Авто фоторепортаж Деревянный "Москвич", сталинский пикап и автомобиль из "Операции Ы": гуляем по автомузею УГМК

Деревянный "Москвич", сталинский пикап и автомобиль из "Операции Ы": гуляем по автомузею УГМК

Специально для читателей E1.RU сделал виртуальную экскурсию.

Сейчас в экспозиции музея представлены 150 экспонатов.

В УГМК задумали создать лучший автомобильный музей в России. Коллекцию машин представили широкой публике ещё в мае 2013 года, когда построили здание для Музея боевой славы. Но автомобили в окружении военной техники смотрелись несколько странно.

– В середине февраля Андрей Анатольевич Козицын (гендиректор УГМК. – Прим. ред.) поставил задачу открыть автомобильный музей к маю [2016-го]. В качестве временной площадки выбрали только что отремонтированный цех готовой продукции. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы успеть подготовить его к сроку, – рассказывает директор автомузея Станислав Чуркин.

В итоге в цеху уместилось около 150 экспонатов: примерно половина приходится на автомобили, а остальные – это мотоциклы и велосипеды.

– Мы стараемся, чтобы все автомобили, которые представлены в музее, были в идеальном состоянии. Если бы это была частная коллекция, то могло бы быть иначе. Вдоль всей экспозиции растянуты баннеры, через которые проносят дух времени от 30-х до 91-го года. К этому же промежутку относятся и автомобили. Мы показываем время через машины и наоборот, – объясняет Станислав Чуркин.

У входа стоят велосипеды.

Многие экспонаты не могут выезжать за пределы музея, так как они восстановлены ровно в том виде, в каком производились. К примеру, ездить с механическими тормозами сейчас запрещено, а именно их устанавливали в тридцатые года прошлого века.

На самом деле заводской антураж придаёт особую атмосферу – будто тут лет семьдесят назад стоял конвейер, и с него сходили "Москвичи" или "Волги". Впрочем, эта ситуация временная – через два года рядом с военным музеем появится автомобильный. Построить здание для него должны к декабрю 2017 года, а через полгода, в мае, он уже заработает. Новый музей должен получиться масштабным – в нём будет четыре этажа (для сравнения, экспозиция военной техники располагается в трёхэтажном здании).

В музее УГМК большая коллекция мотоциклов. И у каждого есть своя история.

– Мы для себя выбрали тематику – отечественный автопром. Наша цель – собрать всё, что связано с той эпохой. И мы хотим стать лучшими в этой сфере, – отметил Станислав Чуркин.

Сколько будет машин и мотоциклов в новом музее, в УГМК пока не раскрывают. Но очевидно, что никак не меньше 400 экспонатов. Только стоять они будут не так плотно, как сейчас в цеху. К тому же появятся какие-то интерактивные развлечения.

Пока же машины стоят на закрытой территории "Уралэлектромеди". Именно поэтому мы решили сделать небольшую ознакомительную экскурсию по музею и показать самые интересные экземпляры.

Уникальность экскурсии ещё и в том, что вы можете увидеть машины не только снаружи, но и изнутри. Для рядовых посетителей такая опция недоступна.

Экскурсия по музею длится около часа, но поскольку Станислав Чуркин – сам коллекционер, то наша прогулка продлилась более двух – он нам рассказал о наиболее интересных экспонатах музея.

ГАЗ-М415

В конце 30-х считалось, что в модельной линейке автопроизводителя должен быть пикап. В 1936 году ГАЗ выпустил легендарную "эмку". На её же базе решили создать и пикап.

Один из самых интересных экспонатов – такие пикапы выпускали лишь с 1939 по 1941 год. Добро на появление этой машины дал лично Сталин: "Это незаменимая машина для колхозов!" Всё так, но ведь ни до каких колхозов они не добрались.
Кузов рассчитан на 500 килограммов полезного груза или шестерых колхозников.
За два года выпустили 5 382 пикапа. Но спустя 75 лет "живых" машин фактически не осталось. Реставрация этого экземпляра продолжалась более года. Пришлось купить ещё три "донора", чтобы установить оригинальные запчасти.

Москвич 400–422 "Буратино"

В музее УГМК собрана отличная коллекция "Москвичей" – равная ей есть только в одном из столичных музеев. Ещё в июле 1945 года советские специалисты вывезли из Германии чертежи "Опель Кадет К38". Планировалось, что выпуск малолитражных авто запустят через полгода, но процесс затянулся, так как документация была обрывочной и неполной. В итоге первый "Москвич" сошёл с конвейера лишь в декабре 1946 года.

Сейчас такие машины называют "каблучками" – их используют для коммерческих целей. Конструкторы весьма нетривиальным образом решили проблему с дефицитом металла в стране после войны – значительную часть кузова сделали из дерева. Их начали производить в конце 1947 года.
Именно за деревянный кузов этот "Москвич" получил прозвище "Буратино". По идее, он был рассчитан на 200 килограммов полезного груза, но в реальности перевозили в два раза больше.
К тому же в дождливую погоду берёзовый кузов набухал, а потому до наших дней дожило слишком мало таких машин. В России сейчас таких всего лишь две штуки. Реставраторам удалось восстановить чертежи и сделать точь-в-точь как с завода, вплоть до способа крепления деревянных частей.
Этот "Москвич" проехал практически 500 тысяч километров!

Москвич 400 пикап

Оказывается, "Москвич" выпускал и пикапы. Конкретно этот экземпляр нашли случайно на одном из аэродромов в Сибири – он возил аккумуляторы.
В серию пикапы не пошли, а потому всего было выпущено менее 1 000 таких машин.
Первоначально их использовали для перевозки установок запуска первых отечественных турбореактивных самолётов.

Москвич-411

Принято считать, что советский автопром был вторичным и просто копировал разработки мировых концернов. Но вот, к примеру, Москвич-411 появился слишком рано. В 1958 году конструкторы решили сделать полноприводную версию универсала. Но за три года выпустили лишь 1 500 штук и проект закрыли.

Полноприводные универсалы выпускают крупнейшие мировые концерны, например, Volvo или Audi.

ГАЗ-М-21 "Волга"

Старые "Волги", как многие называют "21-ю", до сих пор нередко можно увидеть на улицах города. Наверное, это одна из самых популярных моделей отечественного "раритета".

ГАЗ-21 был реальным рывком для советского автомобилестроения середины 50-х. К примеру, на небольшую часть первой серии устанавливали коробку автомат. Правда, технологически новинка не прижилась. Тот же автомат попросту мало кто умел обслуживать, в дефиците было и специальное масло для коробки. Так что многие владельцы меняли его на механику. В итоге было выпущено лишь 700 "автоматических" ГАЗ-21. В ближайшее время такой экземпляр появится в музее.

В музее УГМК представлены все три серии "Волги". С 1956 по 1970 год выпустили 639 тысяч таких авто.
Отличительная внешняя черта первой серии – звезда на решётке радиатора. Изначально она должна была быть другой, но модель в Кремле принимал Маршал Победы Георгий Жуков. И ему предложенный вариант не понравился. Конструкторы логично сообразили, что звезду маршал критиковать не станет.
Первое, что бросается в глаза, большие окна. Площадь остекления у ГАЗ-21 была на 40% больше, чем у "Победы". Диван же складывался и получалась огромная кровать, площадь которой 2,7 квадратных метра.
Все "Волги" уже в базе имели радиоприёмник.
По нынешним стандартам – маленькое и неудобное зеркало.
Третья серия "Волги": максимально простая внешне, но зато с более мощным двигателем в 75 "лошадок". Именно такая машина снималась в фильме Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".

Прогулочный катер "Волга"

Катер виден издалека – он установлен на специальном постаменте. И сначала не совсем понятно, что он делает в автомобильном музее, но стоит присмотреться, и становится понятно, что в нём установлен салон от ГАЗ-21.

Катер отреставрировали, но на воде его пока не испытывали.
"Волговский" салон в катере смотрится богато.

Инвалидки

Коллекция транспортных средств для инвалидов, которая собрана в музее, очень хорошо показывает отношение государства к людям с ограниченными возможностями.

Мотоколяска К-1В "Киевлянин". После войны встала проблема обеспечения ветеранов транспортными средствами. По какой причине конструкторы решили, что инвалидам будет удобно ездить в коляске с таким управлением – совершенно непонятно. Управлять такой повозкой было очень сложно, и в 1952 году выпуск прекратили.
В 1952 году появилась мотоколяска СМЗ-С1Л по прозвищу "Циклоп", но уже с крышей. Конструкторы стремились максимально удешевить её: кузов был изготовлен с применением каркаса из обыкновенных металлических труб, мотор имел мощность всего лишь 4 лошадиных силы.
Рулевое управление сконструировали на основе мотоциклетного. За шесть лет собрали 19 тысяч таких колясок.
В 1970 году наконец появилась инвалидка с цельнометаллической крышей. Такие машины выпускали вплоть до 1997 года.

Современные авто

Последняя часть музея посвящена современным авто. К примеру, та же "копейка" до сих пор встречается на дорогах.

– Итальянцы пытались "спихнуть" устаревший вариант Fiat 124, но конструктор ВАЗа категорически отказался ставить нижнеклапанный двигатель, так как его нельзя модернизировать. В итоге остановились на верхнеклапанном. Когда появился этот автомобиль, то все поняли, что такое плавность и скорость, – рассказывает Станислав Чуркин.

Эта "копейка" 1970 года выпуска. Она была выпущена в декабре, а первые пять машин были сделаны в апреле того же года к дню рождения Ленина, а в августе стартовало серийное производство.
Мечта всех советских пацанов конца 80-х – "восьмёрка": короткое крыло, низкая приборная панель. Идеальный автомобиль для создания гоночной версии.
"Москвичи" активно принимали участие в сверхдлинных ралли-рейдах вроде "Лондон-Сидней" (1968) и "Лондон-Мехико" (1970), "Западные Сафари – Аргунгу" (1973).
В первые годы выпуска значительная часть 412-х шла на экспорт. Сборка автомобиля осуществлялась в Болгарии и Бельгии.
Грузовой вариант "Москвича".
Если бы 41-й появился не в 1986 году, а лет на шесть-восемь раньше, то его бы смело можно было назвать современным. Но "Москвич" всё больше отставал от конкурентов, и в 90-е прекратил своё существование.

Мотоциклы

В коллекции УГМК большое количество мотоциклов.

Автомобиль из "Операции Ы"

Конечно, сейчас музею УГМК не хватает интерактивности – машины трогать и открывать нельзя. Зато есть автомобильчик точно такой, какой был в фильме Гайдая. В нём можно посидеть и сделать фото.

Инвалидка СМЗ С-ЗА из к/ф "Операция "Ы" Серпуховского мотоциклетного завода.

Попасть в цех можно только на специальном автобусе. Каждые полтора часа он отъезжает от Музея боевой славы, всего 5 рейсов в день. Сейчас в день проходит чуть больше ста человек. Для взрослых билет стоит 100 рублей.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

Панорама: Антон ФЕДОРЧЕНКО / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Да что за бермудский район в центре города». Бывший опер рассказал, как ловил наперсточников в Екатеринбурге 90-х
Анонимное мнение
Мнение
«Шесть бед — один полпред». Почему тянут с назначением Жоги в Екатеринбург и другие главные сюжеты недели
Даниил Румянцев
Корреспондент E1.RU
Мнение
«Достаточно вправить мозги самым буйным персонажам». Главред E1.RU — о нашествии квадроберов
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: путешественник — о жизни в нетуристической Болгарии
Борислав Башлиев
Переехал из Тюмени в Болгарию
Рекомендуем
Знакомства
Объявления