20 января четверг
СЕЙЧАС -7°С
Фото пользователя

Алексей Кофман

активист фонда «Городские проекты»
Фото пользователя

Алексей Кофман

активист фонда «Городские проекты»
Другие статьи автора

Екатеринбург на развилке. Остаться среди самых удачливых городов мира или построить торговый центр?

Под угрозой сноса находится здание довоенного аэровокзала «Уктус»: подобных ему нет почти нигде

Поделиться

Аэровокзал может стать культурным центром, а может — торговым

Аэровокзал может стать культурным центром, а может — торговым

Поделиться

В Екатеринбурге до сих пор сохранилось здание довоенного аэровокзала «Уктус», подобного которому нет почти нигде в мире. Однако вместо того чтобы стать одним из культурных центров города, здание находится под угрозой сноса — ради центра другого типа, торгового. Активист «Городских проектов» Алексей Кофман объяснил, в чём уникальность аэровокзала, что с аналогичными постройками делают в других странах и почему для городов полезно заботиться о своем историческом наследии. Публикуем его авторскую колонку.

Я продолжаю разговор о подходе города к сохранению исторического наследия. В мире эта тема не новая: горожане, архитекторы и власти давно поняли, что сохранение исторических объектов в городах положительно влияет на их развитие. Если в район застройки попадает исторический объект: необычный жилой дом, заводской цех, старая электростанция, зернохранилище или водонапорная башня, то самое лучше, что можно сделать — это отреставрировать его и вписать в новую застройку. Возможно, объект при этом стоит наделить современными функциями.

Почему большая часть наших городов и районов выглядит уныло и однообразно? Именно потому, что практика бережного отношения к историческим объектам пока не очень близка нашим застройщикам и властям.

Сегодня я хочу рассказать про необычный и довольно редкий тип объектов — довоенные аэровокзалы.

В мире их всего несколько десятков, можно сказать, что если в городе сохранилось такое сооружение, то городу сильно повезло!

Один из таких объектов находится в Екатеринбурге, это старый аэровокзал аэропорта «Уктус» на Ботанике.

Здание окружено плотной застройкой

Здание окружено плотной застройкой

Поделиться

Аэровокзал — главное историческое здание Чкаловского района. Раньше на месте Ботанического микрорайона располагался аэропорт.

Поделиться

Аэровокзал сейчас не используется, и встает вопрос: что с ним делать? Снести и отдать участок под торговый центр или отреставрировать?

Давайте посмотрим на мировой опыт. Здесь тенденция однозначна: подобные объекты в цивилизованном мире вообще не сносят. Довоенных аэровокзалов всего несколько десятков, и каждый из них важен для своего города как знаковое историческое место. Даже если архитектурно здание — не шедевр, его пытаются сохранить и как-то использовать. Хотя, как правило, архитектура старых аэровокзалов необычна и интересна, и наш аэровокзал — не исключение.

Я покажу несколько примеров старых аэровокзалов в мире. Все они примерно одного размера — слишком маленькие для современного терминала, но очень ценные для истории. Поэтому их реставрируют и наполняют новыми смыслами.

Нью Йорк, США, 1930

Аэровокзал был построен в 1930 году. Аэропорт использовался изначально как гражданский, а в 1940 году его передали военным, так как он был неудобно расположен. Сейчас на месте аэропорта национальный парк, а в здании аэровокзала музей авиации, туристический центр и офисы службы национальных парков.

Поделиться

Кройдон, Лондон, 1928

В Лондоне есть два довоенных аэровокзала. Самый старый — Croydon, он работал с 1928 до 1959 года. В настоящее время лётное поле застроено, а терминал сохранили и организовали в нём музей авиации, информационный центр и детские кружки.

Поделиться

Гатвик, Лондон, 1936

Второй пример из Лондона — терминал The Beehive в аэропорту Гатвик, 1936 года. Его архитектура уже более простая, внешне он похож на улей, отсюда и его название. Сейчас терминал отреставрирован и используется как бизнес-центр.

Поделиться

Манила, Филиппины, 1937

Nielson Field — один из первых аэропортов Азии. Терминал построен в 1937 году и функционировал до 1948 года, когда аэропорт переехал на другое место. Сейчас лётное поле полностью застроено, а небольшое здание аэровокзала располагается в уютном сквере посреди многомиллионного города. В здании располагался частный клуб, потом историческая библиотека, а сейчас в нём открыт ресторан.

Поделиться

Хьюстон, США, 1940

Терминал, построенный в 1940 году, работал до 1954 года, потом здание использовалось не по назначению, пока в 1978 году его не решили снести, чтобы застроить участок. Но из-за протестов местных жителей здание сносить не стали, и оно простояло пустым до 1998 года, когда специально созданное общество истории авиации Хьюстона начало постепенную реставрацию. Сейчас в здании располагается музей авиации и залы для праздников.

Поделиться

Огайо, США, 1929

Терминал функционировал с 1929 по 1958 годы. В 1979 году здание было внесено в реестр объектов культурного наследия, но находилось в таком ужасном состоянии, что пять лет назад было внесено в список самых опасных объектов штата. Только в 2020 году была создана некоммерческая организация, которая разработала проект реставрации и сейчас собирает средства на организацию музея и детского образовательного центра. Стоимость проекта оценивается примерно в 2 миллиона долларов.

Поделиться

Нью-Гэмпшир, США, 1937

Аэровокзал, построенный в 1937 году, функционировал до 1995 года, когда после его закрытия над зданием нависла угроза сноса из-за расширения аэропорта. В ситуацию вмешались власти города, которые договорились с управлением защиты памятников истории и администрацией аэропорта о сохранении здания. В 2004 году для спасения аэровокзала его пришлось перевезти на новое место. Сейчас в нём располагается музей авиации.

Поделиться

Екатеринбург, 1937

Аэропорт «Уктус» появился на месте современного Ботанического района в двадцатые годы, а аэровокзал был построен только в 1937 году. В 1954 году, после открытия пассажирского терминала в Кольцово, дальние рейсы были перенесены туда, а аэропорт «Уктус» обслуживал полеты в города области до 1985 года. Потом лётное поле застроили многоэтажками, а в здании расположились офисы авиационных ведомств, которые переехали из него несколько лет назад. Сейчас аэровокзал пустует.

Поделиться

Аэровокзал находится в государственной собственности. При этом, несмотря на необычную архитектуру и значимость для истории города, власти отказались вносить его в список объектов культурного наследия. Рядом с аэровокзалом сейчас строится большой торговый центр, и застройщик хочет снести здание, чтобы застроить заодно и его участок.

Здание хорошо сохранилось, но чтобы привести его в порядок, нужна реставрация, которая требует денег и политической воли местных властей — им нужно договориться о судьбе здания с федеральными собственниками. Здесь можно разместить музей, библиотеку или культурный центр для жителей района. Всего этого здесь очень не хватает, это признают и чиновники в администрации города.

Примерно так аэровокзал выглядел бы после реставрации

Примерно так аэровокзал выглядел бы после реставрации

Поделиться

Поделиться

Но пока губернатор и мэр хранят молчание и не выражают никакой позиции. Некоторые чиновники из администрации города соглашаются с тем, что здание неплохо бы сохранить, но конкретных шагов никто не предлагает. По сути, отсутствие заинтересованности в сохранении культурного наследия со стороны местных властей дает федеральным чиновникам сигнал о том, что здание можно отдать под снос застройщику торгового центра.

Для того чтобы наши города становились комфортными и интересными, люди должны начать требовать от властей бережного отношения к истории города, а власти — проявлять намерение сделать город лучше и работать в этом направлении.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК54
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ5
  • ПЕЧАЛЬ4

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter