E1
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+8°

облачно, без осадков

ощущается как +4

4 м/c,

южн.

729мм 51%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Авто фоторепортаж Шум толпы и рёв моторов: фоторепортаж с 24-часовой автогонки Ле-Ман

Шум толпы и рёв моторов: фоторепортаж с 24-часовой автогонки Ле-Ман

Фотографии и видео екатеринбуржца Александра Дармина с легендарного французского автосоревнования.

Финиш легендарной гонки спустя сутки с её начала

Главный редактор журнала «Автоэлита» Александр Дармин побывал на легендарной гонке «24 часа Ле-Мана». Молодой человек, не только питающий природную страсть к автомобилям, но и знающий в них толк, провёл свои персональные 24 часа в Ле-Мане и попытался узнать, чем так привлекает эта гонка туристов, болельщиков, журналистов и самих пилотов.

Смотрим со всех сторон на легендарные «24 часа Ле-Мана»

Пока группа журналистов ехала на трассу легендарной гонки, между нами вышел спор: а знают ли у нас об одном из самых известных автосоревнований? Коллеги уверяли меня, что слова «24 часа Ле-Мана» известны каждому любителю автоспорта, а краем уха о них слышали почти все. Один даже сказал: «У нас знают, как ребёнка принца Уильяма назвали, а уж про гонку эту слышали все». Я бы не был так категоричен — тут как посмотреть.

Взгляд туриста

В гоночный уикенд Ле-Ман превращается в настоящую столицу Франции: в эти дни сюда приезжает больше людей, чем в город с самой известной в мире железной конструкцией. Судите сами: население города — 140 000 человек, а на «24 часа Ле-Мана» приезжает в три раза больше поболеть и пара сотен тысяч за компанию.

Все бары и рестораны забиты под завязку (на улицах стоит очередь из желающих попасть внутрь), а гостиницы, если верить местным жителям, забронированы на десятилетия вперёд. По городу бродят пожилые европейские бюргеры с семьями, а также группы молодёжи — в фирменной символике, распевающие победные песни. Если бы я не знал, что чемпионат мира проходит в Бразилии, то поспорил бы с кем-нибудь, что где-то рядом идёт эпохальный матч. С таким-то количеством болельщиков!

В легендарной гонке даже видеокамеры стилизованы под автомобили

В дни гонки Ле-Ман очень напоминает Крым и Сочи: местные жители осознают, что эти три дня могут кормить их ближайшие несколько месяцев, поэтому бессовестно задирают цены. Так что будьте готовы к дополнительным тратам. Также заранее рассчитывайте время прибытия на трассу: дороги забиты автомобилями, а пробки такие, словно в Екатеринбурге во время дождя. Но дорожные заторы только во благо — вряд ли вы ещё где-то увидите такое количество Ferrari и Porsche, стоящих за скромными Peugeot и Renault. Porsche 911 настолько распространённая машина, что любой Hyundai вызывает у нас больше оживления.

Перед стартом каждой гонки в Ле-Мане проходит «Парад пилотов». Все жители и гости города заполняют тротуары, гроздьями висят на балконах, в бинокли рассматривают пёструю кавалькаду с крыш и мостов. Посмотреть есть на что: перед зрителями проносятся самые мощные и дорогие автомобили, привезённые со всего мира. Здесь и Ferrari La Ferrari, и McLaren F1, и, конечно, самое известное транспортное средство нового тысячелетия — Bugatti Veyron. Время от времени проезжают ретро-автомобили, которые собирают ещё больше оваций. Ну а завершают представление пилоты. При желании и правильном выборе позиции, зрителям можно неплохо приодеться: пилоты бросают в толпу не только бейсболки и футболки, но и шорты. Некоторые болельщицы просят расписаться прямо на груди, но гонщиков так много, что опытные зрительницы сразу же шли к пластическому хирургу, требуя двухзначный размер.

Bugatti Veyron в Ле-Мане никого не удивишь. A вот Lada Kalina...

Несмотря на то, что гонка длится 24 часа, можно смело утверждать, что в реальности она как минимум раза в три длиннее. Уже в пятницу, за день до гонки, трасса и окрестности напоминают большой муравейник. Выражение «яблоку негде упасть» я сдал в утиль после того, как заметил пожилого господина, который носил с собой складную стремянку. Он лихо ставил её в центр толпы и уже через несколько секунд возвышался над головами, словно буревестник из одноимённого произведения Максима Горького. Но в паре мест ему так и не удалось воспользоваться своей идеей, поэтому теперь, когда я хочу сказать о переполненности какого-либо места, я говорю: «Стремянку негде поставить».

Я бы рекомендовал вам посетить несколько мест. Во-первых, это автомобильный музей, в котором собраны автомобили–победители Ле-Мана, начиная с самого первого Chenard-Walcker 3 litre Sport, который выиграл гонку в 1923 году. Также в музее собраны ретро-автомобили, которые выглядят куда душевнее нынешних поделок мирового автопрома. Стоимость входа — 8 евро.

Второе место, которое обязательно нужно посетить, — это длинные ряды сувенирных лавочек. Торговля идёт бойко, несмотря на то, что цены кусаются: так, некоторые модельки машинок отдают за 100 евро, а обычная футболка, с которой на тебя с укоризной смотрит пилот «Формулы-1» Кими Райкконен, обойдётся вам в 60 европейских дензнаков. Но за просмотр денег не берут, поэтому то там, то тут раздаётся щёлканье фотоаппарата — это туристы и гости гонки пополняют свою коллекцию снимков.

Российская команда Ле-Ман, выбывшая из борьбы ещё до конца гонки

В момент старта «24 часов Ле-Мана» чувствуешь, что ты стал частью чего-то большего: за твои движения отвечает громадная толпа, и ты идёшь, повинуясь тому, куда движется она. Но это только в первые минуты. Затем 350 000 человек удивительным образом растворяются по всей территории, отведённой под гонку, и кажется, что людей не так и много: кто-то смотрит на трассу, кто-то идёт в местный ресторан, кто-то восторженно охает в музее или закупается сувенирами. А кто-то… спит. Да-да, многие приезжают со своими спальными мешками и палатками, которые ставят сразу же за пределами трассы. Весь день и всю ночь они жарят шашлык, поют песни, употребляют напитки разнообразной степени крепости и жадно слушают гоночного комментатора. Сначала выглядит как Грушинский фестиваль (наверное, правильнее сказать «Грушинский Ле Фестиваль»), но когда замечаешь, что около палатки стоит Ford F40, забываешь про все сравнения.

А вокруг мест отдыха — бесконечный трек группы «Каста». В плане, что шум, шум и ещё раз шум.

В момент награждения победителей океан людей превращается в море фотографов — такой концентрации сотовых телефонов и фотоаппаратов на единицу площади могут позавидовать даже таможенники, накрывшие канал сбыта «серой» продукции. Кстати, сами гонщики не отказывают себе в удовольствии сфотографироваться на фоне толпы — подобные селфи потом набирают кучу лайков в социальных сетях.

Ле-Ман — рай для автомоделистов

С точки зрения обычного туриста, бродишь по Ле-Ману и удивляешься. Тому, что в Екатеринбурге на футбольных «супер» матчах Урал — Амкар собирается несколько тысяч полицейских. Когда на мероприятии, где присутствует 350 000 человек, я не вижу ни одного человека в форме, то почему-то чувствую себя куда безопаснее, чем на нашем футбольном мачте. А теперь представьте себе условный город Нижний Тагил, собравшийся на пятачке, где продают алкоголь, а мимо проезжают машины, и чтобы рядом не было ни одного полицейского.

Вопрос для патриотов «загадочной русской души»: через сколько минут первый зритель решит проверить реакцию пилота на трассе, перебежав дорогу? Моя ставка — через 40. Потому что так до туалета ближе. Думается, властям Екатеринбурга стоит съездить, посмотреть перед чемпионатом мира по футболу 2018 года — никаких эксцессов при 30 000 литров выпитого пива и «болении» за разные команды. Только бесконечное «сильвупле».

Взгляд журналиста

Всего на гонке работает пара тысяч журналистов со всего мира, встретить которых проще всего в пресс-центре. Лучше места для того, чтобы смотреть гонку, в мире нет. Во-первых, здесь есть вода и еда (что для журналистов, конечно же, важнее всего). Во-вторых, на экранах ведётся не только показ гонки с разных камер, но и в режиме реального времени обновляется вся статистическая информация.

Без берушей или затычек для ушей на этой гонке можно оглохнуть от рёва моторов

Некоторые места подписаны, но большинство занимается по принципу «Кто первый, того и тапки». На месте мало кто сидит: то в одном месте вывешивают решения судей, то в другом раздают сувениры от команд, то в фирменном ресторане «Мишлен» наливают шампанское. Вот и бегают бедные журналисты почище сайгаков. Работа не прекращается даже ночью. Многие коллеги пьют кофе и выходят на улицу, чтобы взбодриться, проверяя свой организм на выносливость, дабы уподобиться гонщикам.

