E1
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-1°

облачно, без осадков

ощущается как -7

6 м/c,

зап.

730мм 59%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Образование Лучший завуч Екатеринбурга: "В вузе больше учат предмету, и молодые учителя приходят в школу совсем зелёные"

Лучший завуч Екатеринбурга: "В вузе больше учат предмету, и молодые учителя приходят в школу совсем зелёные"

Екатерина Белоцерковская рассказала, как начинающим педагогам справляться с конфликтами на уроках.

Завуч Екатерина Белоцерковская напоминает, что воспитание ребёнка лежит на родителе.

Скандал в школе № 83, где подрались молодой учитель и ученик, вскрыл давнюю проблему: молодым учителям действительно сложно справляться с современными учениками, и, сколько бы часов ни выделяли в педагогических вузах на психологию и педагогику, набивать шишки предстоит каждому.

О том, с какими трудностями сталкиваются сейчас молодые учителя в первые годы работы в школе и как им поступать, чтобы избежать подобных конфликтов, мы попросили рассказать завуча екатеринбургской школы № 69 Екатерину Белоцерковскую. Екатерина Геннадьевна – одна из 15 победительниц конкурса "Учитель года России – 2008", победительница конкурса "Педагогический дебют – 2016" в номинации "Молодые управленцы".

– Почему так получается, что молодые педагоги оказываются не готовы к работе в школе?

– На самом деле школа должна быть сама заинтересована в том, чтобы подготовить молодого учителя. Пока школа сама не будет заинтересована в подготовке молодых специалистов, учителя будут приходить неготовые к школе, неготовые к современным детям, неготовые к учительской жизни, которая их ждёт. Пока школа отдельно от вуза и сидит и ждёт хорошего учителя – его не будет. И, если сегодня школа выходит с какими-то предложениями по созданию практики, тогда студенты после её прохождения легче адаптируются в учительской жизни.

По словам эксперта, учителю важно не только показать, какой он предметник, но и заинтересовать учеников как личность.

– Как быть, если учитель пришёл в школу и попал в такой класс, с которым никак не складываются отношения?

– Здесь обоюдная проблема. Не только школа должна помочь, но и сам молодой педагог должен проявить внимание, где-то задержаться и повстречаться, и понять не только свой предмет, но и психофизиологию возраста детей, которых ему дали: 8-й и 11-й классы – это разные ученики, у них разные потребности. Неправильно говорить, что современная школа плохая, тяжёлая, сложная. Школа – это интересно. Но, как входит учитель в эту школьную жизнь, это и от него тоже зависит.

– Как вести себя учителю, если подросток ему хамит при всём классе?

– Подростки не всегда реагируют на наши высказывания адекватно. Но, понимаете, на мой взгляд, проблема здесь обоюдная, учителю надо было обратить внимание на потребности этого возраста. Если бы он начал свою работу не с предмета, а с интереса к жизни, к себе как личности, может быть, тогда удалось бы избежать этого хамства. Конечно, помощь педагогического коллектива тоже важна.

Екатерина Белоцерковская отмечает, что самому учителю сейчас нужна помощь.

– Но учитель не получил этой помощи, после случившегося он сразу уволился…

– Это тоже возрастная особенность учителя. Он испытал неудачу, неуспех. Может, до этого у него всё складывалось гладко и легко. Много есть вариантов, почему уволился учитель. На самом деле надо глубже смотреть. Надо разбираться, почему так поступил учитель, почему так поступил ребёнок, может, он с другими учителями в конфликте. Сейчас этому учителю самому нужна помощь, как и ребёнку. Может быть, за этой ситуацией скрывается хороший педагог.

– Наверное, в школу он больше не вернётся…

– Может быть, он забудет про эту профессию. Но наша задача – объяснить, что в учительской профессии есть не только предмет, но и есть живое общение, в котором ты должен находиться. Учитель же постоянно в живом общении – к нему приходят бабушки, родители. Он должен осознать, что учить других, осознавая ответственность за это, – это очень важно.

Собеседница не исключает, что, несмотря на случившееся, молодой педагог может быть хорошим учителем.

– Молодым учителям удаётся держать дисциплину на уроке?

– Это проблема. В вузе студентов больше учат предмету, меньше стало психологии, психофизиологии, практики. Всё потому, что обучение перешло на бакалавриат. Сейчас мы стали сотрудничать с Институтом педагогики и психологии детства, потому что поняли: молодые учителя приходят к нам в школу совсем зелёные. Просто попробуйте встать перед 30 первоклассниками! Да, они не хамят, но попробуйте, я на вас посмотрю! Здесь тоже нужны свои подходы. Молодому учителю важно не только показать, какой он предметник, а заинтересовать ученика.

Чтобы правильнее оценить ситуацию, Екатерина Белоцерковская советует родителям примерить её на себя.

Сейчас в нашей школе работает молодой учитель истории. Я не могу сказать, что ему просто. Он многое спрашивает, но именно по вопросам общения, потому что важно не только преподать историю, а, чтобы дети поняли, что личность человека во всех этих событиях важна.

Конечно, от учителя очень много зависит, но воспитание ребёнка – это дело родителей, вина в этом конфликте есть и родителей тоже, здесь виноваты все объекты образовательного процесса: учитель, ученик и родитель.

Если родитель не справился с воспитанием – это его ответственность. Надо спрашивать у родителей, почему он так поступил. Надо спросить у мамы, может ли ребёнок так её саму оскорбить – когда родители опускают эту ситуацию на себя, она по-другому смотрится.

– За последние лет 10-15 дети стали другими?

– Обновляются, конечно, какие-то интересы, но сказать, что пошли плохие дети, – нельзя.

Напомним, скандал в екатеринбургской школе № 83 разгорелся после того, как в интернете появилось видео, на котором дерутся молодой учитель и восьмиклассник. После получения огласки педагог сразу же уволился. Некоторые ученики сожалеют о том, что он ушёл из школы. Они уверены, что в конфликте виноват одноклассник, а учитель не мог поступить по-другому.

Профессор УрГПУ, доктор педагогических наук Александр Усольцев, которого мы попросили прокомментировать эту ситуацию, считает, что в конфликте виноваты обе стороны. Доктор психологических наук, профессор УрГПУ Наталия Васягина посоветовала педагогу быть готовым к разному поведению учеников, в том числе провокациям. Подробные рассуждения экспертов о конфликте можно прочитать здесь.

Фото: 41 канал, МАОУ СОШ № 69.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления