Бизнес сегодня – это доступно и перспективно. Но с чего начать? Как выбрать нишу? Сколько потратить? Рассказал молодой предприниматель и основатель платформы обучения для организаторов авторских туров Леонид Тропин. Кстати, Леонид делится своим опытом по созданию бизнеса и запуску туров и в бесплатном контенте.
– Леонид, у вас за плечами несколько крупных проектов: йога-студия, сеть женских фитнес-центров, более 60 авторских туров на Бали, в Крым, на Алтай, сейчас вы сами обучаете начинающих организаторов. Как вы считаете, опираясь на ваш опыт: в какой нише сейчас лучше начинать бизнес?
– Стоит присмотреться к рынку туризма в России. Он активно перестраивается: пакетные туры отваливаются, появляются новые возможности: например, авторские путешествия. У меня есть целая статья, где я подробно разбираю процессы на рынке, что там и почему это так происходит, можете посмотреть на сайте. Мы постепенно переходим к западной системе организации отдыха: с большим количеством индивидуальности и от создателя тура, и от его клиента.
– Что такое авторские туры?
– Это путешествие, которое придумывает и организует один человек. Он задаёт тему тура, решает, какие в нём будут фишки, сам настраивает сайт и продажи. Каждый организатор – идейный вдохновитель, который транслирует своё виденье отдыха и развлечений. Плюс это удобный бизнес, если вы настраиваете весь процесс, отдаёте его организатору на месте и уходите только в контроль.
– Насколько авторские туры – это трудоёмкий и затратный бизнес?
– Есть и то, и другое, но минимально. Авторские туры – это очень удобная модель. С одной стороны, они требуют большой продуманности в самом начале: тема, место, удобный сайт, первый прокат и шлифовка. Но, как только вы организовали хотя бы 4 тура, вы работаете по стабильной схеме. Главное – постоянно следить за привлечением новых клиентов. А в остальном – я полностью полагаюсь на систему и моих сотрудников.
– И всё-таки минимальный начальный капитал?
– Только на рекламу, то есть 5–10 тысяч рублей. Я на обучающем базовом курсе организаторов подробно разбираю, как даже эту небольшую сумму потратить грамотно и с большой отдачей, можете подсмотреть доступный контент на сайте.
– Вы говорили о сотрудниках, у вас большой штат?
– Нет. Это одна из особенностей бизнеса на турах – минимум штата. Например, в моих "Шанти-турах" на Бали, которые приносят мне 400 тысяч рублей в месяц, работают только 2 человека. Рекорд на них был в январе, тогда я заработал 530 тысяч за месяц.
– Какие ещё есть особенности?
Во-первых, небольшой начальный капитал до 10 тысяч рублей. Во-вторых, если вы не вкладываете миллионы, то и риски у вас автоматически снижаются. В-третьих, нет никакой мудреной структуры управления, а минимум сотрудников. В-четвёртых, я даю подробную схему построения бизнеса, которая проверена 4 годами моего опыта в организации туров и уже тремя потоками моих учеников.
– Если у вас почти нет помощников, то вы всё делаете сами? Сколько в таком случае времени вы тратите на туры?
– Я отдаю организационным вопросам примерно 3–4 часа в неделю, остальные моменты ложатся на моих сотрудников, потому что на сегодняшний день организация туров для меня – это побочный проект, сейчас я больше развиваюсь как наставник. Например, прямо сейчас я в Москве готовлюсь к воплощению давней мечты: к кругосветному путешествию.
– То есть у вас достаточно времени для кругосветного путешествия, запуска туров и обучения других организаторов?
– Дело в структуре бизнеса. Я выпустил уже третий поток учеников: кто-то из них делает один тур выходного дня в месяц и зарабатывает 50 тысяч рублей, кто-то, наоборот, всё время этому отдаёт, запускает по несколько туров в месяц, переходит на длительные заезды и получает 100–150 тысяч за выезд. Делать из авторских туров большой бизнес или нет – личный выбор каждого. Кстати, вся база по кейсам моих учеников собрана на сайте. Так что я позволяю себе строить далеко идущие совместные планы: большую карту с турами от меня и учеников.
– Вы берёте в партнёры своих же учеников?
– Да, авторские туры – это новшество на туристическом рынке, который просто, как мусором, завален скучными пакетными турами в Египет и Таиланд. Поэтому я активно делюсь опытом, ищу себе партнёров среди своих учеников, чтобы делать глобальный бизнес вместе. Раз уж на рынке высокий спрос и низкая конкуренция.
– Почему конкуренции нет?
– Есть единицы, но они раскиданы по стране. А большинство людей, которые хотя бы что-то слышали о возможности такого бизнеса, понятия не имеют, как в него прийти, об этом мало где расскажут. Я едва ли не первый организатор, который решил систематизировать все свои мысли и опыт, чтобы учить других.
– Каким образом читатели могут получить ваши советы по специфике бизнеса и по самой кухне авторских туров?
– На этой неделе как раз буду проводить вебинар, записаться на него можно через сайт.