Нет, положительно этот автор вызывает у меня раздражение. Для фанатствующих постараюсь пояснить. Хотя бороться с такими духовными авторитетами, как Никита Михалков, Джеймс Кэмерон (кстати, у парня абсолютный нюх на деньги) и Мадонна, а также рожавшие и не рожавшие папы и мамы, друзья и проч. мне сложно (см. обсуждение Алхимика). Так вот. В середине Х1Х века был такой очень популярный в среде европейских интеллектуалов и русской интеллигенции Эрнест Ренан. Писал он про Христа, апостолов и так далее. Стиль изложения был чисто репортерский, было много здравого смысла и зрелых рассуждений. Православные мыслители его очень не любили, и, по-моему, Розанов назвал его удачно: «духовным кулинаром». Коэльо — тоже «духовный кулинар». Если интересно, давайте посмотрим, из каких исходных ингредиентов приготовлено блюдо под названием «Дьявол и синьорита Прим».
Коэльо христианство не трогает, но явно им живет. Потому что основа романа — библейский рассказ о грехопадении. Фамилия Прим, означает, очевидно, «первая», а кто у нас первая женщина, не выдержавшая соблазна — сами знаете, Ева. Это, так сказать, рамочное обдиралово.
Теперь техника. По-моему, Коэльо очень рассчитывает на то, что читатель впервые узнает имя Фр.Дюрренмата именно из его книги. Шанталь -то его не знала, хотя и кивнула головой. Итак, в загнивающий городок является Искуситель, готовый приобрести человеческую жизнь за золото. Причем, ничего личного. Так, моральный эксперимент. У Дюрренматта героиня хоть имела право на месть, а сам великий швейцарец мог позволить себе сарказм по поводу переменчивости общественного мнения: изгнанная как блудница возвращается как спасительница. Но еще раз написать нечто подобное было бы совсем некрасиво. И Коэльо переворачивает несколько страниц Библии, глядь — а тут и Книга Иова. Вот оно, Искуситель — это обиженный богом Иов, не выдержавший испытаний судьбы. Казалось бы, ничего особенного не сделано. Но темы-то какие вечные, глубокие.
Достаточно просто заговорить о них — и за пророка сойдешь. Люди духовно чуткие и первоисточники читавшие как-то не решаются откровенно эксплуатировать вечность в целях зарабатывания денег, ибо понимают, что тайна сия велика есть, и все на свете имеет свою цену. А Коэльо, ничтоже сумняшеся, пишет такие вот моральные рецептурные справочники по сложным жизненным ситуациям. Еще раз повторяю: книги на вечные темы так просто не даются, автор должен что-то отдать, заплатить наверх, чтобы книга получилась вдохновенная. Пока же платят только Коэльо. Наверное, поэтому у Коэльо и слабые такие концовки (ну-ка, адепты, напрягитесь, вспомните, чем заканчиваются читанные вами романы Коэльо), что не знает человек, о чем пишет. Не чувствует.
Рекомендую тем, кто обожает слушать рассуждения соседки о смысле жизни.