E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

пасмурно, без осадков

ощущается как +6

3 м/c,

вос.

745мм 43%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Город 300-летие Екатеринбурга карточки Завод, который построил город: история предприятия с железобетонным уральским характером

Завод, который построил город: история предприятия с железобетонным уральским характером

Архивные фотографии и воспоминания очевидцев о строительном буме, который и не думает заканчиваться

Расскажем в 6 карточках, как одно предприятие изменило Екатеринбург

В год 300-летия Екатеринбурга юбилей отмечает завод, принимавший активное участие в создании сегодняшнего облика уральской столицы. Ровно 70 лет назад было принято решение построить в Свердловске предприятие по производству железобетонных изделий. И это стало первым шагом к строительной революции в городе, большая часть населения которого в середине прошлого века еще ютилась в бараках без централизованного отопления и водопровода. Какими были эти семь десятилетий в истории завода ЖБИ и что происходит с предприятием сейчас, после того как в его модернизацию федеральный застройщик — «Группа ЛСР» — вложил более миллиарда рублей? Мы подняли архивы, поговорили с очевидцами и готовы рассказать, чем современное индустриальное домостроение отличается от советских «панелек».

  1. Большая комсомольская стройка
  2. Как рос город на «бетонных дрожжах»
  3. Время рекордов, экспериментов и... Ельцина
  4. Эмжековцы строят свой город в городе
  5. Новая эра индустриального домостроения
  6. Что ждет дальше легендарное предприятие
1

Большая комсомольская стройка

Завод ЖБИ строили комсомольцы в 1950-е годы
Сотни молодых ребят и девушек возводили завод, который стал драйвером большой стройки в Свердловске
Строители работали в непростых условиях
Спустя 70 лет завод, который строили комсомольцы, выглядит так
1 из 4
Завод ЖБИ строили комсомольцы в 1950-е годы

В 1950-е годы на месте Чистовского торфяника на восточной границе Свердловска развернулась большая комсомольская стройка. Сотни молодых людей и юных девушек, членов ВЛКСМ, приехали из различных уголков страны по комсомольским путевкам строить завод железобетонных изделий. В диком непролазном месте в тяжелых условиях, самоотверженно, лопатами, кувалдами и голыми руками в мороз и зной они возводили предприятие, благодаря которому город вступил в совершенно новую строительную эру. Многие из них потом остались работать на заводе и посвятили ему всю жизнь.

— Мы, когда корпус формовочного цеха строили, копали траншеи, — вспоминала ветеран завода ЖБИ, приехавшая на стройку молодой девушкой. — Внизу каменщики сидели, а мы, девчонки, камни им кидали — фундамент. Камни здоровенные привезет машина, а мы их передаем. Которые поднять не могла, я помню, присяду на коленки, закачу к себе, гуськом до канавы дойду и сброшу вниз.

Молодой энтузиазм и взаимовыручка дали свои плоды, и уже в 1957 году ввели в эксплуатацию первую очередь завода и начали выпускать пилотную продукцию — многопустотную железобетонную плиту перекрытия. Так Свердловск сделал первый шаг в сторону крупнопанельного домостроения, а новый завод ЖБИ стал тем драйвером, который запустил в городе большой строительный бум.

2

Как рос город на «бетонных дрожжах»

Так выглядели советские «панельки»
Современные сборные дома внешне не отличить от монолитных
1 из 2
Так выглядели советские «панельки»

С момента своего основания завод ЖБИ специализируется на производстве комплектов изделий для сборного строительства — это когда здания возводят на стройплощадке из готовых комплектующих, как конструктор.

Такая технология оказалась максимально своевременной, потому что позволяла возводить дома быстро. «Панельки», которые каждый горожанин в своем районе может легко узнать по фасадам со швами между плитами, стали настоящим символом массового типового строительства. Но главное — они решали проблему дефицита жилья и позволили тысячам свердловчан переехать из бараков с печным отоплением в небольшие, но отдельные благоустроенные квартиры.

Первый четырехэтажный крупнопанельный дом из продукции завода ЖБИ собрали в 1959 году. Этот дом на Ленина, 68а стоит до сих пор. Первые панельные пятиэтажки, те самые знаменитые хрущевки, на ЖБИ построили по улицам 40-летия Комсомола и Панельной. А в 1964 году на улице Посадской семь пятиэтажек со всеми удобствами возвели в рекордные сроки — всего за 20 дней. И дальше город на продукции завода ЖБИ начал расти и вширь, и ввысь, как на «бетонных дрожжах». ЖБИ, Юго-Запад, Втузгородок, Синие Камни и Ботаника, а в наше время — Академический, Широкая Речка, ВИЗ-Правобережный, Компрессорный, Пионерский — где только не оставил свой железобетонный след завод ЖБИ.

