Уральские ученые провели очень необычный эксперимент, чтобы подтвердить теорию, связанную с уникальной находкой — черепом малого пещерного медведя, обнаруженного в пещере Иманай на Южном Урале несколько лет назад. На черепе было повреждение, которое могло свидетельствовать о том, что животное было убито человеком во время охоты около 35 тысяч лет назад.
По словам палеонтолога Дмитрия Гимранова, сейчас есть лишь одно доказанное свидетельство того, что люди охотились на пещерных медведей. Вторым таким свидетельством может стать найденный в Башкирии череп. Однако предположение потребовало доказательств — была вероятность того, что отверстие в черепе появилось уже после смерти животного, например во время ритуала, и значительно позже.
— Мы имеем череп пещерного медведя, пробитый копьем древнего человека. Нашей задачей было понять, как его пробивали: был ли медведь живой либо это был череп, который лежал в пещере, человек пришел и зачем-то его продырявил, — объяснил Дмитрий Гимранов, старший научный сотрудник лаборатории палеоэкологии Института экологии растений и животных УрО РАН. — Если медведь был живой, значит, это была охота, а если неживой, то это мог быть ритуал. Для истории и археологии это очень важно. Чтобы это понять, были заготовлены черепа бурых медведей. Пять голов медведей зимой купили у охотников, хранили в морозильнике, а перед экспериментом достали и разморозили. И были сухие черепа медведей, в нашей коллекции их достаточно, тех и других — по пять штук.
Чтобы воспроизвести удар копьем, уральцы попросили помощи у московского коллеги Михаила Жилина, он занимается экспериментальной археологией. Он сначала приехал в Уфу, где хранятся оригинальные каменные орудия, найденные в пещере Иманай. И затем он изготовил реплики — из того же кремня.
— Пробивали сначала сырые головы медведей, а потом сухие черепа, по-разному били, под разными углами, всё это фиксировали съемкой, — рассказывает Дмитрий Гимранов. — Потом сырые головы вываривали, очищали, высушивали и сравнивали повреждения на костях с найденным в пещере черепом. Что же мы получили? Череп древнего медведя из Иманая имеет характерное отверстие треугольной формы, от этого отверстия отходят радиальные трещины. У нас и получилось, что только сырые черепа при сильном ударе дали длинные продольные трещины, как и на древнем черепе. А сухие черепа не дали трещин такой формы.
Таким образом, у наших ученых появились доказательства, что пещерного медведя убил человек во время охоты. Кстати, этот вид животных был распространен по всей территории Урала, но свидетельств того, что люди на него охотились, у нас не было. Вероятно, он был менее привлекательным как добыча — возможно, менее доступен по сравнению с другими животными, которые шли в пищу человеку. От современного бурого медведя его предок немного отличался: во-первых, он покрупнее, весил около тонны, во-вторых, у них была немного другая форма головы, в-третьих, пещерный медведь питался только растениями.
Недавно сотрудники Института экологии растений и животных УрО РАН объяснили, почему этой весной на Урале много гадюк.