E1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+16°

пасмурно, без осадков

ощущается как +15

2 м/c,

ю-в.

739мм 63%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Город Летаем над новой Плотинкой: студенты-архитекторы придумали, как оживить старинный мост на Ольховке

Летаем над новой Плотинкой: студенты-архитекторы придумали, как оживить старинный мост на Ольховке

Сооружение ХIХ века разрушается, но продолжает работать.

Плотина на реке Ольховке.

Плотина на реке Ольховке возле улицы Колмогорова – один из самых любопытных и в то же время малоизвестных памятников архитектуры Екатеринбурга. До недавнего времени ее подпорная стенка со стороны Ольховки даже видна была плохо – она утопала в дикой поросли. Но сейчас деревья и кусты вырубили, а саму стенку готовят к восстановлению: рядом растёт большой жилой комплекс, и Ольховский пруд стал частью его благоустройства.

Вместе с этим плотина на реке Ольховке оказалась интересна молодым архитекторам. Так, студентка кафедры истории искусств и реставрации УрГАХУ Любовь Щербакова, изучив памятник и архивные материалы, разработала эскизный проект реставрации подпорной стенки плотины – и одновременно превращения самой заброшенной плотины в современное общественное пространство.

Эскиз отреставрированной подпорной стенки плотины.

– Поработать с таким необычным объектом, как плотина, мне предложил Михаил Венидимович Голобородский, заведующий кафедрой, – рассказывает автор проекта. – Самое сильное впечатление, которое остаётся после выхода на объект сегодня, – это запустение, умирание, безысходность. Тем не менее подпорная стенка удерживает земляной вал, а сама плотина продолжает работать – образует Ольховский пруд и регулирует уровень воды в нём.

Красным отмечено место, где находится плотина.

Чтобы зафиксировать и оценить исходное состояние плотины, были проведены архитектурно-археологические обмеры и сделаны фото – в проект вошло около 100 снимков. Сама плотина "родом" из первой четверти ХIX века. Построили её изначально для открытого в 1821 году Мариинского золотого прииска, и впоследствии под ней "мыли" золотоносный песок. В XIX веке – первой половине ХХ века плотина входила состав архитектурного ансамбля – так называемой Генеральской дачи (название появилось во второй половине XIX века) – летней резиденции генерала Глинки, главного начальника заводов Уральского хребта.

Фото С. М. Прокудина-Горского. Плотина на р. Ольховке у Генеральской дачи около Екатеринбурга. 1909 г.

– В первую очередь необходимо спасать подпорную стенку плотины, – отмечает Любовь. – Эрозия неукреплённых склонов, изменение вертикальной планировки улицы Колмогорова, земляные работы по прокладке подземных коммуникаций вблизи подпорной стенки привели к повышению уровня земли на участке, прилегающем к подпорной стене от 0,5 до 3 метров. Исторические бутовые и кирпичные конструкции оказались частично или полностью скрыты под землёй. Каменная кирпичная и бутовая кладки переувлажнены, выветривается и вымывается известковый раствор, поэтому одним из главных условий сохранения памятника является понижение уровня земли. А если понизить отметку, выполнить гидроизоляцию, отмостку и цоколь, то это поможет сохранению подпорной стенки.

Современное фото подпорной стенки. Переложены лицевые ряды кирпичной кладки арок, утрачены детали портиков, кирпичная кладка оштукатурена позднейшим цементно-песчаным раствором. Кладка намокает и разрушается.

Кирпич разрушают осадки и соприкосновение с влажным грунтом, но кроме этого, в 50-х годах ХХ века здесь провели ремонт и при восстановлении кирпичной кладки использовали цементно-песчаный кладочный раствор и штукатурку. Эти материалы тоже стали разрушающим фактором – если сейчас, например, попытаться отколоть от колонны кусок штукатурки, то он отделится вместе с лицевым слоем кирпича.