  • 1968 г. — построена первая в Свердловске панельная девятиэтажка.

  • 1972 г. — первый 12-этажный дом.

  • 1976 г. — первый 16-этажный дом.

  • 1980 г. — первые «улучшенки» — дома новой 141-й серии.

  • 2012 г. — первый 25-этажный дом.

  • Наше время — строительство высоток до 27 этажей.

3

Время рекордов, экспериментов и... Ельцина

Сборка домов из готовых панелей осуществлялась практически с колес, что значительно увеличивало темпы строительства

Свердловск в 60–70–80-е годы был настоящей площадкой для строительных экспериментов: на заводе ЖБИ отрабатывали новые технологии и внедряли более современные типовые серии домов, экспериментировали с бетоном. Большое влияние на развитие мощностей завода оказал Борис Николаевич Ельцин. Будущий первый президент РФ до начала своей политической карьеры немало сделал для строительной отрасли родного региона. В 1963 году он стал главным инженером, а затем и директором Свердловского домостроительного комбината, в структуру которого входил и завод ЖБИ.

При Ельцине завод стал выпускать в сутки по семь комплектов панелей для 60-квартирных домов вместо четырех. Кроме того, Борис Николаевич первым предложил облицовывать фасады домов кварцевым щебнем. Будучи идеологом крупнопанельного строительства, он также принимал участие в налаживании системы поточного возведения зданий, чтобы добиться более высоких темпов строительства. Под его руководством в 1968 году пятиэтажную коробку дома возвели всего за пять дней — это был рекорд. Строители, инженеры старались увязать работу завода ЖБИ, транспорта и монтажных бригад так, чтобы сборка здания производилась практически с колес. Уже после ухода Ельцина на партийную работу свердловский ДСК установил новый рекорд, собрав в 1971 году пятиэтажку с четырьмя подъездами за 58 часов. Она находится по адресу Крауля, 72.

4

Эмжековцы строят свой город в городе

Эмжековец Вячеслав Синютин (в нижнем ряду слева) был в одной строительной бригаде с известным уральцем Владимиром Шахриным (верхний ряд в центре)
Руководители ДСК на параде 1 мая идут по площади 1905 года
МЖК «Комсомольский» был предтечей современных жилых комплексов
1 из 3
Эмжековец Вячеслав Синютин (в нижнем ряду слева) был в одной строительной бригаде с известным уральцем Владимиром Шахриным (верхний ряд в центре)

Борис Николаевич уже в должности первого секретаря Свердловского обкома компартии поддержал еще один амбициозный проект, реализацию которого взяли на себя Свердловский ДСК и завод ЖБИ. Речь идет о строительстве за Малышевским мостом в районе Каменных Палаток молодежного жилищного комплекса «Комсомольский», первый камень в фундамент которого заложили в 1980 году.

МЖК «Комсомольский» на ЖБИ стал уникальным социально-культурным явлением. Молодым энтузиастам предложили построить для себя современное комфортабельное жилье и обустроить для своих семей новую городскую среду. Так всего за десять лет на востоке города вырос современный микрорайон «Комсомольский», ставший эталоном для подобных проектов в СССР. Благодаря проекту МЖК своим первым жильем в большом городе смогли обзавестись тысячи молодых семей.

— О МЖК я услышал случайно, когда искал работу. Пришел в комитет комсомола ДСК, и мне предложили должность формовщика на заводе ЖБИ, — рассказал очевидец событий Вячеслав Синютин, сделавший карьеру от работника цеха на заводе ЖБИ до председателя профсоюзного комитета ДСК. — Работа была непростая, физически сложная, параллельно еще учился заочно в Свердловском юридическом институте. Нужно было отработать три года на заводе, чтобы попасть в строительный отряд, а потом еще год трудиться в отряде — и давали жилье. В то время в очереди на квартиру нужно было стоять 10, а то и 15 лет. А тут можно было получить жилье за 4–5 лет, при этом ты строил его своими руками. Это было удивительное время. Мы, эмжековцы, были как одна семья, все друг друга знали, общались, дружили, играли в футбол и вместе ходили на субботники.

МЖК «Комсомольский» стал прототипом современных жилых микрорайонов, создающихся по принципам комплексной застройки. Во внутренних дворах оборудовали корты и детские площадки. В микрорайоне возводили детские сады, построили школу, больницу, спортивный центр и Дом культуры.

5

Новая эра индустриального домостроения

В 2008 году завод ЖБИ вошел в «Группу ЛСР»
В модернизацию предприятия было вложено более миллиарда рублей
В современных панелях предусмотрены отверстия под коммуникации
1 из 3
В 2008 году завод ЖБИ вошел в «Группу ЛСР»

Темпы строительства, заданные в 1980-х, в непростые 90-е удержать не удалось: страна вступала в эпоху больших перемен. В 1993 году на базе Завода железобетонных изделий имени Ленинского комсомола было создано ОАО «Бетфор». И завод ЖБИ под этой маркой продолжал снабжать стройки города широкой номенклатурой железобетонных изделий.

Новая веха в истории предприятия началась в XXI веке, и вместе с этим качественный виток развития получила и сфера сборного индустриального домостроения. В 2008 году легендарный завод вошел в «Группу ЛСР», которая к тому времени уже работала в Петербурге и Москве. Крупный застройщик вложил в его модернизацию более миллиарда рублей и кардинально изменил подход к панельному домостроению.

С одной стороны, предприятие опирается на традиции прошлого и по-прежнему пронизано духом энтузиазма и новшеств. С другой — по своим качественным характеристикам советские хрущевки и брежневки, «пентагоны» и даже «улучшенки» не выдерживают никакого сравнения с современными сборными новостройками, которые возводит «Группа ЛСР».

— Чтобы улучшить качество домов, были найдены новые подходы, материалы и технологии, — рассказал Владимир Крицкий, управляющий девелоперской компанией «ЛСР. Недвижимость — Урал». — Принципиальное преимущество современных сборных домов — отсутствие наружных швов в местах соединения панелей. Именно эти стыки были самым слабым местом советских «панелек», из-за них дома были холодные. Современные сборные дома — теплые. Технологию бесшовного фасада мы применяем с 2010 года, и благодаря этому нам удается сократить теплопотери в среднем на 30%.

Кроме того, дома из сборного железобетона обладают более высокой шумоизоляцией — лучше, чем в монолитном жилье. Внешне фасады современных панельных домов тоже уже не отличить от монолитных.

Но главное — конструкции для возведения современных новостроек происходят на заводе с использованием современного высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения. Проще говоря, стены дома изготавливает не человек на глаз, а автоматизированные системы. К тому же на заводе ЖБИ действует собственная аттестованная лаборатория и отдел технического контроля, который осуществляет многоступенчатую систему проверки качества продукции. Вот почему панели покидают завод идеально ровными и красивыми, обеспечивая правильную геометрию комнат в квартире и гладкие поверхности, на которые можно сразу клеить обои.

Но главное — далеко в прошлом остались крошечные кухни и комнаты-вагончики: жителям новых сборных домов, созданных по индивидуальным проектам, доступны какие угодно планировки.

6

Что ждет дальше легендарное предприятие

Так будет выглядеть новый жилой комплекс на Азина, 16, который изменит облик Железнодорожного района Екатеринбурга
Индустриальное домостроение очень сильно эволюционировало за последние двадцать лет
«ЛСР. Недвижимость — Урал» возводит современные комфортабельные жилые комплексы с развитой инфраструктурой
1 из 3
Так будет выглядеть новый жилой комплекс на Азина, 16, который изменит облик Железнодорожного района Екатеринбурга

Сегодня завод ЖБИ продолжает менять облик города, обеспечивая качественной высокоточной продукцией масштабные жилищные проекты «Группы ЛСР». Девелопер возводит жилые проекты в разных районах города — застраивает Пионерский, Академический, Широкую Речку и родной ЖБИ. В ближайших планах — реновации бывшей промышленной территории молокозавода в районе улицы Азина в Железнодорожном районе.

Жилой комплекс «Азина, 16» будет включать шесть разноэтажных зданий с подземными паркингами, развитой коммерческой инфраструктурой и детским садом на 100 мест. Кроме того, застройщик поучаствует в реконструкции школы № 75.

Сам завод тоже переживает реновацию. На территории его неиспользуемых цехов после модернизации предприятия возводят жилой квартал «Малахит». Здесь расположатся дома от 10 до 26 этажей. Дворы будут закрыты от машин, а внутреннюю территорию отведут под прогулочный бульвар и другие пространства для отдыха, игр и спорта. Также в рамках возведения ЖК предусмотрена реконструкция школы № 82 на тысячу учеников и строительство детского сада.

Завод ЖБИ, на продукции которого почти семь десятилетий рос и развивался город и на чьих проектах можно проследить строительную эволюцию уральской столицы, продолжает свою работу. На сегодняшний день он производит железобетонные изделия для возведения 200 тысяч квадратных метров жилой недвижимости в год. А его руководство и «Группа ЛСР» верят, что будущее градостроения именно в сборном железобетоне.

Застройщик ЖК «Малахит»: АО «Специализированный застройщик "ЛСР. Недвижимость — Урал"». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф. Продажи осуществляются по договорам участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Продажи квартир в жилом комплексе «Азина, 16» не осуществляются.

ПАО «Группа ЛСР», www.lsr.ru.

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления