ород железных дорог,
Чем интересен район
за Макаровским мостом
Прогулочный центр Екатеринбурга стремительно расширяется по обе стороны от Исторического сквера. После реконструкции Макаровского моста для пеших прогулок открылся район за улицей Челюскинцев, который в ближайшие годы продолжит развиваться. Известно о проектах благоустройства набережной Исети и реки Ольховки, компания Брусника ведёт строительство нового жилого квартала «На Некрасова».

Мы попросили историка и заведующего научно-информационного центра Музея истории Екатеринбурга Евгения Бурденкова рассказать об истории Вокзального района и его особенностях.
тенистых парков и богатой
горнозаводской цивилизации
Г
Сквер имени Константина Бабыкина
Управление Свердловской железной дороги
Октябрьский поселок
Улица Печёрская
Секретный пешеходный мост
Дорожная больница
«Генеральские дачи»
Плотина на реке Ольховка
Улица Гражданская
ПАРК УрГУПСа
Макаровский мост
р. Исеть
— До Октябрьской революции 1917 года, Екатеринбург ограничивался улицей Северной, которая поменяет название в 1934 году в честь экипажа ледокола «Челюскин». В XIX веке здесь была окраина Мельковской слободы: она ограничивалась городским прудом и нынешними улицами Восточной и Ленина. Слобода развивалась благодаря казённой золотопромывочной фабрике и Верхотурскому тракту — нынешнему проспекту Космонавтов.
В 1878 году у территории за Макаровским мостом началась своя история. Тогда на северную окраину Мельковской слободы дошла ветка Уральской горнозаводской железной дороги, соединяющей Екатеринбург и Пермь. К началу XX века дорога соединила Сибирь и Урал с центральной Россией и позже получила новое название — Пермская железная дорога. Позже она станет Свердловской.

С появлением Горнозаводской дороги на окраине Мельковской слободы формируется главный транспортный хаб. Здесь появляется Товарный двор, в 1878 году открывается здание вокзала в «псевдорусском» стиле с щедро украшенными фасадами. Сегодня его занимает Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги на ул. Вокзальной, 14.

В 1881 году два берега реки Исеть связал деревянный понтонный мост. Ещё через три года рядом открывается мельница Симанова. Чтобы организовать доставку муки к поездам, фабрика строит свою железнодорожную линию к Товарному двору. Каменный мост на Челюскинцев возведут в 1959 году.
1
Макаровский мост
Сквер имени
Константина Бабыкина
— На Пермской железной дороге трудился архитектор Константин Бабыкин. Его можно назвать отцом Свердловской архитектуры как самостоятельного явления. Бабыкин преподавал с 1914 года, а в 1947 году открыл специальность «Архитектура» на строительном факультете УПИ и стал заведующим кафедрой.
Он был одним из архитекторов Оперного театра, Уральского политехнического института, Свердловской филармонии и «Пассажа». В 1920-е годы Бабыкин проектирует почти все объекты ПЖД, в том числе новое здание вокзала и Управление железной дороги.
2
Управление Свердловской
железной
дороги
— Это здание нестандартно для эпохи конструктивизма — стиля функциональной архитектуры, простых форм и отсутствия декоративных элементов. Управление строится в 1925—1928 годах в стиле неоклассики, который будет господствовать только через 20 лет. Здание напоминает дворец с ризалитами, колоннами и множеством деталей. По форме это четыре четырёхэтажных корпуса, которые образуют закрытый внутренний двор.
В то же время в Свердловске появляются новые знаковые объекты. В 1925 году открывается товарная биржа («Пассаж»), в конце 1920-х достраивается Филармония. Но и на их фоне здание Управления выделяется массивностью. Что уж говорить об окружающей его низкоэтажной застройке.
3
Управление Пермской железной дороги в стадии завершения строительства, 1928 год.
Октябрьский
посёлок
— В 20-30-х годах Пермская железная дорога становится одним из самых мощных предприятий города и начинает строить вокруг себя инфраструктуру, в том числе и жилую. В 1923 году за зданием Управления начинает формироваться Октябрьский посёлок.
Здесь складывается государство в государстве, в котором люди работают и устраивают свои жизни. Кроме жилых объектов, в Октябрьском посёлке отстраивается множество учреждений и подрядных организаций, связанных с железными дорогами. Например, Уралжелдорпроект или Уралгипротранс — крупное предприятие, которое проектировало здания и сооружения для ЖД.
4
Улица Печёрская
— В 1923 году здесь начинается строительство деревянных домов и уже через год посёлок состоит из нескольких десятков таких зданий. До 1950-х годов основу Октябрьского посёлка формировали именно деревянные дома.
Со стороны улицы Челюскинцев посёлок открывают два пятиэтажных жилых дома. На сквер выходит дом авторства архитектора Балабанова, возведённый для работников ЖД. Рядом со зданием Управления расположено пятиэтажное здание жёлтого цвета с украшенным деталями фасадом, построенное для сотрудников Уралгипротранса. Снаружи — это зрелая послевоенная неоклассика, а внутри — дом коммунального типа.

