В 2005 году директор школы в уральском поселке Коптяки Екатерина Захарова стала героиней новостей, ток-шоу и даже документальных фильмов. Ее внук Гоша родился спустя два года после смерти отца. Мальчик появился на свет только благодаря Екатерине Германовне. Вот вкратце суть той громкой истории.
Единственный сын Екатерины Захаровой Андрей заболел раком в 19 лет. Мать на деньги, которые помогли собрать друзья семьи, отправила его в Израиль. Вернувшись после лечения домой, Андрей прожил еще восемь лет. Но случился рецидив, и в этот раз спасти его не смогли. Екатерина Германовна тогда была в отчаянии и депрессии: за несколько лет до этого умер муж, а теперь она потеряла сына.
В те тяжелые дни женщина вспомнила, что перед курсом химиотерапии в Израиле сын сдавал биоматериал. Это обязательная процедура в онкологических госпиталях многих стран — «химия» или облучение убивают раковые клетки, но также есть очень большой риск стать бесплодным. Тогда ни сын, ни мать не поняли, зачем врачи настаивают на этом. Израильский медик тогда ответила: «Возможно, это ваше будущее». Так и получилось.
Через несколько месяцев после похорон Екатерина Германовна забрала из израильской клиники замороженный биоматериал сына, привезла в Россию, нашла суррогатную мать. Для процедуры ЭКО использовалась донорская яйцеклетка. Так родился Гоша. Это был уникальный случай в мировой медицине: материал пролежал в криобанке восемь лет. Да и вообще вся история рождения ребенка через два года после смерти отца казалась чудом.
Даже родные в первый момент не поддержали решение Екатерины, посчитав это необдуманным поступком, но она сделала так, как считала нужным. С тех пор прошло 16 лет.
«Почему вы 20 лет молчали обо всех нарушениях?»
В гостях у семьи мы были год назад — хотели узнать, как растет Гоша. У парня в тот момент всё шло замечательно: умный, здоровый, талантливый, отлично учился в девятом классе. А вот у его бабушки были большие проблемы: прокуратура подала в суд, требуя закрыть школу, которую когда-то создала Екатерина Германовна. Год назад соседи, живущие рядом в коттедже, объявили учебному заведению войну.
У муниципальной школы № 215 особая история, начиналась она как частная. Когда-то в 90-е годы кандидат исторических наук Екатерина Захарова создала ее специально для сына и его друзей. Занимались сначала на базе отдыха, которая принадлежала СУГРЭС. Дети работников электростанции учились бесплатно, за это школе оплачивали коммуналку и освободили ее от аренды. После продажи базы платить аренду стало дорого. К тому моменту директор достроила большой дом в Коптяках и перевезла туда парты, учебники, доски, из комнат сделала классы. За несколько лет дом надстроили, сделали пристройку-раздевалку. Школа получила статус муниципальной. Сама Екатерина Германовна переехала жить в небольшой дом на своем участке по соседству.
Но полностью содержать за счет бюджета малокомплектную школу (в классах тут сейчас по 7–12 учеников) в коттедже нереально. Бюджетные деньги идут на зарплату учителям, на часть коммунальных расходов, учебники. Остальные расходы оплачиваются из фонда школы. Он складывается из ежемесячных пожертвований родителей, которые перечисляют 10–15 тысяч рублей. Большая часть этой суммы идет на трехразовое питание, продленку с дополнительными кружками, вечерний развоз детей на автобусах, а четыре тысячи рублей направляют на содержание школы. Так было на протяжении многих лет.
Когда-то соседский сын сам ходил в эту саму школу, был одноклассником Гоши, они дружили. Потом родители забрали документы ребенка: Екатерина Германовна предполагает, что у них из-за пандемии могло стать плохо с деньгами, не могли оплатить пожертвования и питание. Сосед оказался председателем общественной организации «Антикоррупционный комитет». Его гражданская жена — редактор газеты «Ведомости Урал» и одноименного сайта. От СМИ в адрес школы стали приходить запросы по самым разным поводам: мол, общественность требует разъяснить, прояснить, предоставить документы. За год пришло 150 таких обращений.
Екатерина Германовна тогда рассказала нам, что соседи через посредника, их общего знакомого, предложили некоторые условия, чтобы от школы отстали. Она отказалась, и многолетней спокойной жизни пришел конец. Одновременно с запросами на сайте стали регулярно появляться материалы-расследования о школе № 215, параллельно соседи слали жалобы-запросы во всевозможные контролирующие органы: Роспотребнадзор, прокуратуру, пожарным. Органы были обязаны отреагировать на сигналы. Приезжали с проверками, искали нарушения — и находили. От самых незначительных, которые легко можно устранить (тюль вместо солнцезащитных жалюзи, нет москитных сеток, доска висит не по центру, трещина в покраске) до серьезных (нет экспертизы здания, нет второго выхода на случай эвакуации — так должно быть по нормам).
— Я сказала тогда пожарным: почему вы больше двадцати лет молчали об этом, подписывали все акты приемки школы? Ни одного замечания не было. Не говорили, например, что нужно расширить дороги для подъезда машин. Все мы были уверены, что в случае пожара можно спокойно протянуть шланги-рукава. Их длины, кстати, вполне хватало: здание ведь небольшое. Могли написать или сказать все замечания устно. Мы бы заранее стали думать, как выйти из ситуации, — возмущается сейчас Екатерина Германовна.
Она срочно стала исправлять все нарушения. Прокуратура поставила конкретные сроки. Доходило до абсурда. Например, пришлось снести пристройку-раздевалку.
— При постройке раздевалки мы использовали два метра муниципальной земли, это выявила очередная проверка, — говорит нам директор. — Земля была передана в бессрочную аренду школе, но у этой земли было другое назначение — рекреационное. Капитальное строительство запрещено. Администрация готова была пойти навстречу, переоформить эти несчастные два метра. Но перераспределение — дело долгое.
Переоформить документы к июлю, когда проходила приемка школы, не успевали.
— Быстрее было всё разрушить, — говорит Екатерина Германовна. — Снесли и поставили там беседку, теннисный стол. Беседка — не капитальное строение, ее можно.
Всю эту перепланировку директор решила сделать за свои средства, сняла деньги со счета, который ей достался в наследство еще от отца.
— И вот представьте: лето, каникулы, у нас разворочен весь школьный двор. Строим, разрушаем, расширяем дороги во дворе, заказываем нужные экспертизы, исправляем нарушения. И вдруг узнаем, что прокуратура подала иск в суд, требуя закрыть школу. Я в шоке. Звоню родителям. Несмотря на лето и отпуска, на назначенную встречу приехали все, кто мог — почти 80 человек. Родители кипели, собрались идти к соседу потребовать, чтобы он вышел. Хотели сказать всё, что думают о нем.
«Все были на эмоциях: "Сейчас мы штурманем его замок". Я отговаривала как могла»
Тогда и решили действовать только законными методами, отстаивать жизнь школы через суд. На эту встречу к нам приехали глава Среднеуральска и начальник управления образования. Они нас заверили, что школа будет. Спасибо им, что не отдали на растерзание. Поддерживали нас на судах, выступали в нашу защиту, — делится Екатерина Германовна.
Судебный процесс, который решал судьбу школы, длился почти десять месяцев.
— Мы победили, — говорит директор. — Суд первой инстанции в Верхней Пышме вынес решение отказать прокуратуре в иске. Прокуратура подала апелляцию. Областной суд оставил решение в силе. Когда я услышала это, у меня были слезы на глазах от радости. Приехала домой, рассказываю Гоше. Он радуется: вот это победа!
Всего за этот год было шесть разных судебных процессов, связанных со школой. Екатерина Захарова оспаривала штрафы, доказывала в гражданских процессах, что не получала никакой личной выгоды на посту директора. Все суды школа выиграла. Лишь в одном случае штраф оставили, уменьшив его вполовину.
— Перед каждым судом я ночами не спала. Иногда это так выматывало, казалось, что меня уже нет. Пока шли суды, в школе работал Следственный комитет. Искали всё: сокрытие денег, коррупцию, проверили все договоры, фонд школы, изучили каждый чек за четыре года. Ничего не нашли. Скрывать мне нечего, никакой выгоды у меня нет.
Кстати, Екатерина Захарова передала свой дом в безвозмездное пользование школе. Адвокаты на суде отметили, что это гражданский поступок и совершил его не олигарх.
«А они говорили: женское воспитание…»
— У меня в жизни два самых главных дела, которые удались и ради которых я сейчас живу, — говорит Екатерина Германовна. — Первому делу 30 лет, это моя школа, которую я сама создала еще в 90-е годы. Второе мое важное дело — рождение внука.
Мы беседуем со школьным директором в одном из классов. Она отвлекается от тяжелого разговора про судебные тяжбы и переходит на любимую тему. Рассказывает о том, какие у нее замечательные и талантливые ученики. Вспоминает, как ее десятиклассники заняли второе место в недавнем международном конкурсе по английскому языку, обойдя все языковые школы Екатеринбурга. Показывает фотографии с конкурсов, хочет поделиться своей радостью и гордостью.
В соседнем кабинете идет урок у десятого класса. Там учится ее внук.
По документам Гоша ее сын. Он и называет ее мамой, прекрасно зная всю историю своего рождения.
— Я ему не раз повторяла и на всех ток-шоу тоже говорила эту фразу: неважно, каким способом ты родился — важно, как ты проживешь эту жизнь, — рассуждает Екатерина Германовна. — Еще несколько лет назад, когда про нас писали журналисты в интернете начинались обсуждения, оставляли комментарии под материалами. Мол, да как мальчик будет расти, о чем она думает, да что может дать бабушка, женское воспитание и так далее.
«Хочу сказать: не сбылись ваши слова. Гоша уже в 16 лет главный мужчина в доме»
Всю мужскую работу делает он. Как-то вдруг не стало воды в скважине. Не течет, и всё. Он во всём разобрался, прочистил, поставил — всё потекло. Недавно были проблемы с водонагревательным баком. Поменял ТЭНы, почистил, разобрал, починил. Розетки и прочие мелочи, связанные с электричеством, для него починить в порядке вещей. Учился всему сам, смотрел инструкции в интернете. Я гуманитарий, во всём этом ничего не понимаю, — делится бабушка.
Она вспоминает, как Гоша года полтора назад выиграл у нее в карты мастерскую.
— Играли мы в дурака, — смеется Екатерина Германовна. — И я сама же и предложила ему: выиграешь — отдам подсобное помещение во дворе, там хранились разные хозяйственные вещи. Выиграл! Он устроил там мастерскую. Сам положил ламинат на пол, отделал стены вагонкой, купил материал (видимо, ДСП. — Прим. ред.), сделал из него сам все столы, стеллажи, провел электричество, установил вытяжку над тем местом, где он обычно паяет.
Гоша в следующем году заканчивает 11-й класс. Насчет будущего и профессии он определился еще несколько лет назад: собирается поступать на радиофак УрФУ (институт радиоэлектроники и информационных технологий). Когда-то этот факультет УПИ заканчивал его дедушка, муж Екатерины Германовны. Он был ведущим специалистом на одном из оборонных предприятий Урала — НПО автоматики.
Но у Гоши другие планы: он хочет открыть свой сервис по ремонту радиоэлектроники. Первые свои деньги он начал зарабатывать лет в 14. Находит через интернет старинную неисправную технику (советские радиолы, магнитолы), ремонтирует ее и продает любителям ретро.
Сейчас парень нашел себе еще одну работу. Он скупает дешево блоки питания для видеокарт, предназначенных для майнинга криптовалюты. Ремонтирует, а исправные блоки также выставляет на продажу.
— Но вот идею насчет своего сервиса не очень одобряю. Спорю с ним, что нужна стабильная работа, зарплата, а сервис пусть будет как хобби. Но у него на всё свои аргументы, — качает головой бабушка (хотя видно, что несговорчивым внуком-сыном она всё равно довольна). — Недавно уговаривала его поехать летом на море, отдохнуть. Говорю: у тебя ведь последнее свободное лето, каникулы. Он отказался. Сказал мне: а кто зарабатывать будет? Я ему: сын, тебе что не хватает на кусок хлеба, у тебя же всё есть! Но он упрямо стоит на своем: «Надо работать». А говорили: «женское воспитание...».
Недавно Екатерину Германовну снова уговорили поучаствовать в ток-шоу. Передача Андрея Малахова была посвящена современным биотехнологиям.
Екатерина Германовна рассказывает:
— Герой передачи — один умелец из Сибири, он сделал робота с голосом умершего деда в память о нем. Другая героиня создала криобанк, где можно заморозить умерших людей в надежде, что технологии будущего достигнут такого уровня, чтобы людей возвращать к жизни. Ее обвинили в мошенничестве, начался спор, в итоге чуть не подрались в студии.
Но все-таки та передача закончилась вдохновляюще и позитивно благодаря нашей героине. Она вышла на связь через «Скайп» всего минут на десять и снова поделилась своей историей.
— Я рассказала, как благодаря науке и новым технологиям, которые тогда еще казались фантастикой, появился на свет новый человек. Этому человеку уже 16 лет, и он интересен уже сам по себе как личность, а не только историей своего рождения.
А вот история того, как начался конфликт между школой и соседями. Вторая сторона рассказала, почему они посвящают школе публикации на своем сайте.