Полезные игры
В новогодние каникулы есть возможность больше времени уделить детям, и чтобы совместный досуг был не только приятным, но и полезным, предлагаю Вашему вниманию подборку игр для детей младшего школьного возраста. В этой статье подобраны игры, которые совершенствуют логическое мышление, способствуют увеличению индивидуального словарного запаса, развивают навыки комбинаторного мышления, скорость мыслительных процессов, способствуют развитию орфографических навыков и улучшению качества письменных работ.
Какая буква?
Игра прекрасно подойдет первоклассникам для совершенствования навыков звукового анализа, грамотного письма.
Вы показываете играющим листок бумаги, повернув его к ним чистой стороной.
— Вот здесь на листе бумаги, — говорите Вы, — у меня записана буква. Знаете какая? Нет? А вы попробуйте угадать. Как? Очень просто. Я положу листок в карман, а каждый из вас может сказать какое-нибудь слово, только с условием, чтобы в нем было не менее пяти букв. Я сейчас же отвечу, есть в этом слове моя буква, или нет. Если кто-нибудь скажет слово, в котором меньше пяти букв, я отвечать не буду. Ну, говорите слово. Кто первый?
— Лагерь?
— Нет.
— Костер?
— Нет.
— Лапта?
— Нет.
— Лиса?
— Не отвечаю, в этом слове четыре буквы.
— Куница?
— Есть.
— Собака?
— Нет.
— Птица?
— Есть... Какая же буква у меня написана?
— «Ц»
— Совершенно верно.
Игра начинается снова.
Составление предложений.
Эта игра может проводиться индивидуально или в группе подростков. Предлагаются 3 слова, не связанные между собой по смыслу. Например: озеро, медведь, карандаш. Другие варианты задания: мяч, ракета, книга; улица, очки, сумка; велосипед, цветок, небо; стол, фартук, ботинки; и т.д.
Задание:
Необходимо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы эти три слова. Время для выполнения задания ограничено: 10 минут, еще 10 минут потребуется для обсуждения составленных предложений. Ответы могут быть разными. Очень простыми: «Медведь уронил в озеро карандаш». А могут быть и сложными по составу: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере». Ответы могут быть интересными и даже творческими: «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь». Если подросток работает индивидуально, то кто-то из родителей должен тоже придумывать предложения из заданных слов, чтобы показать ребенку, какие еще могут быть связи между этими предметами.
«Наборщик».
Игра состоит в следующем: участники (чем больше детей, тем интереснее) выбирают по общему согласию какое-нибудь слово, состоящее из многих букв с несколькими гласными, например: накопление, концентрация, предписание, избирательность и др. Каждый участник записывает это слово на листке бумаги.
Задание:
Составить как можно больше слов из букв выбранного слова за ограниченное время (5–10 минут). При этом надо соблюдать следующие правила: писать можно только имена существительные в именительном падеже единственного числа, во множественном числе слово допускается, только в том случае, если у него нет единственного числа, например: сани, сени, названия городов, рек, государств и другие собственные имена писать нельзя. Каждое производное слово должно быть составлено только из тех букв, которые есть в первоначальном слове.
Пример:
Предположим, выбрано слово «приказание». Из букв этого слова можно составить слова: перина, арена, кипа, казна, заика, каприз, признак, низ и др.
Подведение итогов:
По истечении отведенного на игру времени все разом прекращают составление слов и каждый участник подсчитывает, сколько слов им написано. Тот, у кого окажется больше слов, первым зачитывает их. Если какое-нибудь слово встречается у других, хотя бы у еще одного участника, то все вычеркивают это слово из своих списков. Потом читает участник, следующий по количеству написанных слов. Повторяющие слова каждый раз вычеркивают. Выигрывает тот, у кого останется больше всего слов.
Сквозная буква.
Задание:
Выбирают какую-либо букву, которую договариваются считать сквозной. Предположим, что выбрали букву «к». Затем выписывают слова, содержащие указанную букву, столбиком, одно под другим. При этом надо соблюдать следующие правила: писать можно только имена существительные в именительном падеже единственного числа, каждое слово должно содержать заданное число букв, например, 6, в любом слове выбранная буква должна стоять на определенном месте, например на 5-м.
Пример.
гадюка
галька
дранка
древко
дядька
плашка
синька
склока
скобка
собака
зимка
засека
заявка
феникс
килька
калька
Подведение итогов:
Кто напишет больше слов — тот и будет победителем.
В следующей статье будет представлена подборка игр такой же направленности для детей среднего школьного возраста.