Сегодня за домом сотрудников Уралгипротранса Брусника возводит новый жилой квартал «На Некрасова». Он появится в давно обжитом районе со своей инфраструктурой и уникальной атмосферой района, в котором жили и работали люди, увлечённые одним делом.
5
На месте квартала «На Некрасова» стояли дома, возведённые в 50-е. После Великой отечественной войны материалов не хватало: кирпич уходил на промышленное строительство, а для жилья стали использовать менее прочные шлакоблоки. Поэтому высоту зданий приходилось ограничивать.

Практически вся застройка здесь была двухэтажной. Но типовой проект дома №3 по улице Печёрской изменили: для строительства второго и третьего этажа использовали шлакоблок, а первый выложили из кирпича. Получился уникальный в своём роде дом, который сегодня расположен напротив квартала «На Некрасова».
Со временем из Октябрьского посёлка ушли и инфраструктурные объекты: убрали дровники, котельные и сараи во дворах. Но и сегодня на этих улицах можно увидеть частично сохранившейся мир Свердловска пятидесятых годов.
Секретный пешеходный мост
— Мост проходит над заброшенной железнодорожной линией, связывающей Симановскую мельницу с Товарным двором. Здесь двигались поезда, груженные мукой, но теперь пути демонтируют. Сейчас мост ведёт к зданию бани и считается удобным транзитом, о котором хорошо известно, пожалуй, только местным жителям.
6
Дорожная больница
— В 30-е годы ПЖД построила для своих работников отдельную больницу на территории между улицей Гражданской и густым парком УрГУПСа. Невысокое вытянутое здание возводили в два этапа: в 1935 году появился конструктивистский корпус, а в начале 1950-х к нему пристроили второй — в стиле неоклассики. Два здания разных эпох связали аркой. В 1964 году рядом появилась отдельная поликлиника.
7
Улица Гражданская
— Проектом застройки улицы Гражданской в 70-е занималась архитектор Эльза Коробкина. Работая в Уралжелдорпроекте, она спроектировала большое количество зданий, в том числе эти жилые дома с жилищно-коммунальными объектами.
В основе проекта дома №2 по улице Гражданской — типовая серия №467. Почти все дома из крупных блоков в Екатеринбурге построены для железнодорожников. В этом проекте видно несколько интересных решений в стиле советского модернизма: начиная от пластики дома, идущего вдоль плавного поворота дороги, заканчивая монументальной аркой с отверстием в козырьке — своеобразным световым фонарём.
8
Плотина
на реке Ольховка
— Сейчас мы отступим от железнодорожного мира и вернёмся в дореволюционный период. Итак, город заканчивается на улице Северной. Территория, где сегодня расположена благоустроенная набережная Ольховского пруда, ещё не относится к Екатеринбургу. Это частные загородные владения Верх-Исетского горного округа, которые принадлежат крупнейшим заводчикам Урала — Яковлевым.
На берегу пруда стояли «Генеральские дачи» — красивые двухэтажные деревянные дома. Сегодня от их великолепия осталась лишь плотина на реке Ольховке, врзведённая в пик Верх-Исетского горного строительства 1820-х годов. Обычно плотины сооружают для промышленных целей, но это очень праздничное сооружение с колоннами — исключение. Такого оформления плотины не было практически нигде. Она выстраивалась с точки зрения эстетики и сегодня свидетельствует о богатстве того времени. В любом случае это исторический объект Верх-Исетского мира, который сохранился в очень усечённом виде.
9
Генеральская дача, 1900-1910 гг.
Плотина на реке Ольховке, 1895-1905 гг.
Парк УрГУПС
До революции парк носил то же имя, что и территория Ольховского пруда — «Генеральские дачи». После революции появилась идея сделать здесь Железнодорожный парк, но она не сбылась. В 60-х в парке началось строительство учебных корпусов Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (ныне — УрГУПС) — настоящего крупного кампуса, каких не было в Свердловске.
1
На территории парка, на берегу Исети, одновременно строятся учебные корпуса, спортивные объекты, комплексы общежитий и жилых домов для сотрудников. И в 1964 году вводится в эксплуатацию первая очередь комплекса УрГУПСа — один из первых в Свердловске объектов советского модернизма, построенный с применением пластика, стекла и железобетона.

Сегодня здание УрГУПСа — большая достопримечательность, по масштабу и значимости сравнимое со зданием Уральского политехнического института.
Экскурсия прошла при поддержке компании Брусника.

Выбрать квартиру в квартале «На Некрасова» с видом на Макаровский мост и городскую панораму, парк УрГУПСа или внутренний зелёный двор можно на сайте Брусники.
0
Квартал «На Некрасова». Застройщик: ООО «Брусника». Проектная декларация по ссылке.