Авто проблема В Хабаровске очереди за топливом. Будет ли дефицит в других регионах?

В Хабаровске очереди за топливом. Будет ли дефицит в других регионах?

Проблема возникла из-за ремонта нефтеперерабатывающего завода

Десять лет назад дефицит бензина начался в восточных регионах России, а потом пошел на запад
Источник:

В начале февраля в Хабаровске возникли проблемы с поставками топлива, что привело к его дефициту и очередям на АЗС. Десять лет назад в России уже был топливный кризис, который тоже начался с востока страны. Не повторится ли ситуация сейчас?

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Что случилось в Хабаровске


Перебои с поставками бензина начались во второй половине января, которые через неделю привели к образованию на АЗС впечатляющих очередей и введению карточного режима продажи топлива.

Причиной срыва поставок стала остановка хабаровского НПЗ Худайнатова — одного из двух крупных нефтеперерабатывающих заводов региона. Как пишет РБК, причиной стала поломка установки каталитического риформинга. Сейчас завод запущен и восстанавливает производственные мощности, но пока выпускает только бензин АИ-92. Дефицит топлива компенсируется поставками со складов Росрезерва и заводов Сибири.

Ждет ли дефицит топлива другие регионы?


Президент Независимого топливного союза Павел Баженов объясняет:

— Нет, проблема локальная и перекинуться на всю Россию не может — пожара нет. Она связана с остановкой одного из двух крупных НПЗ, а также спецификой региона. Плюс — безалаберностью на местах, потому что не создано нормальных запасов топлива. Ситуация должна стабилизироваться, приняты большие усилия вплоть до ручного управления — это не есть хорошо и не решает всех сложностей, но текущий дефицит будет погашен.

Рыночный механизм сломан

При этом эксперт считает хабаровскую ситуацию проявлением более фундаментальных проблем отрасли.

— Вся топливная инфраструктура и нефтепереработка обречены на медленную и верную деградацию, что связано с дисбалансом опта и розницы, — объясняет Павел Баженов. — Оптовые цены регулируются рыночными механизмами, розничные цены ограничены коридором инфляции. То есть рыночного механизма нет — он сломан. Потребители при этом обречены на верный рост цен без надежды на снижение, и так идет с 2009 года. А для производителей и продавцов топлива падает маржинальность, что делает нецелесообразным инвестиции в развитие отрасли.

Источник:

Цены останутся в коридоре

Жители Хабаровска и соседних регионов сообщают о росте цен. Не раскачает ли это ситуацию по всей России?

— Нет, — считает специалист. — Просто в Хабаровске нет жесткого доминирования крупных нефтяных компаний, и там розница реагирует более остро. В остальных регионах крупные нефтяные компании ограничены настоятельной рекомендацией правительства держать цены на стелах в рамках инфляции.

Источник:

В январе 2021 года цены на АЗС в очередной раз подросли, но в пределах упомянутого инфляционного коридора. При этом поднялся акциз, который составляет теперь 13,3 тысячи рублей за тонну против 12,8 тысячи рублей (для бензина 5-го класса). В пересчете на розничную цену бензина акциз составляет почти 10 рублей с каждого литра, а последняя индексация добавила 30–40 копеек в цену литра. Это еще больше давит на розницу, которая не может «отбить» эти наценки за счет пропорционального роста цены.

— Кроме того, снизилась экспортная пошлина и усилился налоговый диспаритет между экспортом и поставками на внутренний рынок, — считает Павел Баженов. — А так называемый демпфер в принципе является очень странным механизмом: весь прошлый год он выполнял форму налога на нефтяные компании. Когда на рынке всё хорошо, он работает в плюс, а когда плохо — еще больше нагружает компании.

Следствие ручного управления

Ограничение розничных цен бензина было введено в России весной 2018 года после авральной ситуации, когда из-за нарушения баланса экспортных поставок возник дефицит топлива и стоимость бензинов скакнула на 3,5–4 рубля за месяц. Правительство сначала заключило с компаниями добровольное соглашение, которое через год перешло в статус рекомендации, исполнение которой для крупных нефтяных компаний обязательно. Это поставило их в сложное положение, равно как и независимые АЗС. Обвала рынка с тех пор не случилось, но в отсутствие конкретных шагов проблемы копятся.

— Взять тот же Дальний Восток: еще в апреле появился проект постановления правительства о субсидировании поставки топлива в регион по железной дороге. Но с июня он завис в стадии оценки регулирующего воздействия, — объясняет Павел Баженов. — Этот законопроект — оперативная и системная мера, которая сделала бы Дальний Восток более «проходным» для топлива из того же Омска и сильно улучшила бы ситуацию.

Топливный рынок лихорадило и в прошлом году, когда мировая цена нефти упала и даже стала отрицательной (вот что это значит). В апреле проблемы возникли из-за падения спроса на топливо — тогда в России был введен режим самоизоляции. Дефицит топлива случался и раньше, например, осенью 2014 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
39
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Дают — бери, бьют — беги». Эксперт из Екатеринбурга ответил, кому сейчас точно стоит покупать квартиру
Михаил Хорьков
руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Рекомендуем
Знакомства
Объявления