В екатеринбургском цирке впервые с 1993 года будет новый директор. Росгосцирк принял решение сократить ставку, на которой 25 лет работал Анатолий Марчевский, а его место пока займёт 35-летний советник главы Росгосцирка Александр Авраменко. Не исключено, что совсем скоро он будет руководить закрытым цирком, так как суд решил, что с 1 ноября здание на 8 Марта эксплуатировать будет нельзя.
В интервью E1.RU заместитель генерального директора Росгосцирка Сергей Беляков объяснил, почему госкомпания решила уволить Марчевского и что будет дальше с цирком.
— Есть такое мнение, что главная причина фактически увольнения Марчевского — ваша личная неприязнь к нему. Насколько согласны с этим тезисом?
— Давайте я вам отвечу откровенно. С Марчевским знаком очень давно. Мы оба родились на Украине — он в Луганской области, а я в Донецкой. К тому же он был для меня одним из символов цирка. Клоуном он был хорошим — я его любил и уважал.
В дальнейшем, когда меня пригласили на должность директора нижнетагильского цирка, то Марчевский был для меня старшим товарищем, другом, тогда мы много общались. Я был на трёх его юбилеях, в том числе на недавнем 70-летии. Думаю, что врагов на день рождения не приглашают. У меня нет к нему каких-то личных претензий. Но в работе есть абсолютное непонимание.
— Когда у вас появилось недопонимание, о котором вы говорите?
— В январе 2017 года.
— Что стало поводом для этого?
— Финансовая деятельность екатеринбургского цирка. Смотрите: у Росгосцирка есть 32 действующих цирка. Сейчас самым успешным является санкт-петербургский, директором которого являюсь я. Он присоединился к Росгосцирку пару лет назад. До этого же ведущим в финансовом плане был екатеринбургский цирк.
Но Росгосцирк ни одной копейки от объекта в Екатеринбурге не получал, а только финансировал его, чтобы закрыть убытки. Каждая проведённая программа приносила убыток от 1 до 10 миллионов рублей. По году этот показатель достигал 30 миллионов рублей.
Наша команда пришла в Росгосцирк в сентябре 2016 года. Помню, тогда Марчевский попросил дать ему программу единственного в мире дрессировщика без ног Виталия Смолянца. Анатолий Павлович обещал, что эта программа будет успешна, соберёт полные залы. В итоге получили убыток в 6,5 миллиона рублей. После этого Марчевский сказал, что новогоднюю программу надо проводить силами частной компании. В итоге эта самая компания хорошо заработала, а Росгосцирк получил весьма скромную сумму.
В феврале 2017 года планировалось, что цирк опять будет работать самостоятельно. В ответ на это я сказал Анатолию Павловичу, что или всегда должен работать частный прокатчик, или сам цирк должен делать программы. На это он мне сказал — попробуй, а я отошёл от дел. В итоге с февраля 2017 года Анатолий Павлович не продал ни одного билета, так как этим занимались прокатчики.
За это время в Екатеринбурге показали лучшие программы. Мы анализировали работу цирка: если до нас он приносил убыток в 30 миллионов, то при нас стал приносить прибыль в 50 миллионов.
— А какой годовой оборот нашего цирка?
— В среднем программа зарабатывает 20–30 миллионов рублей. Их в год восемь. Так что оборот 200–250 миллионов.
— Получается, что с 2017 года Марчевский был лишь смотрящим за зданием?
— Да, именно так. Но мы предлагали ему работать в соответствии с той концепцией развития цирков, которую он сам и написал. В ней указано, что предприятия должны выйти на самоокупаемость к 2020 году. Но теперь он говорит, что это нереально. Тогда зачем такое писал?
— И всё-таки почему Марчевский именно сейчас уходит из цирка?
— Объясню. Марчевский с 2017 года не продаёт билеты, а только занимается хозяйственной деятельностью предприятия. Но, по решению суда, цирк должен быть закрыт с 1 ноября. Плюс проходит ремонт. Часть окон сняли, а витражи до сих пор не привезли, так как их ещё изготавливают. Зачем было это делать именно сейчас, а не во время паузы между гастролями? Теперь же мы можем только разморозить цирк!
Именно поэтому мы решили сократить ставку директора — художественного руководителя. Но не факт, что мы его уволим. Дело в том, что Марчевский получил уведомление о сокращении должности. Это случится через два месяца — тогда он и будет уволен. Но думаю, что Анатолий Павлович получит руководящую должность в цирке или на другом предприятии Росгосцирка.
Пока же руководить будет советник генерального директора Александр Авраменко. У него есть доверенность от Росгосцирка, чтобы принимать решения. В дальнейшем будет решен вопрос о назначении постоянного руководителя — им может стать Александр или кто-то другой, пока никаких кандидатов у нас нет. При этом совершенно неважно, как будет называться эта должность, к примеру это может быть исполнительный директор.
— Но как-то некрасиво получилось с Марчевским.
— Почему вы так считаете?
— Марчевский 25 лет возглавлял цирк, а теперь его фактически увольняют, сокращая ставку.
— Вы поймите, если сейчас не сменить руководителя, то цирк как здание может перестать существовать! Из-за халатности Марчевского мы вообще могли потерять екатеринбургский цирк.
— Почему деньги на пожарную сигнализацию выделили только сейчас, когда суд постановил закрыть цирк?
— Первая заявка от Марчевского поступила ещё в марте, но для получения денег недостаточно написать: дайте мне 10 миллионов рублей, а я на них сделаю сигнализацию. Это длительная процедура, на которую требуется время. Анатолий Павлович знал, что Росгосцирк деньги выделит, но в суде при этом заявил, что денег на устранение недочётов нет. Он сознательно ввёл в заблуждение суд.
— Насколько велика вероятность, что 1 ноября цирк закроют?
— Мы намерены подать до 1 ноября апелляцию, чтобы до её рассмотрения выполнить все работы с пожарной сигнализацией. На это надо месяц.
— В каком состоянии находится екатеринбургский цирк?
— В крайне неудовлетворительном состоянии. Думаю, что при желании можно было поддерживать его в лучшем состоянии даже без особых денег.
Перед советником директора Росгосцирка Александром Авраменко стоит задача не допустить этого. Он назначен на полгода. Александр должен решить вопросы с противопожарными мероприятиями, а также завершить ремонт.
Также он должен оценить масштаб бедствия в цирке: нужен капитальный ремонт или косметический. Есть мнение, что здание гуляет после ввода линии метро, а также после обрушения башни. Мы должны понять, надо усиливать фундаменты или нет. Для этого проведём экспертизу.
— Сколько надо денег на капитальный ремонт?
— В Нижнем Тагиле на такие работы потратили 600 миллионов. Думаю, что в Екатеринбурге надо около миллиарда рублей. На это уйдет полтора-два года.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU