для решения других проблем.
В результате большая часть уральских дорог пришла в негодность, а ямы и колеи приводили к авариям, в которым гибли люди. Когда число жертв достигло пугающих показателей, федеральное правительство решило взяться за проблему основательно. Так в 2017 году и появилась «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры», в дальнейшем преобразовавшаяся в национальный проект «Безопасные и качественные дороги».
В Свердловской области он реализуется при поддержке регионального правительства и губернатора. В первый год в рамках программы шли ремонты исключительно на дорогах екатеринбургской агломерации. После проект расширили: в него включили Нижний Тагил с прилегающей территорией и региональные трассы. Реализация проекта будет длиться до 2024 года. За это время дорожники должны переломить положение дел на областных автомагистралях.
Нацпроект «Безопасные и качественные дороги»
Цели к 2024 году:
51,7%
региональных дорог в нормативном состоянии
85%
региональных автодорог и городских улиц в агломерациях в нормативном состоянии
80%
работ должны выполняться с использованием новых технологий
Задача дорожников — не просто сделать трассы и улицы ровными, хотя и это тоже, но и сократить количество мест концентрации ДТП. Для этого на участках наносят разметку, устанавливают освещение, ограждения и дополнительные дорожные знаки, а при необходимости даже планируют, как разделить потоки автомобилей. Все это и значит — привести дорогу в нормативное состояние.
РЕМОНТ ДОРОГ 2021
Ежегодно в рамках программы ремонтируется порядка 100 километров свердловских дорог, реконструируется и строится до 20 километров новых.
С 2017 года дорожники уже привели в нормативное состояние Екатеринбургскую кольцевую дорогу, участки трасс в направлении Режа, Полевского, Первоуральска, Ревды, Асбеста, Сухого Лога, Ирбита. Там делали и продолжают делать ремонт и капитальный ремонт, строить мосты и транспортные развязки. Чего же ждать от нацпроекта в этом году?
«Безопасные и качественные дороги — 2021»
3,9
выделено
75
региональных трасс отремонтируют
46
Екатеринбурга отремонтируют
млрд рублей
км
улиц
Один из знаковых объектов в этом году — конечно же, ЕКАД. Там сейчас строят третий пусковой комплекс, который соединит полевское и челябинское направления и замкнет кольцо.
Одновременно с этим идет реконструкция участка от челябинского направления до тюменской дороги — это 9,8 км. Существующая дорога второй категории — всего две полосы. А интенсивность доходит до 40 тысяч автомобилей в сутки — для нормального движения там необходимо три полосы в каждую сторону. Сейчас мы делаем дорогу в четыре полосы, но в дальнейшем планируем — шесть. Согласно контракту закончиться работы на ЕКАД должны в 2024 году Но благодаря регулярному областному финансированию и федеральному софинансированию — только в этом году уже выделили 2 млрд рублей из федеральных средств — планируем сдать реконструируемую дорогу уже в 2022 году, а третий пусковой комплекс — в 2023.
ВЛАДИМИР ОГЛОБЛИН
первый заместитель начальника Управления автомобильных дорог Свердловской области
Один из показательных объектов в опорной региональной сети, который отремонтируют в этом году, — участок дороги Нижние Серги — Михайловск — Арти. Это дорога с высокой интенсивностью, в этом году планируется привести в соответствие с нормами 7,5 км трассы. В следующем — еще столько же.

Кроме замены дорожного покрытия подрядчик нанесет разметку, укрепит обочины асфальтогранулятом, отремонтирует семь водопропускных труб, заменит километры проржавевшего барьерного ограждения, а на опасных участках нанесет шумовые полосы.


Масштабные работы в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» запланированы и на улицах Екатеринбурга и Нижнего Тагила.

НИЖНИЙ ТАГИЛ
В 2021 году проведут ремонт на улицах:
Индустриальная
Монтажников
Карла Маркса
Энтузиастов
Ильича
Кушвинская
Ермака
Садоводов
Зеленстроевская
Декабристов
Реконструируют улицу Циолковского с путепроводом через железнодорожную дорогу.
ЕКАТЕРИНБУРГ
В 2021 году проведут ремонт на улицах:
Орджоникидзе
40 лет Октября
Фронтовых бригад
Таватуйская
Автомагистральная
Техническая
Вилонова
Сиреневый бульвар
Фурманова
8 Марта от дома №167 до Шварца
Щорса (от Белинского до 8 Марта)
Сибирский тракт
Бебеля
Заводская
Посадская
Серафимы Дерябиной
Шаумяна
Краснофлотцев
Мельковская
Локомобильная
Эстонская
Главная
Братская
Самоцветный бульвар
Рижский переулок
Онуфриева, Викулова
Сакко и Ванцетти
Луганская
Вокзальная
Ново-Московский тракт
За работу в рамках нацпроекта в основном берутся самые крупные подрядные организации: чтобы выполнить заказ, требуется собственный асфальтобетонный завод или надежный поставщик качественной асфальтобетонной смеси, наличие современной дорожной техники, грамотный кадровый состав и достаточный рабочий ресурс. Так, ремонтом на улицах Екатеринбурга занимаются ООО «ГУДСР», АО «Трест Уралтрансспецстрой», ООО «УралДорТехнологии». В западном направлении в области, в частности на дороге Нижние Серги — Михайловск, работает ООО «Жасмин». В других направлениях — АО «Свердловскавтодор», АО «Мелиострой» и другие организации. Большой объем работ в Нижнем Тагиле выполняет ООО «УБТ-Сервис». Этим компаниям сегодня приходится работать в условиях жестких требований нацпроекта и новых ГОСТов и регулярных проверок качества — ведь дороги должны служить годами.
3D-ДОРОГИ
Одно из требований программы — использование инновационных технологий при ремонте дорог.
Класть асфальт на глаз и утрамбовывать вручную — прошлый век. Сегодня всеми процессами должен управлять компьютер. Например, для идеально ровного покрытия на дорогах применяют технологию 3D-нивелирования. Модель будущей трассы загружают в бортовые компьютеры дорожной техники. И уже они определяют в точности с проектом, сколько асфальта срезать, а потом — сколько положить, чтобы получить идеальное покрытие. Такая технология используется, например, на ЕКАД.
Ряд новшеств применяется на трассе Нижние Серги — Михайловск — Арти и на других объектах нацпроекта. Например, геосетка, которую укладывают под нижний слой асфальта. Она препятствует появлению отраженных трещин и придает дополнительную прочность. Если будут какие-то нагрузки сверху или снизу — из-за деформации нижних слоев, — сетка распределит нагрузки, и, если идет какая-то трещина, она не выйдет на поверхность.
первый заместитель начальника Управления автомобильных дорог Свердловской области
ВЛАДИМИР ОГЛОБЛИН
Другая новинка — перегружатель асфальтобетонной смеси, который сделает дорогу более долговечной. Данная машина предотвращает последствия такого явления, как температурная и зерновая сегрегация. Техника перемешивает смесь перед укладкой, чтобы получить однородную по составу и температуре массу. Благодаря этому асфальтобетон укладывается равномерно и ровным слоем. Покрытие получается более прочным. А чтобы между полосами уложенного асфальта не появлялись впоследствии раскрытые швы, теперь используют стыковочную битумную ленту, которая «склеивает» части полотна.
Возможно, самое главное изменение, которое произошло после старта нацпроекта, — изменение самого материала укладки. Интересно, что с появлением БКД были приняты Предварительные национальные стандарты (ПНСТ) состава асфальта — и они были гораздо строже действовавших на тот момент ГОСТов. В 2020 году ПНСТ были переведены в разряд национальных стандартов ГОСТ Р.
Новые покрытия — ЩМА-11, ЩМА-16 — увеличили срок эксплуатации дорог. Если раньше в применяемом асфальте типа А, Б и В содержание щебня было от 30 до 60%, то теперь в ЩМА его от 70 до 80%. То есть сплошной скелет. Требования к самому щебню ужесточились. На замену битуму приходит полимерно-битумное вяжущее — производная битума с добавкой полимера, что модифицирует его свойства. От этого свойства самого асфальтобетона улучшаются, он становится более долговечным, реже образуются колеи, трещины и разрушения.
первый заместитель начальника Управления автомобильных дорог Свердловской области
ВЛАДИМИР ОГЛОБЛИН
Каждую дорогу и улицу Екатеринбурга, отремонтированную в рамках нацпроекта, проверяет Управление автомобильных дорог Свердловской области. Проверяется качество применяемых дорожно-строительных материалов — щебня, битума, цементобетона, тротуарной плитки и, конечно, самого асфальтобетона. Керны асфальта вырезают прямо на месте и отвозят в лабораторию. Там материалы исследуют на десяток различных показателей: от толщины покрытия, плотности и пустотности до состава, сцепления между слоями и устойчивости к образованию колеи. Только если все показатели в порядке, Управление выдает положительное заключение и подрядчику оплачивают работу. Если показатели неудовлетворительные, подрядчик переделывает дорогу.
Я работаю в Управлении с 2001 года. Раньше плохое качество при выполнении дорожных работ встречалось гораздо чаще. Если сравнивать текущее состояние сдаваемых дорог с тем, что было 20 лет назад, количество выявляемых несоответствий уменьшилось на порядок.
начальник лаборатории Управления автомобильных дорог Свердловской области
АНТОН ВТЮРИН
На все отремонтированные дороги действует гарантия до пяти лет. Если за это время на асфальте появятся ямы или колеи, подрядчик должен будет исправить дефект за свой счет — а это еще один повод делать сразу качественно.
ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО
За четыре с половиной года Свердловская область существенно продвинулась в реализации нацпроекта. По некоторым показателям регион идет даже с опережением графика.
51%
При суммарной протяженности всех трасс области
уже привели в нормативное состояние. К 2024 году дорожники даже планируют выйти на цифру 52%.
региональных дорог
эти цифры впечатляют.
11 000
км
В городских агломерациях уже
За годы реализации нацпроекта этот показатель вырос вдвое.
70%
дорог в норме.
40%
сейчас ведутся с использованием современных технологий.
всех дорожных работ
Реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» рассчитана до 2024 года. Однако дорожники уверены: ее будут продлевать минимум до 2030 года. Нужно сделать еще многое, чтобы обеспечить безопасность россиян на дорогах страны. Это глобальные проекты и серьезные деньги.
Просмотров: 80 322