
В следующем году в такси разрешат регистрировать только российские автомобили
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект о локализации такси. С 1 марта 2026 года таксопарки, индивидуальные предприниматели и самозанятые смогут использовать для перевозок только машины отечественной сборки — но это не означает, что все водители разом пересядут на Lada. Эксперты объяснили E1.RU, как будет работать новый закон и что будет с ценами.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова отметила, что с 1 марта 2026 года в реестр такси смогут вносить только автомобили, произведенные на территории России в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК). Контракт должен быть заключен с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го (в числе брендов — «Москвич» и компания «Моторинвест», выпускающая Evolute и Voyah).
«Все новые автомобили, вводимые в эксплуатацию в такси с марта 2026-го, должны соответствовать критериям локализации. Официальный список подходящих моделей должен быть опубликован Минпромторгом, но пока его нет. Исключения предусмотрены только для отдельных регионов: Калининградская область — до 1 марта 2028 года, Дальний Восток и Сибирь — до 1 марта 2030 года», — пояснила E1.RU Ирина Зарипова.
Член Ассоциации региональных перевозчиков РФ, вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Владимир Герасименко уточнил, что в такси также смогут использовать транспортные средства, которые закупаются для государственных муниципальных нужд — а это уже больше десятка брендов и около 40 моделей автомобилей.
Какие машины разрешены?
В письме Минпромторга РФ от апреля 2025 приоритетными для государственных и муниципальных служащих считаются следующие легковые автомобили:
бренд Lada, модели: Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Legend, Niva Travel, Largus, Aura;
бренд Москвич, модели: 3, 3е, 6, 8;
бренд УАЗ, модели: Патриот, Пикап, Профи, Хантер, СГР;
бренд ГАЗ, модели: ГАЗель NEXT, ГАЗель NN, Соболь, Соболь NN;
бренд SOLLERS, модели: ST6, ST8, ATLANT, ARGO;
бренд Evolute, модели: I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE, I–VAN;
бренд Voyah, модели: FREE, DREAM;
бренд Haval, модели: JOLION, DARGO, F7/F7x, H9, M6;
бренд XCITE, модели: X-Cross 7, X-Cross 8;
бренд AURUS, модели: SENAT, KOMENDANT;
бренд KAIYI, модели: E5, X3 Pro, X3, X7;
бренд BAIC, модели: U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7;
бренд АМБЕРАВТО, модель: А5;
бренд SWM, модели: G05 Pro, G01;
бренд CITROEN, модель: C5 AIRCROSS (производства компании ООО «Автомобильные технологии» в Калужской области).
Что будет со старыми машинами
Таксистам, которые сейчас работают на иномарках, дали больше девяти месяцев, чтобы легализоваться. До 1 марта 2026 года у водителей есть время, чтобы внести автомобили в региональные реестры и продолжить работу на европейских, японских, корейских и других автомобилей в ближайшие несколько лет.

Легальные перевозчики не обязаны сразу менять свой автопарк, но, как только автомобиль будет исключен из реестра — по желанию собственника или при утрате соответствия требованиям закона — вернуть его в реестр уже будет невозможно, если он не соответствует новым критериям.
Владимир Герасименко заявил, что сейчас около 70 % самозанятых по стране не соблюдают закон о такси и остаются в тени. В Екатеринбурге примерно 80 % водителей работают «в черную» и не регистрируются в региональных реестрах.
«Закон обратной силы не имеет, а значит, все, кто зарегистрируется до 1 марта 2026-го, внесут машину в реестр, смогут продолжить работать в такси. Я наоборот, считаю, что это хорошо, практически год дается самозанятым для того, чтобы они смогли легализоваться. До вступления в силу нового закона не имеет значения, какую машину водитель подаст, она может быть 100-процентно импортной», — отметил Герасименко.
Эксперт добавил, что разрешение на автомобиль выдается минимум на пять лет, и в это время таксисты смогут работать на своих уже купленных авто.
«В среднем автомобиль работает в такси три-четыре года. Я не вижу здесь проблемы, никакого ущемления прав самозанятых. Напротив, это повод для легализации тех, кто работает вне закона, не имеет разрешения и не вносит машины в реестр», — считает эксперт.
Зачем понадобилось пересаживать таксистов
Предложение о локализации легковых такси обсуждалось в России с 2023 года. Владимир Герасименко объяснил, что таким образом государство пытается защитить внутренний рынок. Но одного лишь нового закона, очевидно, недостаточно.
«Должна быть конкуренция на рынке, Lada не должна быть монополистом. В начале года в два раза увеличили утилизационный сбор, и все китайские автомобили теперь неконкурентоспособны по цене», — отметил специалист.

А Lada — плохой автомобиль: некомфортный, недолговечный, она не отвечает требованиям по безопасности, предъявляемым мировым автопроизводителям. Таксопарки сегодня не покупают Lada, нужна государственная поддержка.
«Отечественные автомобили начнут покупать в такси, когда минимум треть стоимости просубсидируют таксопаркам и ИП, которые имеют разрешение на перевозку населения. Чтобы рынок и местные бренды развивались, необходима конкуренция. Нужно, чтобы китайцы локализовали свои автомобили в России. Тогда мы получаем конструкторские разработки, инженерные кадры, технологии, в конце концов», — считает Герасименко.
Вырастут ли цены на услуги такси
Председатель Общественного совета по развитию такси заявила, что рост стоимости поездок в новых условиях практически неизбежен.
«Заменить автопарк — дорого, особенно с учетом текущих условий: высокая ключевая ставка, недоступность льготных лизингов и кредитов, рост цен на обслуживание и запчасти. Всё это ляжет на себестоимость бизнеса и будет перекладываться на тарифы. Кроме того, если часть водителей и таксопарков уйдет с рынка, сократится предложение, а это приведет к росту цен для пассажиров», — отметила Ирина Зарипова.
Участники рынка рассчитывают, что закон могут отложить до лучших времен. Так, руководитель таксопарка Yoko Александр Ремезов в беседе с E1.RU отметил, что в ближайшее время состоятся две конференции по теме такси, где будут обсуждать в том числе вопросы легализации. Предприниматели надеются, что власти услышат их, внесут поправки или вовсе перенесут сроки введения закона.
В противном случае рынок может лишиться до половины водителей.
«В регионах есть два типа перевозчиков: самозанятые на своих авто и автопарки, сдающие машины в аренду. Соответственно, если второй тип со временем через боль переориентируется, то перевозчики на личном авто не будут менять их для такси. Для них в основой массе это подработка — от дома до работы.
В процентном соотношении самозанятые вывозят около 80% заказов. Если от них останется примерно 20%, произойдет суммарный отток водителей примерно на 50 %. Половина — это еще позитивный прогноз. Некоторые парки, сдающие авто в аренду, не смогут переориентироваться и закроются. В сухом остатке легальный рынок такси схлопнется. Поездка на локализованном автомобиле не лучшего качества станет элитарной, а кто-то уйдет в телеграм-группы», — считает владелец таксопарка.
Дальше — еще хуже?
С 2033 года вступят в силу требования балльной системы. Количество баллов локализации будет прописано отдельным постановлением правительства РФ.
То есть с 1 января 2033 года единственным критерием для включения автомобиля в реестр такси станет либо достижение необходимого уровня локализации в баллах, либо решение правительства в случае, если транспортное средство произведено по инвестиционному контракту, подписанному после 1 марта 2025 года.
Уровень локализации автомобилей определяется по постановлению правительства, которое присваивает баллы за производственные операции и использование российских компонентов. Каждой операции (сварке, окраске, сборке двигателя) соответствует определенное количество баллов. Суммируя их, рассчитывают общий показатель локализации модели.
В этом вопросе эксперты сходятся во мнении, что за восемь лет еще слишком многое может измениться — начиная с перечня разрешенных китайских автомобилей и заканчивая европейцами, которые к тому моменту, возможно, вернутся на российский рынок. Поэтому специалисты считают, что обсуждать восьмилетнюю перспективу пока рано.
Ранее мы рассказывали, от чего зависят цены на такси. Зимой водители жаловались на падение зарплат, а екатеринбуржцы отвечали им на претензии.