18 октября понедельник
СЕЙЧАС +6°С

Следующая остановка — «Высоцкий»: когда в Екатеринбурге вертолёты начнут летать, как маршрутки

E1.RU выяснил, сколько в городе взлётно-посадочных площадок и можно ли приземляться на небоскрёбы.

Поделиться

Лёгкие одномоторные вертолёты, по правилам безопасности, в Екатеринбурге могут летать только над поймой реки Исеть

Лёгкие одномоторные вертолёты, по правилам безопасности, в Екатеринбурге могут летать только над поймой реки Исеть

Поделиться

В мае 2015 года мэр Москвы Сергей Собянин одобрил строительство крупного транспортно-пересадочного узла на Ленинградском шоссе, который будет включать в себя первый в пределах МКАД вертодром на 18 вертолётов. Это вызвало бурное одобрение у летающего сообщества столицы и дало надежду владельцам инфраструктуры для вертушек на дальнейшее развитие.

Екатеринбург ещё за два-три года до этого тоже мог гордиться своими достижениями в сфере гражданских полётов, а эксперты называли город третьей вертолётной столицей по количеству взлётно-посадочных площадок. Сегодня с этой позиции нас вытолкали Казань и Нижний Новгород.

Вместе с этим, похоже, развеялись и все мечты о строительстве площадки для частных вертолётов на акватории Верх-Исетского пруда и возможный запуск площадки на крыше бизнес-центра «Высоцкий», которые могли бы значительно изменить город для туристов к матчам ЧМ в 2018 году.

E1.RU попытался найти хоть лучик надежды в пессимистичных прогнозах специалистов и выяснил, во сколько обойдётся самый дешёвый вертолёт и его обслуживание, сколько в Екатеринбурге действующих вертолётных площадок и почему дорога на башню «Исеть» и небоскрёб «Высоцкий» частным геликоптерам закрыта.

Цены на вертушки начинаются с 600 тысяч долларов

«Уральская вертолётная компания» работает в Екатеринбурге уже больше 10 лет. Её услугами пользуются бизнесмены, чиновники, туристы, кинематографисты, журналисты и молодожёны. На выбор здесь несколько вертолётов — четырёх-, пяти- и семиместные. Как уверяют в компании, в весенне-летний сезон воздушные судна загружены максимально: много полётов над городом, по области и вылеты к клиентам по всей России.

— Вертолёты сейчас пользуются огромной популярностью. Со времени вступления России в ВТО, ежегодно происходит снижение таможенной пошлины. С экономической точки зрения, это, естественно, подогревает интерес у клиентов. Важно и то, что вертолётам, в отличие от самолётов, не требуется взлётно-посадочная полоса и они могут приземлиться практически на любую геоточку. Разумеется, что текущая финансовая ситуация немного притормозила активность клиентов, но те, кто планировал купить вертолёт, его покупают, невзирая на некоторые трудности, — отмечает директор НП «Авиакомпания «Аэросити», входящая в состав «Уральской вертолётной компании», Дмитрий Субботин.

Как рассказывают в компании, минимальная цена за простой легковой вертолёт Robinson R44 — 616 тысяч долларов. Более серьёзный газотурбинный борт R66 будет стоить 1,3 миллиона долларов. Цена на новый двухдвигательный вертолёт для потенциального покупателя в России начинается от 7 миллионов евро. Обслуживание простой одномоторной вертушки будет стоить около 200 тысяч рублей в год. Краткосрочная аренда — от 35 до 100 тысяч рублей в час. На этом, собственно, весь позитив заканчивается и начинаются разговоры об отсутствии взлётно-посадочных площадок в столице Урала.

