E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как 0

2 м/c,

ю-в.

743мм 95%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Семья Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 1)

Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 1)

В данной статье мы вновь обращаемся к проблеме развития

В данной статье мы вновь обращаемся к проблеме развития. Но на этот раз мы коснемся этой проблемы в более широком смысле. В разделе ’Особый ребенок’ мы уже сталкивались с описанием стадий психосексуального развития ребенка (по З.Фрейду). Сегодня мы познакомимся с теорией развития Эрика Эриксона. Некоторые этапы развития согласно данной теории соответствуют стадиям развития по Фрейду. Однако, в отличие от Фрейда, модель Эрика Эриксона является психосоциальной. Подобно Фрейду Эриксон полагает, что ранний опыт имеет исключительное значение для дальнейшего развития личности, которое не прекращается вплоть до самой смерти. Согласно Эриксону наиважнейшее значение для развития личности имеет разрешение социального конфликта, который возникает всякий раз в критических точках развития. Мы можем вспомнить всем известные кризисы 1 года, 3 и 7 лет, а также кризис подросткового возраста. В данной статье мы попробуем взглянуть на содержание возникающих конфликтов в этих кризисных точках с позиции Эриксона, а в следующей статье посмотрим, как личность развивается дальше, вплоть до своей смерти.

Эрик Эриксон выделяет всего восемь стадий психосоциального развития (Э.Эриксон ’Детство и общество’). По его мнению, все люди проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, то есть разрешение предыдущего конфликта обязательно влияет на успешность разрешения последующего. Теория Эриксона хороша тем, что оставляет человеку шанс измениться в любой момент своей жизни, она как будто лишена оттенка предопределенности и неизбежности. Первую стадию развития человека Эриксон называет ’Доверие или недоверие’. Эта стадия довольно насыщенная по темпам развития и соответствует так хорошо нам знакомому младенческому периоду, а кризисная точка этой стадии соответствует кризису первого года. Ведущей потребностью для ребенка на этой стадии является потребность во внимании и ласке. Младенец нуждается в тщательном и неформальном уходе, мать должна улавливать малейшие изменения в состоянии ребенка. По тому, как за ними ухаживают, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Отсутствие поддержки, игнорирование детского плача, лишь формальное ухаживание за ребенком влечет за собой формирование базового недоверия к миру. Важной является стабильность окружающей среды ребенка и в физическом и в психологическом смысле. Наверняка, именно поэтому возникла система почасового кормления ребенка и строгий режим дня. Пожалуй, режим действительно важен для ребенка, но гораздо более важным является для него уверенность матери при выполнении режимных манипуляций (кормлление, пеленание, массаж, игры и т.д.). В данном случае мать, которая постоянно меняет разные режимные установки (по мере прочитывания все новой и новой литературы по уходу за ребенком, или же в силу собственной неуверенности) будет проигрывать по сравнению с матерями, который вообще не соблюдают никакого режима и действуют по интуиции, чувствуют свое дитя. В младенчестве мать и близкие люди — это целый мир для ребенка, и оттого, как этот ’мир’ себя ведет по отношению к ребенку, будет зависеть отношение ребенка к миру.

Вторая стадия психосоциального развития ’Автономия или стыд и сомнение’ занимает период до трех лет. Предметом конфликта на этой стадии у ребенка является вопрос ’Могу ли я управлять собственным поведением?’. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство уверенности в себе. Вспомните, как ваш ребенок часто повторяет ’Я сам’ и отодвигает ваши руки, когда вы протягиваете их на помощь. ’Конечно же сам!’ — улыбаются матери, даже не подозревая, сколько позитива несет эта фраза. Другие матери прерывают ребенка, раздражаются на копошение во время одевания, на грязную рубашку во время умывания, на грязный стол вокруг детской тарелки. А ведь если ребенок постоянно терпит неудачу и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, он привыкли испытывать стыд и сомнение в собственных силах. Таким образом, исхода этой стадии может быть два: либо автономия и самостоятельность, либо сомнение и стыд. Многие родители требуют от ребенка уверенного поведения, особенно в подростковом возрасте, когда пытаются научить его принимать самостоятельные решения. На самом деле элементарное отсутствие терпения к неудачам ребенка может привести к перенесению способов реагирования чувством стыда на любые жизненные неудачи. Нам довольно знакомы такие люди, у которых опускаются руки, когда перед ними встает трудноразрешимая проблема, ведь они боятся ошибиться!

Естественно, человек, имеющий не самый лучший исход этих стадий в детстве, вовсе не обречен на их роковое пожизненное влияние. Любой может измениться в любом возрасте, решая проблему на той стадии, на которой он находится. К сожалению, чем больше неразрешенных конфликтов накапливается у человека, тем тяжелее ему все это разгребать. Кажется, что родителям полезно знать об этих стадиях психосоциального развития, чтобы иметь возможность вырастить психически здорового и высоко адаптивного ребенка.

(продолжение следует)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления