В начале учебного года, мы решили заново опубликовать все серии проекта «Первый раз в первый класс» (они будут выходить каждый будний день). Вместе с психологами УрГПУ мы давали советы родителям первоклассников (и не только) и предлагаем вам освежить их в памяти и сохранить в закладках.
Мы уже поговорили о том, как настроить ребёнка на школу, как бороться с детской стеснительностью и ложью. Рассуждали о том, какой подход в воспитании мешает учёбе. Сегодня речь пойдёт о детской лени.
Как отличить лень от медлительности, которая в характере ребёнка? Как понять, что ребёнок плохо выполняет задание не от лени, а потому что устал? Как повлиять на первоклашку, когда он всё делает спустя рукава? И откуда вообще берётся детская лень?
Разложить всё по полочкам мы попросили преподавателя УрГПУ, практикующего психолога Наталью Ермаченко.
— Вообще сама проблема лени идёт из детства. Я бы в своей классификации разделила детей на две группы. Первая — дети, которые ленятся по каким-либо причинам, это может быть чрезмерная забота родителей, когда всё делали за ребёнка. Таким детям проще быть пассивными, всё сделают за них. Это те самые родители, которые говорят: «Сиди-сиди, я сам всё сделал». Удобно ведь, когда тебя одели, обули, делать ничего самому не надо, — объясняет психолог.
— И вторая группа ребят, это дети, которые имеют какие-то нарушения. Эти дети очень трудолюбивые, они готовы всё выполнять, но они быстро устают, и поэтому что-то не делают. Родителям надо в первую очередь понять, почему ребёнок ленится, и попытаться убрать причину, и лень уйдёт.
— А что делать, когда медлительность — это черта характера ребёнка, как не перепутать её с ленью?
— Медлительность ребёнка с ленью путают родители, которые предъявляют к нему большие требования. Они постоянно подгоняют ребёнка, хотя ребёнок медлительный просто по своему темпераменту. Есть очень простая методика, которая позволяет отличить — ленится ребёнок, или он просто медлителен. Надо взять листок бумаги, попросить ребёнка поставить там 10 точек в клеточках и досчитать до 10. Обычно на это хватает 6–8 секунд. Если ребёнок медлительный, выполнение задания увеличивается в полтора-два раза. Так можно понять, что ребёнок медлителен по своей природе, ему требуется больше времени на выполнение задания, и это не лень.
— Как быть, когда ребёнок ленится учить уроки?
— Прежде чем ругаться, я советую родителям вспомнить себя в детстве, ведь им тоже не хотелось делать уроки. Ребёнку нужно объяснить, для чего он это делает. Первокласснику бесполезно говорить, что надо хорошо учиться, чтобы получить хорошую работу, чтобы много зарабатывать. Для ребёнка такого возраста это очень далёкие перспективы, ему неинтересно, что он получит в 17 или 20 лет. Лучше сказать ребёнку: «Прочитай, а потом расскажи мне, я этого не знаю. Я училась очень давно, уже всё забыла». Тогда у ребёнка стоит задача узнать самому и рассказать маме.
Но нельзя подкреплять мотивацию финансово. Потому что ребёнок растёт, и запросы у него тоже растут. Не нужно покупать у ребёнка действия и поступки, его нужно мотивировать, пытаться заинтересовать, рассказать, какие «плюшки» он получит от ситуации. Не хочет ребёнок идти в школу — скажите ему, что, если он останется дома, он не узнает много интересного. Расскажите о себе, что вы ходите на работу, чтобы получать зарплату. Объясните, что у вас тоже есть обязанности. Родители чаще всего говорят, что ты должен, ты обязан, и, когда ребёнку постоянно говорят: «Ты должен, должен, обязан…», он не понимает, почему он должен. О далёких перспективах лучше говорить в подростковом возрасте.
— Как отличить лень от реальной усталости?
— Очень часто родители предъявляют к детям завышенные требования, и они не соответствуют его возможностям, способностям. Чаще всего родители реализуют свои собственные желания, которые они не реализовали в детстве, в своём ребёнке, записывают в огромное количество секций, кружков. Чтобы родителям определить, устаёт ребёнок или ленится, надо поставить на его место себя и пройти его путь: вот школа, вот секция — одна, вторая, третья, тяжело? И представьте, что вам столько лет, сколько ребёнку.
— Что делать, когда ребёнок выполняет свои обязанности спустя рукава?
— Когда ребёнок что-то делает спустя рукава, то, вероятно, родители с него требуют что-то, ему это не нравится, но он это делает, чтобы удовлетворить родителей. Маму всё равно это не удовлетворяет: некачественно, недобросовестно, долго. И, когда родители постоянно упрекают, у очень чувствительного ребёнка складывается комплекс неполноценности. Ребёнок слышит постоянно, что он плохой. Самая главная ошибка родителей — постоянно ругать, но не хвалить. И в следующий раз он сделает быстрее, лучше, чтобы его ещё похвалили. Нужен положительный стимул, а не ожидание того, что его всё равно отругают.
— А если похвала не помогает, то остаётся ругать?
— Ругать за лень — это не микстура, это не поможет. Родители думают, что отучить ребёнка от лени можно только руганью. Не каждому ребёнку подходит кнут, попробуйте применить пряник.
Ребёнку говорят, что у него есть обязанности. А какие обязанности у родителя, не говорят, а надо говорить. Объясните ребёнку, что мамина обязанность — это приготовить ужин, папина — съездить за продуктами. И если родители эти обязанности не выполняют, они тоже должны быть наказаны. Ребёнок должен понимать, что наказывают не только его. Не надо жалеть маленького ребёнка и до школы всё делать за него. Недаром многие психологи говорят, что то, что вы вложили до 5 лет в ребёнка, вы и получите после. Ребёнок — это чистый лист, какие правила для него родители нарисуют, то и будет в будущем.