
В 1997-1999 г. в городе продавался аналоговый октан-корректор фирмы "Олсон" с использованием датчика оригинального детонации. Он включал в себя дополнительно еще и коммутатор. Потреблял около 7А, прилично "садил" зимой АКБ, был очень чувствителен к броскам напряжения в бортовой сети (очень быстро выходил из строя). Так как он был залит специальным компаудом, то был абсолютно неремонтнопригоден. Стоил примерно 50$. Подключение требовало значительного времени и использование специального переходника для датчика с дюймовой резьбы. Видимо данными блоками экспериментально оснащались экспортные поставки. В связи с программой развития инжекторов выпуск данных приборов свернули. В Екатеринбурге их было продано несколько сот штук.
Карбюраторные машины до сих пор выпускаются и миллионы находятся в эксплуатации. Качество бензина нестабильно. Правильной настройкой характеристик автомата опережения зажигания практически никто в автосервисах не занимается. Если сказать точнее, то настройка зажигания требуется после каждой заправки, чтобы двигатель работал помощнее. Поэтому и существует целый ряд октан-корректоров, которые позволяют точнее подстраивать начальный угол опережения зажигания вручную из салона (в том числе и ОКТАН-4). У них следующие недостатки:
- нарушается штатная электропроводка; - необходимо дополнительно прокладывать электропроводку из моторного отсека в салон, что достаточно трудоемко; - ухудшается запуск двигателя от стартера из-за раннего зажигания; - не исправляют недостатки механического автомата опережения зажигания. Применяемый механический автомат опережения зажигания не может обеспечить идеальную характеристику зажигания во всем диапазоне оборотов и нагрузок поэтому зажигание устанавливается заранее немного более позднее, чтобы исключить
детонацию на критичных режимах, значит проигрыш в мощности и расходе топлива. Важнейшим параметром управления бензиновым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) является момент зажигания смеси в цилиндрах (данный параметр принято называть углом опережения зажигания).
Он имеет достаточно сложную многомерную зависимость: - от оборотов - нагрузки на двигатель - заправленного октанового числа топлива - температуры двигателя и воздуха и определяет выходную мощность двигателя и расход топлива. На сегодня наиболее оптимально управление моментом зажигания смеси в цилиндрах реализовано в распределенных инжекторных микропроцессорных системах управления ДВС (используется датчики положения коленвала, детонации и др.). Двигатели оборудованные такой системой мощнее экологичнее и расходуют меньше топлива, чем карбюраторные. Инжекторная система зажигания обеспечивает практически идеальную характеристику. Один и тот же двигатель ВАЗ 21083 в инжекторном исполнении на 8 л.с. мощнее и экономичнее. Не так чувствительнее к качеству топлива. В аварийном режиме позволяет спасти двигатель и доехать на более низкооктановом бензине. Как показал "Олсон" возможно подобное изготовить для карбюраторных двигателей и использовать все возможности двигателя. Потребность в хорошем автоматическом октан-корректоре на сегодня существует. Два года назад я пообещал его создать. Задача стояла следующая - не нарушая штатной электропроводки создать приставку, полный автомат к штатной электронной системе зажигания с датчиком Холла из типовых элементов и устанавливаемой в моторном отсеке. Моя специальность (радиофак УПИ) и знание двигателей легковых машин позволили создать прибор на базе однокристальной 8 разрядной микро-ЭВМ AT89С51. При испытаниях остановился на широко используемом в отечественном автопроме и выпускаемым в России датчике детонации GT305. Отказался от встроенного коммутатора и обеспечил ток потребления всего 100мА. Питание берется от коммутатора предназначенное для датчика Холла. Применил типовые 1-о, 2-х и 3-х контактные разъемы. Установка и подключение занимает 10-15 мин. При необходимости отключение занимает 30сек.
Технические данные: - Температурный диапазон +85 -40 градусов Цельсия и относительной влажности до 90% при температуре +40 градусов - Диапазон регулировки при частоте вращения коленчатого вала от 200 до 6000 об/мин (150 - 5мс) - ДВС четырехтактный - Максимальная задержка угла опережения зажигания 11 градусов - Датчик детонации широкополосный GT305 - Шаг корректировки угла зажигания при возникновении детонации в сторону уменьшения на 1-2 градуса за такт - Шаг корректировки угла зажигания при отсутствии детонации в сторону увеличения 0.2-0.3 градуса за такт - В момент запуска ДВС (работает стартер) устанавливается принудительно максимальная задержка угла опережения зажигания 11 градусов - Напряжение питания 12В - Минимальное напряжение питания 8В - Максимальное напряжение питания 18В - Кратковременные скачки напряжение питания до 40В - Потребляемый ток до 0.1А - Исполнение - пылевлагонепроницаемое, устойчивое к вибрациям - Режим работы - долговременный - Применение на отечественных автомобилях оборудованных распределителем зажигания с датчиком Холла (40.3706, 38.3706, 3810.3706) и коммутатором 36.3734 или аналогичным - Габариты не более 180*140*30 мм - Масса не более 0.4 кг
Первый опытный выезд на моей "копейке" с макетной платой произошел 30 декабря 2000 г. Постоянные поездки на опытном экземпляре начались с середины января 2001г.. До июля было изготовлено и установлено серийных 11 экземпляров на легковые машины семейства ВАЗ. Полгода продолжалась опытная эксплуатация. Производилась корректировка схем и программ. С января 2002 г. стала выпускаться первая серийная партия из 100 шт. Стоимость на сегодня 1600 руб. - опт. партии и 1700 розница. В ближайших планах: - доработка программного обеспечения, для устранения операции предварительного смещения зажигания в сторону опережения при установке на 6-8 градусов; - снижение цены; - доработка схем входных цепей для контактной системы и бесконтактной "волговской" систем зажигания; - управление включением электровентилятором системы охлаждения. В перспективе установка еще одного датчика разрежения в задроссельном пространстве и более точная корректировка зажигания. Управление клапаном ЭППХ.
Алексеев Леонид
alexeev@autoclub.ur.ru
Подробнее об октан-корректоре с отзывами об эксплуатации здесь - http://autoclub.ur.ru/info/oktan.htm