Стоит отметить, что большинство иностранных автомобильных журналистов — люди взрослые. Настолько взрослые, что могли бы обращаться к Джереми Кларксону на «ты», как ровесники. Оно и понятно — в этой профессии ценятся опыт, широта взглядов и взвешенность суждений. Наша делегация была самой молодой и иногда так бурно обсуждала всё, что происходит на трассе, что пара немцев из журнала с зубодробительным названием неодобрительно качала головой, показывая на нас глазами. Когда гонка заканчивается, весь пресс-центр рукоплещет победителям, всем гонщикам и, конечно, самим себе. Они тоже победили в этом году. Как минимум, свой сон и вон тех разговорчивых молодых русских, которые приехали сюда такой толпой.

А вот и сама гонка. Болиды разгоняются до 320 км/ч

Взгляд болельщика

24-часовые марафоны трудны для восприятия: это вам не два часа в «Формуле-1». Текущие результаты мало кого волнуют, а гарантии победить нет никакой, даже если вы опережаете весь пелетон на пару часов. Одна поломка — и вот вы уже рассказываете всем вокруг про то, как «чуть не выиграли Ле-Ман». Всё становится относительно: машины, едущие друг за другом на расстоянии трёх метров, могут разделять десятки кругов и сотни километров дистанции. Но чтобы победить, должно совпасть почти столько же событий, как для появления жизни на какой-нибудь планете. Все эти вещи — словно звенья одной цепи, в которой, как обычно, порвётся самое слабое звено. Если в других гонках слабое место можно компенсировать сильными сторонами автомобиля или пилота, то здесь такой роскоши ни у кого нет.

За время гонки резина изнашивается полностью

Правда, некоторые команды научились призывать удачу и создавать почти идеальные автомобили. Например, Audi. За последние четырнадцать лет команда выиграла гонку в королевском классе LMP1 тринадцать раз. Том Кристенсен, девятикратный победитель гонки, недавно отпраздновал свой 47 день рождения. Только вдумайтесь — из 82 проведённых гоночных дней в Ле-Мане он выиграл девять. Почти каждый девятый, и это в таком-то возрасте, когда многие люди собираются на пенсию!

Время здесь течёт по-другому. Например, уже в начале гонки встретились два одиночества, то есть два лидировавших экипажа Toyota и Audi, которые в лучших традициях страны восходящего солнца решили совершить коллективное харакири. Немецкий автомобиль сошёл, а вот японец кое-как доковылял до боксов, где в очередной раз продемонстрировал, что такое Ле-Ман. Инженеры колдовали над автомобилем несколько десятков минут и выпустили на трассу далеко от первых мест. В любой другой гонке такая потеря времени означала бы конец борьбы. Но только не здесь. Пользуясь своей скоростью и проблемами конкурентов, отчаянная Toyota доехала до финиша…третьей!

Также увлекательно следить за известными пилотами, которых здесь пруд пруди. Только бывших гонщиков «Формулы-1» ездит больше 30, и не все из них добиваются успеха. В этом году наибольшей популярностью у болельщиков пользовались экс-Стиг Бен Коллинз, чемпион мира 1998 года и колоритный вратарь французской сборной Фабьен Бартез. И вы знаете, хорошо едут. А если наших так посадить, Стиллавина да Акинфеева?

Традиция гонки — ловить кепки пилотов, которые они бросают в толпу

Мы же больше всего следили за судьбой россиян в этой гонке. В этот раз целых семь наших соотечественников вышло на старт «24 часов Ле-Мана». Они сами затруднялись ответить, с чем связан такой внушительный десант. Может быть, гонки на выносливость нам удаются лучше? У КамАЗа спросить нужно. Но в этот раз безоговорочным фаворитом в своём классе была команда G-Drive Racing, примой которой является Роман Русинов. Но спустя 10 часов после старта случилось непоправимое: пилотировавший болид под номером 26 Оливье Пла столкнулся с Ferrari.

Нам же осталось болеть за другой наш экипаж, в котором ехал Марк Шульжицкий — первый российский победитель проекта Nissan GT Academy. Всего пару лет назад он был простым продавцом во Владивостоке, и вот уже до последнего претендовал на победу в классе LMP2. Спустя 21 час после начала гонки второй экипаж G-Drive Racing лидировал в классе, но затем начались проблемы с электроникой, и отрыв стал стремительно таять — по несколько секунд на круге. В итоге, после очередного внепланового питстопа Марк отдал машину напарнику на первом месте, а вернулся в гонку на пятом. Похоже, это был просто не день России в автоспорте. Но это была отличная гонка — со своими интригами, победами и поражениями, подвигами и неудачами. Как говорят — обычные 24 часа Ле-Мана.

Текст: Александр ДАРМИН, »АВТОЭЛИТА»

Фото и видео: Александр ДАРМИН, Артём КРАСНОВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления