Все новости
Все новости

У нас в гостях: Александр Михайлович Соломатин, директор института Урбанистики Уральской Государственной Архитектурной академии

Родился в 1954 г. в Потстаме (ГДР), покойные родители — отец военнный, мама учитель, брат — художник (член СХ), женат, имеет дочь.

Поделиться

Закончил в 1977 г. математико-механический ф-т УрГУ, затем аспирантура, 1981–83гг.- служил в Сов. Армии в должности зам. ком. роты, работал в УрГУ на каф. Прикладной математики УрГУ(ассистент, старший преподаватель, доцент).

С 2003 г. директор Института Урбанистики УралГАХА.

Кандидат физико-математических наук, уч. звание — доцент. Институт Урбанистики имеет в своем активе три новые междисциплинарные специальности и специализации. Прикладная информатика в архитектуре. Экономика и управление на предприятии (природопользования). Имидж дизайн. Четыре выпускающих кафедры, четыре специализированные компьютерные лаборатории

Учится более 400 студентов дневного обучения, около 200 — заочного.

Предлагаем Вашему вниманию интервью, составленное по вопросам посетителей сайта E1.RU

Вопрос:

Что такое урбанистика?

Автор:

Иван

Ответ:

Урбанистика (от лат. Urbis — город, если не ошибаюсь) — междисциплинарный раздел знаний, изучающих процессы, происходящие в городской (урбананистической) среде.

Городская среда оказывает сильное влияние на экологические, экономические, социальные, культурные, политические и иные социальные явления.

Имеется масса примеров подтверждающих это влияние, описанных в соответствующих конкретных науках.

Имеются и новые задачи, относящиеся к урбанистическим. Например, создание и ведение градостроитетельных кадастров, проектирование градостроительной среды способствующей развитию конкретного города как торгового города, транспортно-логистического города, города ярмарок, научного города, города развлечений, города казино, города-курорта, города-завода и пр.

Проблема проектирования целевой городской среды актуальна в силу глобализации мировой экономики, где город рассматривается как системообразующий элемент.

Имеются и информационно-технологический задачи урбанистики — проектирование транспортных комуникаций на с использованием имитационных моделей, интеграция визуальной и атрибутной информации, описывающих урбанистическую среду, автоматизация ведение дежурных планов.


Вопрос:

Уважаемыи Соломатин Александр Михаилович, Хотелось бы узнать думали ли вы когда нибуть о том что бы болотироваться в депутаты или напост мэра какого либо города свердловскои области, не думали ли не когда создать фон(собственыи фон помоши голадаюшим в африки, либо фонд город без Алкоголя)

Автор:

Сухов Максим

Ответ:

Мне приходилось трижды принимать участие в выборах в Свердловскую областную думу в 90-х годах в качестве одного из координаторов Общественного объединения работников образования и учащихся Свердловской области. Наше Объединение Образование пыталось убедить избирателей Свердловской области в том, что основой экономического, технологического и информационного прогресса и процветания являются население территории, страны с определенным уровнем образования, науки и культуры. Развитие территории должно начинаться с развития системы образования, подготовки кадров, особенно в период экономических преобразования. Государственное и муниципальное управление (реализуемое депутатами, мэрами) это не только профессиональные знания определенных наук, личный или корпоративный опыт руководителя и его личностные психологические, имиджевые качества, позволяющие осуществлять функции управления, традиции, но и традиционные представления среды, как должно осуществляться управление.

Объединение Образование на выборах не получило поддержки избирателей.

Поскольку нельзя войти дважды в одни и те же воды, не думаю, что когда либо буду думать о том что бы болотироваться в депутаты или напост мэра какого либо города свердловскои области, не думали ли не когда создать фон(собственыи фон помоши голадаюшим в африки, либо фонд город без Алкоголя)


Вопрос:

Добрый день. Скажите как вы относитесь к заочному в образованию. Как по вашему это торажается на уровне подготовки специалистов. Или может быть все зависит от самого студента?

Автор:

Светлана

Ответ:

В заочном обучение, я думаю, сильно нуждаются люди имеющие определенный опыт профессиональной деятельности, но не получившие профессиональной подготовки или получившие непрофильную подготовку. Здесь важна, в первую очередь, личная мотивация студента-заочника в получении знаний (а не только диплома). Определенное влияние оказывает, конечно, и качество организации учебного процесса заочного обучения. Но наличие единых требований к содержанию учебного процесса (образовательные стандарты) одной и той же специальности в разных вузах, доступность учебного процесса в ведущих вузах на платной форме заочного обучения, понимание того, что личные расходы на образование это инвестиции в собственное будущее (профессиональное, материальное) позволяют получить хорошую подготовку и при заочном обучении. Много зависит от студента, было бы желание.


Вопрос:

Александр Михайлович! С интересом прочитал информацию о Вас Привет из Бостона! С уважением Геннадий Слободкин

Автор:Ответ:

Геннадий Семенович! Рад видеть Ваше послание. Когда вернетесь из служебной поездки, готов встретиться и обсудить проблемы развития Бостона на примере Ваших личных впечатлений.


Вопрос:

В двух словах-чем занимается Урбанистика и зачем она нужна?

Автор:

Максим,30лет

Ответ:

Я надеюсь, что возможные ответы на Ваши вопросы найдутся в ответах на вопросы Ивана (см. выше).


Вопрос:

а что с государственным целевым фондом высшей школы, работает ли он?

Автор:Ответ:

Вообще говоря, Институт урбанистики, созданный в 1999 2000 гг., детище трех организации Ургу, УралГАХА и государственного целевого фонда высшей школы, который я возглавлял. В 2002–2003 г. велась определенная работа по созданию Университетского комплекса социальной информатики в г. Екатеринбурге. Были подготовлены материалы для проведения в Екатеринбурге совещания с участием Председателя Комитета ГосДумы по науке и образованию Шишлова А. (огромную организационную работу по приезду Шишлова А. провел Кузнецов Ю. Г., возглавляющий свердловское Яблоко), подготовлены учредительные документы Университетского комплекса, было принято Распоряжение правительства Свердловской области 12.05.2003 417-рп Об ассоциации Уральский университетский комплекс Социальная информатика. В связи с реализацией проекта создания Большого евразийского государственного университета в Екатеринбурге (БЕГУ), все материалы проекта по университетскому комплексу социальной информатики переданы в этот новый проект. Сейчас с помощью фонда подготовлены учредительные документы БЕГУ, завершена визуализация на информационных носителях проектных предложений. Специалистами УралГАХА, УрГУ и УрГЭУ разработаны и подготовлены Концепция БЕГУ, градостроительные проектные предложения, технико-экономическое обоснование. В учреждении БЕГУ примут участие администрация Екатеринбурга и Правительство Свердловской области. На прошлой неделе завершена работа по подготовке проекта постановления Правительства Свердловской о создании БЕГУ, готовится решение города о выделении земельного участка.


Вопрос:

Работа в институте урбанистики привлекает вас больше чем преподавание на Мат-Мехе?

Автор:Ответ:

Как работа преподавателя на математико-механическом факультете УрГУ, так и работа директора института урбанистики УралГАХА интересны и привлекательны, но каждая по своему. Работа в институте занимает гораздо больше времени.


Вопрос:

Добрый день. Хотелось бы узнать откроется ли у вас факультет графического дизайна и анимации? Какие еще специальности будут открыты в ближайшее время?

Автор:

Яна

Ответ:

В УралГАХА есть две кафедры, соответственно, по профилю графического дизайна и анимации. В институте не планируется осуществлять учебный процесс, отражающий специфику графического дизайна или анимации. В настоящее время в институте утвержден учебный план специальности Прикладная информатика в социальных коммуникациях, специализация Мультимедиа технологии. После того как данная специализация будет зарегистрирована Учебно-методическом объединении, подготовлено методическое обеспечение будет произведен набор на первый курс (пока на заочное обучение для лиц имеющих высшее образование). Я надеюсь, это произойдет в 2005 06 учебном году.


Вопрос:

сдравствуйте, как дела?

Автор:

Потапов саня

Ответ:

Нормально. А у Вас Саня как дела с учебой?


Вопрос:

Расскажите о последних наработках Вашего института, Ваших студентов в области городского транспорта (общественный транспорт, личный транспорт).

Расскажите о перспективах транспортной системы Екатеринбурга.

Автор:

Селетков Евгений

Ответ:

Студенты старших курсов по специальности Прикладная информатика в архитектуре, наиболее близкой к проблемам городского транспорта, закончили в этом году 4 курс. Сейчас рано говорить об их наработках, они возникнут на 5 курсе по итогам выполнения дипломных работ. Возможно, среди этих работ будут проекты по созданию и применению специализированного программного обеспечения и информационных ресурсов, предназначенного для проектирования транспортных коммуникаций. Мы уже ведем консультации со специалистами градостроителями о возможности и необходимости приобретения институтом специализированного программного обеспечения в Киеве, у организации-разработчика имеющей опыт его применения для решения проектных задач.

Перспективы транспортной системы Екатеринбурга изложены в стратегических программах развития города Международный транспортно-логистический узел, Магистральная улично-дорожная сеть, Удобный и доступный общественный транспорт.


Вопрос:

«Прикладная информатика в архитектуре» — это лишь красивое название (дань моде), или, действительно, в архитектуре нашлось место и компьютерам? B вообще, существуют-ли способы формального (математического) описания невербальных процессов, в частности, творческого созидания?

Автор:

Войдович Сергей

Ответ:

Многие технологические и расчетные этапы процесса проектирования (в т. ч. и архитектурного), подбор вариантов, визуализация проектных предложения гораздо быстрее исполняются профессиональны проектировщиком (архитектором или градостроителем, но для этого надо знать как возможности инструмента (информационные технологии, компьютеры, периферийные устройства), та и специализированный язык специалиста по IT-технологиям. Специалист-информатик, работающий в области архитектуры и градостроительства должен знать профессиональный язык архитектора, методологию и методики работы архитектора.

Какой специалист может выполнять работы по созданию и ведению, например, городского кадастра. Типы данных, их структура, этапы их обработки и организация взаимодействия с заказчиком определены ГОСТом. Природа информации включенной в кадастр подобного типа такова, что специалист узкопрофильный (неважно, архитектор он или информатик) без знаний в смежной области эти работы быстро и успешно выполнить не может. Кто может подготовить информационные ресурсы, специализированный в области деятельности архитектора, освобождающих (ускоряющих) творческий процесс архитектора от выполнения технологических и экономических расчетов. Какой заказчик-инвестор будет ждать заказанный проект, подготовка которого займет несколько лет?

Подготовка информатиков-архитекторов насущная потребность решения междисциплинарных технологических и проектных задач в области градостроительства и архитектуры за инвестиционно допустимое время.

Творческий процесс архитектора, как и математик, я думаю, трудно предсказуемый и, я не думаю, полностью формализуем. Но некоторые элементы вспомогательных этапов творческого мышления можно попытаться формализовать. Мне известно о некоторых работах, проводимых в лаборатории архитектурно-художественной семиотики УралГАХА и возглавляемых проф. Барабановым А. А, которые позволяют визуальные (творческие) объекты преобразуются во фракталы (информационные объекты), формальные свойства которых описывают исходный творческий объект. Изучив свойства этого преобразования, можно надеяться, что возможно выделить некоторые творческие подходы и принципы, примененные к различным объектам при их последующем преобразовании обладают одними и теми же (или сходным) характеристиками полученных фракталов. А сегодня активно развивающийся раздел математики — теория фракталов.


Вопрос:

Как я понимаю УралГАХА это заведение прикладного характера, а что там делает «экономика и управление»? Ведь есть профессиональные управлнцы и экономисты и коих очень много, даже профессионалов. А тут еще и природопользование (хотя это чистой воды экология). А какое приличное предприятие позволит сабе специалиста по экономике из УралГАХА,

по экологии из УралГАХА,

и управленца из Урал ГАХА, ведь все эти специальности есть в специализированных вузах. А архитектурные конторы в таких специалистах не нуждаются. И весь этот факультет просто похож на сбор денег!

Интересно услышать ваше опровержение, с уважением Юрий Григоьевич.

Автор:

Юрий Григоьевич.(директор проектного бюро)

Ответ:

Я не могу согласиться с тем, что УралГАХА учебное заведение прикладного характера. Во первых, это учебное заведение, а не исследовательская или проектная организация. Во вторых, в силу смены экономических общественных взаимотношений, специалистам выпускникам УралГАХА приходится сталкиваться с междисциплинарными и межведомственными задачами проектирования (прикладными) в условиях неопределенности. Это требует от специалистов, участвующих в решении подобных задач, уметь проводить предпроектные исследования, анализировать влияние внешней среды, прогнозировать развитие ситуации, участвовать в принятии коллективного решения. Это зтапы научной и организационной деятельности на стыке разных разделов знаний.

Примеры таких задач. Среди стратегических проектов развития города Екатеринбурга есть проект Центральная торговая зона. К реализации этого проекта приглашены специалисты, работающие в институте (информатики, экономисты, социологи, архитекторы, культурологи, дизайнеры, математики). Для того чтобы подготовить техническое задание данного проекта рабочей группе пришлось сформулировать комплекс взаимоувязанных следующие проблемы, с целью их последующего разрешения:

— организационно правовой статус рабочей группы и компетенция рабочей группы в вопросах получения межведомственной информации;

— организационные технологии сбора исходной информации;

— прогнозируемая роль города Екатеринбурга как элемента региональных, внутригосударственных, международных экономических отношений;

— опыт других городов в организации экономической деятельности центральной городской зоны;

— кто является пользователем услуг (торговых, обслуживания) культурных, центральной торговой зоны (ЦТЗ) или ее посетителем;

— кто проживает в ЦТЗ;

— каковы неудовлетворенные потребности в услугах проживающих, пользователей или посетителей центральной торговой зоны;

— каковы границы ЦТЗ и зоны влияния;

— анализ расположения предприятий промышленных, торговых, обслуживания, культуры, развлечения в ЦТЗ и прилегающей к ней зоны влияния;

— организация транспортных коммуникаций, общественного транспорта и мест парковок ЦТЗ;

— городские транспортные потоки, проходящие через ЦТЗ;

— подземные инженерные сети и коммуникации ЦТЗ;

— наличие земельных участков ЦТЗ для нового строительства;

— здания ЦТЗ предназначенные для реконструкции

— возможность выноса промышленных предприятий различных форм собственности, находящихся в ЦТЗ;

— перспективные торговые технологии, возможные для применения в предприятиях ЦТЗ;

— исторические и культурные объекты ЦТЗ их влияние торговую активность;

— потенциальные стратегические инвесторы ЦТЗ;

— международные сетевые торговые структуры и их региональная политика;

— информационные технологии интегрированной обработки разнородной информации (визуальной и атрибутной) при проведении проектных работ и исследований;

— концепция развития ЦТЗ, концептуальные проектные предложения на базе исходной информации;

— предложения по размещению в ЦТЗ предприятий торговли, обслуживания;

— прогнозируемые социальные последствия реализации предлагаемого проекта развития ЦТЗ;

— экологическое состояние ЦТЗ и последствия реализации проекта;

— затраты на реализацию проекта, источник финансирования;

— экономический целесообразность для города реализации проекта, эффективность его для деятельности отдельных предприятий ЦТЗ;

— связь проекта ЦТЗ с другими стратегическими проектами.

Проектировщику ЦТЗ без знаний в смежных областях не обойтись. Приходится архитектору-проектировщику быть архитектором-информатиком, архитектором-экономистом, архитектором-юристом, архитектором-экологом для того, чтобы общаться с узким специалистом информатиком, экономистом, юристом, экологом.

Насколько мне известно, Мастерская генплана г. Екатеринбурга ведет работы по подготовке аналогичных межведомственных, междисциплинарных стратегических проектов: Генеральный план экологическое обоснование, Екатеринбург административный центр, Большой Екатеринбург. Задачи этих проектов выходят далеко за пределы профессиональной деятельности архитекторов, но проектную работу основанную на знаниях в смежных областях может исполнять только архитектор.

По поводу Вашего утверждения А архитектурные конторы в таких специалистах не нуждаются. Почему в профессиональной подготовке архитектора или дизайнера европейского вуза около одной трети учебного времени отводится экономической подготовке. По видимому, там в Европах заказчик отдает предпочтение тем архитектурным конторам, которые быстрее и дешевле подготовят проект, сметы, техническую документацию. Наличие в архитектурной конторе (или возможность привлечения к проектным работам) информатика-архитектора, эколога или экономиста, имеющего представления о процессе архитектурного проектирования дает преимущество в конкурентной борьбе с другими архитектурными конторами.


Вопрос:

Уважаемый Александр Михайлович, не нужны ли Вам дизайнеры, занимающиеся дизайном и изготовлеием изделий из лозы.

