Сейчас может показаться, что железные дороги на Урале были всегда, но еще полтора века назад грузы перевозили в основном по реке. О том, как в Екатеринбург впервые прибыл поезд и где находится близнец нашего первого вокзала, рассказывает историк Андрей Ермоленко.
1 октября 1878 года в Екатеринбург пришел первый поезд. Железнодорожная ветка от Перми — тогдашнего губернского центра — через Нижний Тагил дотянулась до Екатеринбурга. Линия получила название Уральской горнозаводской железной дороги.
Первый проект железнодорожного сообщения Среднего Урала со столицей губернии возник еще в 1861 году. Его автором был инженер Владимир Рашет — управляющий Нижнетагильским горным округом Демидовых. Продукция уральских металлургических заводов в центральную Россию в то время доставлялась по рекам.
«Железные караваны» барок каждую весну сплавлялись вниз по Чусовой до Перми, а дальше по Каме и Волге направлялись к потребителям, поэтому основными заказчиками строительства и стали горные заводчики. Дорога была построена на частные деньги — средства акционерного общества — в рекордно короткие сроки, всего за три года.
Подобно железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой, на конечных станциях Уральской горнозаводской железной дороги по проекту архитектора Петра Шрайбера были построены одинаковые вокзалы. В екатеринбургском здании в настоящее время располагается музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги, а в пермском по-прежнему размещается вокзал станции Пермь I.
Начиная с 1 октября 1878 года поезда из Перми в Екатеринбург через Нижний Тагил стали ходить ежедневно. Расстояние — 499 километров. Время в пути составляло всего 22 часа — рекордно короткий срок для конца XIX века, ведь гужевым транспортом между двумя городами нужно было добираться несколько дней. Частное управление железной дорогой не было успешным. Накопив более 8 миллионов рублей долгов, в 1887 году консорциум заводчиков передал Уральскую горнозаводскую железную дорогу государству.
В январе 1888 года была открыта железнодорожная ветка Екатеринбург — Тюмень, в ноябре 1896-го рельсы соединили Екатеринбург и Челябинск, а в 1909 году была построена более привычная нам ветка Пермь — Кунгур — Екатеринбург. Железнодорожное сообщение Екатеринбурга с соседями приобрело очертания, которые сохраняются и до наших дней.
Почитайте также другие колонки Андрея Ермоленко об истории Урала: например, про то, как советский Свердловск едва не стал портом для дирижаблей, или про единственный визит российского императора в Екатеринбург — и это был не Николай II.
А еще историк рассказал, как совсем недавно горожане страдали от осеннего бездорожья, ведь асфальт появился на окраинных улицах Свердловска только в 80-е годы прошлого века.