Одномоторным вертолётам разрешено летать только над Исетью. В случае аварии посадить вертушку на одном двигателе далеко от людей и домов практически невозможно. Двухмоторные продержатся в воздухе дольше и смогут избежать столкновения с землёй в городе. Но и стоят намного дороже

Одномоторным вертолётам разрешено летать только над Исетью. В случае аварии посадить вертушку на одном двигателе далеко от людей и домов практически невозможно. Двухмоторные продержатся в воздухе дольше и смогут избежать столкновения с землёй в городе. Но и стоят намного дороже

Поделиться

Удобно присесть можно только на территории «Екатеринбург-ЭКСПО» и в Кольцово

Как рассказывают эксперты, вертолёт на то и вертолёт, чтобы вертикально приземлиться там, где это необходимо. Однако развивать частную вертолётную авиацию можно только при наличии лицензированных Росавиацией площадок. Таких в Екатеринбурге не набирается и пяти. Самая настоящая и правильная, естественно, находится в аэропорту Кольцово, в 2015 году ее модернизировали, увеличив пропускную способность для вертолётов.

— В среднем в Кольцово ежемесячно выполняется порядка 130 вертолётных взлётно-посадочных операций, и их количество постоянно растёт. Примерно половина из них — это частная авиация. В 2015 году в Кольцово были организованы две отдельные площадки для взлёта и посадки вертолётов в светлое время суток. Ранее они взлетали с взлётно-посадочной полосы, как и самолеты. Это позволило упростить траекторию взлёта и посадки вертолётов и увеличить пропускную способность аэродрома, — рассказал E1.RU руководитель пресс-службы аэропорта Кольцово Дмитрий Тюхтин.

Другая площадка, чуть ближе к городу, расположилась рядом с выставочником на Экспо-бульваре в надежде, что туда будут прилетать делегации бизнесменов и чиновников, например, на Иннопром. Ещё одна неофициальная геоточка для пилотов вертушек находится на Широкой Речке, на территории Центра медицины катастроф. Но она не сертифицирована и в основном используется самими медиками. По Екатеринбургу — всё! Ближайшая площадка расположилась в Первоуральске. Там находится авиационно-техническая база «Уральской вертолётной компании», которую очень часто используют транзитные судна.

Действующие взлётно-посадочные площадки в Екатеринбурге и Первоуральске, на которые потенциально могут приземлиться частные вертолёты

Действующие взлётно-посадочные площадки в Екатеринбурге и Первоуральске, на которые потенциально могут приземлиться частные вертолёты

Поделиться

Ещё одной точкой, где могли принимать вертолёты в 2010 году, стал отель Ramada, однако из-за того, что воздушные судна вынуждены были садиться прямо на автомобильную парковку, Минтранснадзор отсоветовал ей пользоваться. Но звучало красиво — первый и единственный в России отельный комплекс со своей вертолётной площадкой.

Нельзя садиться частным вертолётам и в аэропорту «Уктус»: там только военные и другие спецборты. Также не получится воспользоваться площадкой у полигона «Старатель» в Нижнем Тагиле. Полёты над этой зоной вообще запрещены, а приземляться только по особому распоряжению могут важные гости выставки Russia Arms Expo. Не выйдет, наконец, посадить вертолёт и на крыше бизнес-центра «Высоцкий» и башни «Исеть». Согласовать посадки на первом за пределами Москвы небоскрёбе сейчас не менее сложно, чем построить сам «Высоцкий». Нужно пройти десятки согласований федеральных ведомств, а этим может заниматься только крайне заинтересованный человек. Например, владелец бизнес-центра Андрей Гавриловский. Но ему было не до этого. В башне «Исеть», которую сейчас готовит к сдаче «УГМК Холдинг», возможность посадки частных вертолётов вообще не предусмотрена.

— В башне «Исеть» будут созданы условия для работы санитарной авиации, то есть в случае необходимости вертолёт экстренных служб сможет оперативно транспортировать человека, нуждающегося в помощи, однако площадка на кровле небоскрёба не предусматривает посадку авиации, в том числе и деловой, она является площадкой для спуска спасательной кабины с вертолёта для спасения людей, — рассказали E1.RU в пресс-службе «УГМК-Холдинга».

У челябинского губернатора Михаила Юревича был купленный за счёт бюджета вертолёт Bell-429 за 289 миллионов рублей. <a href="http://www.e1.ru/news/spool/news_id-421559.html">Евгений Куйвашев (на фото) периодически летает на арендованных </a><a href="http://www.e1.ru/news/spool/news_id-421559.html">лёгких </a><a href="http://www.e1.ru/news/spool/news_id-421559.html">вертолетах</a>, но и это вызывает активную критику. Один из последних его полётов до Талицы и обратно обошёлся в 360 тысяч рублей

У челябинского губернатора Михаила Юревича был купленный за счёт бюджета вертолёт Bell-429 за 289 миллионов рублей. Евгений Куйвашев (на фото) периодически летает на арендованных лёгких вертолетах, но и это вызывает активную критику. Один из последних его полётов до Талицы и обратно обошёлся в 360 тысяч рублей

Поделиться

Гости губернатора могли бы приземляться прямо на Исети рядом с домом Севастьянова

Отдельная веха в развитии вертолётных полётов в Екатеринбурге — идея о строительстве взлётно-посадочной площадки прямо на акватории Верх-Исетского пруда. По задумке, это должен был быть понтон, на который могли бы садиться вертушки гостей города, стремящихся в гости в резиденцию губернатора или полпреда. Идею чиновникам мэрии предложили рассмотреть несколько лет назад. Но проект по-прежнему ничем не увенчался.

— В градостроительных планах были вертолётные площадки, необходимые для нужд Центра медицины катастроф. И мы их располагали в городе. Одна была в районе детской больницы на ВИЗе, например. А представители бизнеса обращались с таким вопросом только однажды. Был запрос сделать вертолётную площадку на понтонах на акватории Верх-Исетского пруда. И мы её даже согласовали, но дальше дело не пошло, — рассказал E1.RU председатель градостроительного совета Екатеринбурга Михаил Вяткин.

Частные вертолёты будут активно летать над Екатеринбургом лет через десять

Некоторые специалисты ближайшие перспективы развития вертолётных полётов в Екатеринбурге оценивают пессимистично. При этом уверены, что через пару пятилеток над столицей Урала частные пассажирские вертолёты начнут курсировать активно, появятся сертифицированные площадки и конкуренция. А когда это станет нужно крупным чиновникам, инфраструктура появится сама собой.

И если для москвичей вертушки с бизнесменами над городом уже вполне обычное явление, то для Екатеринбурга ближайших пяти-семи лет пролёт военных и спасательных бортов так и будет оставаться уникальным явлением, которое горожане активно будут снимать на телефоны и выкладывать у себя в соцсетях.

— Бум деловой авиации был в 2012 году. Тогда крупный бизнес активно покупал вертолёты и самолёты. Это было связано и с общим экономическим ростом, в том числе. Но в России, как и во многих других процессах, развитие этого вида авиации происходило очень сумбурно и скоротечно, что, конечно, отразилось на безопасности и вылилось в большое количество аварий. В ближайшие 10 лет в Екатеринбурге точно не будет развития этого вида авиации: вертолёты очень дорогие, и продажи в сравнении с самолётами намного ниже, площадок нормальных нет. А вот уже потом, когда Екатеринбург утонет в пробках так же, как Москва, вертолётные полёты начнут развиваться уже вынужденно. Чтобы понять, о чём я, постройте графики роста количества автомобилей в Москве и график продаж вертолётов. А пока бизнесмены прилетают в Кольцово, садятся в машину и уезжают к себе на дачу, — поделился своим мнением с E1.RU один из бывших руководителей аэропорта «Кольцово».

Фото: Ассоциация вертолётной индустрии / helicopter.su, Андрей АЛЬШЕВСКИХ / alshevskix.livejournal.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...