Выпускник УГАХА 1986 по специальности «Промышленный дизайн»

Автор:

Булатов Андрей

Ответ:

Попробуйте переговорит по этому вопросу с руководителем отделения имдж-дизайн Моргуновым Николаем Ивановичем (тел. 333–97–95)


Вопрос:

Прочитала о вас в агентстве «Апельсин», очень интересный вуз. Я учусь ЧелГУ, могу ли получить второе высшее у вас?

Возможны ли какие-то перезачеты по экзаменам, чтобы сократить срок обучения?

Автор:

Алиева Ксения

Ответ:

Второе высшее, в Вашей ситуации можно только получить в рамках заочного обучения (сохраняя статус студентки ЧелГУ). Заочное обучение у нас ведется по специальности Экономика и управление на предприятии. Перезачеты по отдельным экзаменам определяются совпадениями учебных планов этой специальности и той, по которой Вы обучаетесь в ЧелГУ. Сейчас идет набор на заочное обучение, он завершится в сентябре месяце. Обсудите этот вопрос с зав. каф. Экономики и инновационного менеджмента Власовой Н. И.(тел. (8)-343–334–37–89) или позвоните в приемную комиссию (8)- 343–371–11–45.


Вопрос:

Екатеринбург такой уродский город. Дома советской эпохи особенно ужасны. Заводы расположены глупо. Дороги, тротуары, газоны — просто дрянь — неудобные, грязные, кривые. Да и новостройки не лучше — например, здание управления дороги — серый стеклянный недоделанный обрубок какой-то. В общем любоваться нечем. И в этом бедламе вы создали институт урбанистики, самим не смешно?

Автор:

Никитин

Ответ:

Как и любой и другой город Екатеринбург застраивался исходя и целей и критериев своего времени. К сожалению, бывает что цели выбираются неверные и критерии неудачные. В определенный период жизни страны, который Вы критикуете через архитектуру Екатеринбурга, не было необходимости развивать научные и прикладные исследования в области урбанистики. Поэтому не было необходимости готовить в том числе и специалистов для работы в этой сферы. Поэтому если мы не хотим жить в этом бедламе нужно самым серьезным образом развивать урбанистическое образование.


Вопрос:

Здравствуйте. У меня с годами все чаще возникают вопросы такого урбанистического плана: современная жизнь становится все быстрее и интенсивнее, людям хотелось бы компенсировать сидячий образ жизни по-настоящему современными и освещенными, скажем, до трех часов ночи, спортплощадками в некоторых дворах (с микротрассами для велосипедов, роликов и скейтбордов, лыжных экспресскруговых-прогулок, теннисом настольным и кортовым, баскетболом, возможно — гольфом и т.п.)... Что-либо реально продумывается специалистами от отечественной урбанистики в тандеме со строителями в этом плане...

Автор:

Семенов Владимир

Ответ:

Ответ на Ваш вопрос требует определенного исследования: есть ли средства на строительство и содержание подобных дворовых спортивных объектов, в каких дворах это можно разместить, как отнесутся жители прилегающих домов к эксплуатации открытых освещенных площадок до 3 часов ночи, сколько желающих пользоваться этими сооружениями. Но Вы верно напомнили о проблеме организации спортивного досуга жителей города. Но к сожаления практика реального строительства такова, что тандема строителей и отечественных специалистов от урбанистики нет, поскольку все собирается в едином юридическом лице: заказчик-инвестор-проектировщик-подрядчик. Это приводит к невозможности решения вопросов развития городских территорий в интересах ее жителей.


Вопрос:

(ln(x) + sin(x))^y = x y(x) =?:)

Автор:

ваш студент

Ответ:

Приятный вопрос. Сразу вспоминаются школьные годы и программа по математики для поступающих в вузы.


Вопрос:

Уважаемый Александр Михайлович!

Как Вы считаете, негосударственные ВУЗы улучшают или ухудшают культуру образования? Ведь коммерциализация образования это достаточно неоднозначный вариант подготовки студентов, можно платить и не напрягаться. Спасибо.

Автор:

Ирма Собинова

Ответ:

Объективная реальность такова, что уже сформировался мировой рынок образовательных услуг. Толчком в его появлении явилось появление интернет-образование. Мы тоже интегрируемся в образовательный рынок, образование это международный информационный продукт, неотрывно связанный с носителем персоналией, этот продукт кто-то должен оплачивать. Чтобы приобрести качественный товар нужно приложить личные усилия по его освоению. Не напрягаясь его (продукт) не приобретешь, даже если заплатишь большие деньги.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2