Главный редактор журнала «Автоэлита» Александр Дармин побывал на легендарной гонке «24 часа Ле-Мана». Молодой человек, не только питающий природную страсть к автомобилям, но и знающий в них толк, провёл свои персональные 24 часа в Ле-Мане и попытался узнать, чем так привлекает эта гонка туристов, болельщиков, журналистов и самих пилотов.
Смотрим со всех сторон на легендарные «24 часа Ле-Мана»
Пока группа журналистов ехала на трассу легендарной гонки, между нами вышел спор: а знают ли у нас об одном из самых известных автосоревнований? Коллеги уверяли меня, что слова «24 часа Ле-Мана» известны каждому любителю автоспорта, а краем уха о них слышали почти все. Один даже сказал: «У нас знают, как ребёнка принца Уильяма назвали, а уж про гонку эту слышали все». Я бы не был так категоричен — тут как посмотреть.
Взгляд туриста
В гоночный уикенд Ле-Ман превращается в настоящую столицу Франции: в эти дни сюда приезжает больше людей, чем в город с самой известной в мире железной конструкцией. Судите сами: население города — 140 000 человек, а на «24 часа Ле-Мана» приезжает в три раза больше поболеть и пара сотен тысяч за компанию.
Все бары и рестораны забиты под завязку (на улицах стоит очередь из желающих попасть внутрь), а гостиницы, если верить местным жителям, забронированы на десятилетия вперёд. По городу бродят пожилые европейские бюргеры с семьями, а также группы молодёжи — в фирменной символике, распевающие победные песни. Если бы я не знал, что чемпионат мира проходит в Бразилии, то поспорил бы с кем-нибудь, что где-то рядом идёт эпохальный матч. С таким-то количеством болельщиков!
В дни гонки Ле-Ман очень напоминает Крым и Сочи: местные жители осознают, что эти три дня могут кормить их ближайшие несколько месяцев, поэтому бессовестно задирают цены. Так что будьте готовы к дополнительным тратам. Также заранее рассчитывайте время прибытия на трассу: дороги забиты автомобилями, а пробки такие, словно в Екатеринбурге во время дождя. Но дорожные заторы только во благо — вряд ли вы ещё где-то увидите такое количество Ferrari и Porsche, стоящих за скромными Peugeot и Renault. Porsche 911 настолько распространённая машина, что любой Hyundai вызывает у нас больше оживления.
Перед стартом каждой гонки в Ле-Мане проходит «Парад пилотов». Все жители и гости города заполняют тротуары, гроздьями висят на балконах, в бинокли рассматривают пёструю кавалькаду с крыш и мостов. Посмотреть есть на что: перед зрителями проносятся самые мощные и дорогие автомобили, привезённые со всего мира. Здесь и Ferrari La Ferrari, и McLaren F1, и, конечно, самое известное транспортное средство нового тысячелетия — Bugatti Veyron. Время от времени проезжают ретро-автомобили, которые собирают ещё больше оваций. Ну а завершают представление пилоты. При желании и правильном выборе позиции, зрителям можно неплохо приодеться: пилоты бросают в толпу не только бейсболки и футболки, но и шорты. Некоторые болельщицы просят расписаться прямо на груди, но гонщиков так много, что опытные зрительницы сразу же шли к пластическому хирургу, требуя двухзначный размер.
Несмотря на то, что гонка длится 24 часа, можно смело утверждать, что в реальности она как минимум раза в три длиннее. Уже в пятницу, за день до гонки, трасса и окрестности напоминают большой муравейник. Выражение «яблоку негде упасть» я сдал в утиль после того, как заметил пожилого господина, который носил с собой складную стремянку. Он лихо ставил её в центр толпы и уже через несколько секунд возвышался над головами, словно буревестник из одноимённого произведения Максима Горького. Но в паре мест ему так и не удалось воспользоваться своей идеей, поэтому теперь, когда я хочу сказать о переполненности какого-либо места, я говорю: «Стремянку негде поставить».
Я бы рекомендовал вам посетить несколько мест. Во-первых, это автомобильный музей, в котором собраны автомобили–победители Ле-Мана, начиная с самого первого Chenard-Walcker 3 litre Sport, который выиграл гонку в 1923 году. Также в музее собраны ретро-автомобили, которые выглядят куда душевнее нынешних поделок мирового автопрома. Стоимость входа — 8 евро.
Второе место, которое обязательно нужно посетить, — это длинные ряды сувенирных лавочек. Торговля идёт бойко, несмотря на то, что цены кусаются: так, некоторые модельки машинок отдают за 100 евро, а обычная футболка, с которой на тебя с укоризной смотрит пилот «Формулы-1» Кими Райкконен, обойдётся вам в 60 европейских дензнаков. Но за просмотр денег не берут, поэтому то там, то тут раздаётся щёлканье фотоаппарата — это туристы и гости гонки пополняют свою коллекцию снимков.
В момент старта «24 часов Ле-Мана» чувствуешь, что ты стал частью чего-то большего: за твои движения отвечает громадная толпа, и ты идёшь, повинуясь тому, куда движется она. Но это только в первые минуты. Затем 350 000 человек удивительным образом растворяются по всей территории, отведённой под гонку, и кажется, что людей не так и много: кто-то смотрит на трассу, кто-то идёт в местный ресторан, кто-то восторженно охает в музее или закупается сувенирами. А кто-то… спит. Да-да, многие приезжают со своими спальными мешками и палатками, которые ставят сразу же за пределами трассы. Весь день и всю ночь они жарят шашлык, поют песни, употребляют напитки разнообразной степени крепости и жадно слушают гоночного комментатора. Сначала выглядит как Грушинский фестиваль (наверное, правильнее сказать «Грушинский Ле Фестиваль»), но когда замечаешь, что около палатки стоит Ford F40, забываешь про все сравнения.
А вокруг мест отдыха — бесконечный трек группы «Каста». В плане, что шум, шум и ещё раз шум.
В момент награждения победителей океан людей превращается в море фотографов — такой концентрации сотовых телефонов и фотоаппаратов на единицу площади могут позавидовать даже таможенники, накрывшие канал сбыта «серой» продукции. Кстати, сами гонщики не отказывают себе в удовольствии сфотографироваться на фоне толпы — подобные селфи потом набирают кучу лайков в социальных сетях.
С точки зрения обычного туриста, бродишь по Ле-Ману и удивляешься. Тому, что в Екатеринбурге на футбольных «супер» матчах Урал — Амкар собирается несколько тысяч полицейских. Когда на мероприятии, где присутствует 350 000 человек, я не вижу ни одного человека в форме, то почему-то чувствую себя куда безопаснее, чем на нашем футбольном мачте. А теперь представьте себе условный город Нижний Тагил, собравшийся на пятачке, где продают алкоголь, а мимо проезжают машины, и чтобы рядом не было ни одного полицейского.
Вопрос для патриотов «загадочной русской души»: через сколько минут первый зритель решит проверить реакцию пилота на трассе, перебежав дорогу? Моя ставка — через 40. Потому что так до туалета ближе. Думается, властям Екатеринбурга стоит съездить, посмотреть перед чемпионатом мира по футболу 2018 года — никаких эксцессов при 30 000 литров выпитого пива и «болении» за разные команды. Только бесконечное «сильвупле».
Взгляд журналиста
Всего на гонке работает пара тысяч журналистов со всего мира, встретить которых проще всего в пресс-центре. Лучше места для того, чтобы смотреть гонку, в мире нет. Во-первых, здесь есть вода и еда (что для журналистов, конечно же, важнее всего). Во-вторых, на экранах ведётся не только показ гонки с разных камер, но и в режиме реального времени обновляется вся статистическая информация.
Некоторые места подписаны, но большинство занимается по принципу «Кто первый, того и тапки». На месте мало кто сидит: то в одном месте вывешивают решения судей, то в другом раздают сувениры от команд, то в фирменном ресторане «Мишлен» наливают шампанское. Вот и бегают бедные журналисты почище сайгаков. Работа не прекращается даже ночью. Многие коллеги пьют кофе и выходят на улицу, чтобы взбодриться, проверяя свой организм на выносливость, дабы уподобиться гонщикам.
Стоит отметить, что большинство иностранных автомобильных журналистов — люди взрослые. Настолько взрослые, что могли бы обращаться к Джереми Кларксону на «ты», как ровесники. Оно и понятно — в этой профессии ценятся опыт, широта взглядов и взвешенность суждений. Наша делегация была самой молодой и иногда так бурно обсуждала всё, что происходит на трассе, что пара немцев из журнала с зубодробительным названием неодобрительно качала головой, показывая на нас глазами. Когда гонка заканчивается, весь пресс-центр рукоплещет победителям, всем гонщикам и, конечно, самим себе. Они тоже победили в этом году. Как минимум, свой сон и вон тех разговорчивых молодых русских, которые приехали сюда такой толпой.
Взгляд болельщика
24-часовые марафоны трудны для восприятия: это вам не два часа в «Формуле-1». Текущие результаты мало кого волнуют, а гарантии победить нет никакой, даже если вы опережаете весь пелетон на пару часов. Одна поломка — и вот вы уже рассказываете всем вокруг про то, как «чуть не выиграли Ле-Ман». Всё становится относительно: машины, едущие друг за другом на расстоянии трёх метров, могут разделять десятки кругов и сотни километров дистанции. Но чтобы победить, должно совпасть почти столько же событий, как для появления жизни на какой-нибудь планете. Все эти вещи — словно звенья одной цепи, в которой, как обычно, порвётся самое слабое звено. Если в других гонках слабое место можно компенсировать сильными сторонами автомобиля или пилота, то здесь такой роскоши ни у кого нет.
Правда, некоторые команды научились призывать удачу и создавать почти идеальные автомобили. Например, Audi. За последние четырнадцать лет команда выиграла гонку в королевском классе LMP1 тринадцать раз. Том Кристенсен, девятикратный победитель гонки, недавно отпраздновал свой 47 день рождения. Только вдумайтесь — из 82 проведённых гоночных дней в Ле-Мане он выиграл девять. Почти каждый девятый, и это в таком-то возрасте, когда многие люди собираются на пенсию!
Время здесь течёт по-другому. Например, уже в начале гонки встретились два одиночества, то есть два лидировавших экипажа Toyota и Audi, которые в лучших традициях страны восходящего солнца решили совершить коллективное харакири. Немецкий автомобиль сошёл, а вот японец кое-как доковылял до боксов, где в очередной раз продемонстрировал, что такое Ле-Ман. Инженеры колдовали над автомобилем несколько десятков минут и выпустили на трассу далеко от первых мест. В любой другой гонке такая потеря времени означала бы конец борьбы. Но только не здесь. Пользуясь своей скоростью и проблемами конкурентов, отчаянная Toyota доехала до финиша…третьей!
Также увлекательно следить за известными пилотами, которых здесь пруд пруди. Только бывших гонщиков «Формулы-1» ездит больше 30, и не все из них добиваются успеха. В этом году наибольшей популярностью у болельщиков пользовались экс-Стиг Бен Коллинз, чемпион мира 1998 года и колоритный вратарь французской сборной Фабьен Бартез. И вы знаете, хорошо едут. А если наших так посадить, Стиллавина да Акинфеева?
Мы же больше всего следили за судьбой россиян в этой гонке. В этот раз целых семь наших соотечественников вышло на старт «24 часов Ле-Мана». Они сами затруднялись ответить, с чем связан такой внушительный десант. Может быть, гонки на выносливость нам удаются лучше? У КамАЗа спросить нужно. Но в этот раз безоговорочным фаворитом в своём классе была команда G-Drive Racing, примой которой является Роман Русинов. Но спустя 10 часов после старта случилось непоправимое: пилотировавший болид под номером 26 Оливье Пла столкнулся с Ferrari.
Нам же осталось болеть за другой наш экипаж, в котором ехал Марк Шульжицкий — первый российский победитель проекта Nissan GT Academy. Всего пару лет назад он был простым продавцом во Владивостоке, и вот уже до последнего претендовал на победу в классе LMP2. Спустя 21 час после начала гонки второй экипаж G-Drive Racing лидировал в классе, но затем начались проблемы с электроникой, и отрыв стал стремительно таять — по несколько секунд на круге. В итоге, после очередного внепланового питстопа Марк отдал машину напарнику на первом месте, а вернулся в гонку на пятом. Похоже, это был просто не день России в автоспорте. Но это была отличная гонка — со своими интригами, победами и поражениями, подвигами и неудачами. Как говорят — обычные 24 часа Ле-Мана.