E1
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+12°

пасмурно, дождь

ощущается как +11

1 м/c,

ю-з.

723мм 83%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Авто Легендарной "Катюше" исполнилось 70 лет

Легендарной "Катюше" исполнилось 70 лет

14 июля 1941 года батарея БМ-13 обстреляла фашистов на станции Орша.

Семьдесят лет прошло со дня первого боя с участием легендарных боевых машин реактивной артиллерии БМ-13, вошедших в историю как «Катюши».

14 июля 1941 года экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова была задействована для нанесения ударов по занятой накануне немцами железнодорожной станции Орша и переправе через реку Оршица. Днем позже батарея стреляла по скоплению фашистов на Базарной площади города Рудня Смоленской области. Стреляла с высокой крутой горы прямой наводкой. Именно поэтому и возникла у бойцов ассоциация с высоким крутым берегом в песне Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского «Катюша». Бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, позднее — военный историк, дал установке это имя. Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны.

Установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали «пой» или «играй» (для запуска надо было очень быстро крутить ручку электрокатушки), что, возможно, тоже было связано с песней «Катюша». Да и для пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.

Многозарядная пусковая установка, смонтированная на грузовом автомобиле, разрабатывалась с 1938 года. В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом калибра 132 мм М-13, а уже 21 июня, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.

26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведённых испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт.

В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок: БМ-13-СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало точность стрельбы), БМ-8-48, БМ-31-12 и др.

Советская промышленность в июле 1941- декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша» и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров). Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси (всего около 600 штук — почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала «ленд-лизовских» поставок основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик фирмы «Студебеккер» (Studebaker US6).

Именно «Катюша» стала прародителем современных реактивных систем залпового огня «Град», «Прима» и других.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления