Все новости
Все новости

«Welcome на вторичку». Маркетолог — о том, что будет с рынками продуктов, одежды и бытовой техники

Сергей Балакирев считает, что качество еды будет снижаться, а размеры упаковок — уменьшаться

ds

Покупателям, возможно, придется менять привычные магазины

Поделиться

Инфляция по итогам 2022 года может составить 20%, следует из макроэкономического опроса Банка России. Многие уже заметили, как за считаные дни выросли цены на продукты, бытовую технику, электронику. При этом зарплаты россиян такими темпами не растут, а у некоторых доходы, наоборот, снижаются.

О том, к чему готовиться покупателям, MSK1.RU поговорил с членом совета Гильдии маркетологов, директором медийного агентства AMG Сергеем Балакиревым.

— Цены растут, зарплаты — нет. Есть ли какие-то лайфхаки, как сэкономить, но сохранить привычный уровень жизни?

— Здесь набор стандартный, те же советы были актуальны в 2020 году в начале пандемии, когда, условно, треть страны временно осталась без работы. Мы с вами за последние 10 лет уже трижды были в такой ситуации, признаки кризиса одинаковые: увеличивается себестоимость, растет цена, зарплаты не растут. Производители, например, массово сокращают размер упаковки — это классическая история: пиво объемом не 0,5, а 0,47 или 0,42. Раньше, я помню, были хорошие полукилограммовые батоны колбасы, потом они стали 330 граммов, при этом ценник вроде как не меняется, на самом деле тебе просто отпускают меньший объем товара. Это классическая история про производителей.

Затем они начинают использовать другие ингредиенты, более дешевое сырье, чтобы удержать цены.

Посмотрите, у нас классическая рецептура колбас 10-летней давности — это говядина, свинина. Что начало происходить в последние 10 лет? Появилась куриная составляющая, а это более дешевое мясо, растительные белки и пр. Раньше была «колбаса», сейчас — «колбасный продукт», «творожный продукт», «нектар», а не «сок», а упаковка может быть очень близка по дизайну к более качественному продукту.

Сложнее придется тем брендам, которые уже привыкли занимать только высокую ценовую категорию, им что-то надо будет придумывать.

— Что делать покупателям? Ловить скидки?

— Уподобляться совсем малообеспеченным слоям, которые готовы передвигаться между несколькими магазинами в поисках нужного продукта, наверное, так себе рекомендация. Но надо понимать, что разные форматы магазинов имеют разную наценку. То есть если появилась необходимость экономить на еде, то возможно, наверное, закупаться не в магазине среднего или высокого класса, а ходить в дисконтеры или жесткие дисконтеры. Еще лет 10 назад нельзя было предположить, что формат жестких дисконтеров окажется успешен, многие бы тогда покрутили пальцем у виска. А сейчас — ничего, нашел формат свою аудиторию.

По словам эксперта, магазины могут увеличить продажу непродовольственных товаров — на них можно делать гораздо большую наценку

По словам эксперта, магазины могут увеличить продажу непродовольственных товаров — на них можно делать гораздо большую наценку

Поделиться

— Европейские магазины одежды ушли с рынка, будет ли рост цен в этом сегменте?

— Для нас никто не закрыл китайский, азиатский, индийский рынок. Одежда — это, к счастью, очень конкурентная среда, где можно найти что угодно за любую цену. Я знаю русских ребят, которые прямо сейчас сидят в Индии и индийскими руками шьют замечательные и недорогие крафтовые кожаные изделия. Это уровень конкуренции глобальный, он позволяет очень серьезно оптимизировать издержки. Здесь просто нужно определиться с поставщиком. Если ты раньше шел в H&M, потому что удобно, то сейчас придется пошерстить просторы интернета.

— А бытовая техника, электроника?

— Кроме роста цен, тут очевидна временная проблема с ассортиментом. Welcome на вторичку, пожалуйста. На вторичке можно много интересных вещей найти по разумной цене.

— На вторичном рынке покупать рискованно — нет гарантии. Может, будет развитие комиссионных магазинов?

— У меня вообще сейчас большой скепсис, что бизнес будет запускать новые форматы в ближайшее время. Если это и будет, то какая-то в целом краткосрочная история с крайне повышенной наценкой, потому что зачем при наших рисках держать бизнес? Сейчас любой, кто влезает в какую-то нишу, должен быть совсем отчаянным энтузиастом. Либо, если это расчетливый человек, это должны быть очень высокие доходы, чтобы сейчас инвестировать в бизнес.

Поделиться

Почитайте мнения других экспертов о том, как подорожают продукты в 2022 году, и воспоминания владельца торговой сети «Купец» о кризисе 1998 года.

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ9
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ29
  • ПЕЧАЛЬ13
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2