– Важными элементами конструкций являются кованые перемычки и затяжки, разрушаемые коррозией. Штыри, петли и хомуты затяжек по большей части утрачены, что уменьшает несущую способность конструкций, – рассказывает автор проекта.

Благодаря кованым деталям не обрушиваются антаблементы (верхние части портиков).

Историческая металлическая кровля и карнизы подпорной стенки плотины сейчас утрачены. Во время ремонта в 50-х кирпичные арки, антаблементы (верхние части) некоторых портиков и другие элементы подпорной стенки уже восстанавливали – но использовали при этом кирпич другого размера, и это исказило исторический облик. Впрочем, и эти "доделки" сейчас тоже разрушаются.

Арки по проекту предполагается вернуть к прежнему виду, восстановив, например, над портиками и подпорной стенкой карнизы и кровлю, которая защитит колонны и другие выступающие части от разрушения. Предлагается восстановить замковые камни – клинообразные элементы в вершинах арок, их важный конструктивный элемент.

В конце ХХ века земляной вал плотины расширили в несколько раз – с 6–14 до 36 метров. И одним из самых важных элементов проекта благоустройства является перенос нынешней проезжей части, проходящей по плотине дороги, дальше от подпорной стенки – и понижение высоты гребня плотины.

– С одной стороны, такие меры уменьшат нагрузки на историческую стену, позволят убрать позднейшие конструкции и восстановить утраченные, а с другой стороны, здесь можно будет расширить тротуар, проложить велодорожку и сделать озеленение, – рассказывает автор проекта.

Существующий вид плотины сверху.

По проекту дорога переносится ближе к пруду, над фасадом подпорной стенки появляется пешеходная прогулочная зона, а между тротуаром и проезжей частью, в озелененной общественной зоне, даже вода "открывается". Таким образом обозначается исторический габарит земляного вала.

Такой плотина должна стать по проекту: дорога переносится к пруду, у подпорной стенки появляется тротуар и озеленение, а между ними видна вода.

И, наконец, самые эффектные предложения касаются "прореза" плотины – места, где проходит вода. Сейчас его оформляет массивная бетонная конструкция 1991 года. По проекту она, конечно, должна исчезнуть.

Речь о бетонной "норе", через которую сейчас идёт вода.

Вместо этого предлагается раскрыть или воссоздать исторические бутовые стены прореза, срубные части и ледорез, затворы, когда-то регулировавшие поток воды, но уже в виде модели, сливной лоток и мост над прорезом из современных материалов. При этом механизмы предполагается "открыть" для обозрения. Сейчас в этом месте, разумеется, никто пройти не может, потому что в бетонном прорезе течёт вода – и все. Однако автор предлагает создать пешеходную зону внутри самой плотины.

Ради этого проходящий под конструкцией поток воды – между дорогой и историческим земляным валом – "раскрывается", а к воде устраиваются спуски. Под плотиной вдоль потока воды запроектированы тротуары. Таким образом, пространство тут становится "сквозным" – с берега реки можно выйти на набережную Ольховского пруда, не переходя проезжую часть поверху.

Вот примерно такая пешеходная зона.
Вид на парк из прореза плотины.
Предполагаемый вид перехода внутри плотины.

– Ниже плотины на историческом месте предлагается построить мост, выполнить лестницы для спуска к подпорной стенке в виде реплики на проходившую в этом месте в XIX веке дорогу и таким образом соединить два берега. На данный момент мост через речку ниже плотины находится в 240 метрах, – отмечает Любовь.

И вот таким образом на примере одной плотины на маленькой речке в проекте реализуется градостроительная "голубая мечта" Екатеринбурга – чтобы можно было, не пересекаясь с автомобилями, просто пройтись по берегу пешком.

Дипломная работа была выполнена под руководством старшего преподавателя Александра Есакова.
Фото: Любовь ЩЕРБАКОВА, Управление Госохраны ОКН по Свердловской области; alexandr-M / skyscrapercity.com, 1723.com

Видео: Любовь ЩЕРБАКОВА (3D модель); Анастасия БУШМИНА (3D облёт)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления