По истечении года после возвращения из почти полугодичного пребывания в США, я никак не находил в себе сил рассказать о своих впечатлениях. Не получалось. Впечатления были какие-то уж очень комплексные, с трудом поддающиеся конкретизации. Примерно, как если у вас спросят про вашу Родину – расскажите! Вот, к примеру, скажут: «Расскажите про Россию». И невольно задумаетесь – с чего начать? С природных достопримечательностей – но их слишком много, страна-то огромная. Или про Большой театр в Москве – тоже что-то не то. А может быть про зимнюю рыбалку? Или про коррупцию в районном ОВИРе? Ой, что-то совсем не в ту степь занесло. Короче говоря, примерно такая же ситуация у меня с Америкой. Вот про проездку из Штатов в Канаду рассказал, про поездку в Никарагуа с Мексикой – тоже. Не знал с чего начать, поскольку не хотел быть банальным с одной стороны, и не знал, как выразить собственные живые эмоции с другой. И вот, кажется, придумал – дороги! Да, я расскажу про американские дороги через призму воплощения американской же мечты.
Вы уже поняли, что речь будет не о количестве дыр в асфальте. Да, это тоже показатель. Но в той же Германии дороги по качеству будут еще лучше. Но это все не то. Речь вот о чем. Вспомните американский кинематограф. Невероятно большое число фильмов посвящено дороге. Американцы куда-то едут, переезжают, путешествуют, пересекают. Мотели, указатели, развязки, дороги уходящие за горизонт. Уфф, наконец, маньяки-убийцы под маской несчастных автостопщиков, пузатые шерифы, города-призраки, инопланетные нашествия, поиск сокровищ, любовь и страсти. И все это происходит, не отходя от автодорог. Это же целая культура!
Даже отбросив эмоции, надо признать, что экономика США основана на дорожной инфраструктуре. Чрезвычайно слабо развитое ж/д сообщение компенсируется фантастической дорожной сетью. Принцип таков – где в России скрипя ползет 100-вагонный товарняк, там в США пронесутся 100 тяжелых семитрейлеров. Товарняк доползет до сортировочной станции, где часть его вагонов отцепят, содержимое разгрузят на склад. На складе пересортируют, утеряв часть, а часть украв. Потом перегрузят на старенький КамАЗ и повезут в область. Там снова разгрузят на склад, рассортируют, пересчитают, недосчитаются чего-то. Перегрузят на грузовичок и повезут в сельскую лавку. У американцев этого нет. Там путь от производителя к потребителю вдвое короче. 30-ти тонный тяжелый грузовик загрузился в Нью-Йорке, взял курс в конечный пункт в Чикаго, в торговый центр. Приехал, разгрузился. Точка. Никаких промежуточных звеньев. Оптимизация максимальна. Кто-то скажет: «Так сколько же это тяжелых грузовиков должно ездить по американским дорогам?». – Да, их много, очень много. Но и дороги соответствующие – широкие, удобные, прекрасного качества.
Мне вспоминается супер-секретная идея фикс советских военачальников перегрузить межконтинентальные ракеты на поезда и замаскировать под товарняки. Такой вот ракетный поезд, якобы, будет курсировать по всему Союзу, путая американскую военщину. Прекрасно. Только парализовать такой вот поезд проще простого, ведь линии ж/д не скрыть. На Дальний Восток и подавно одна линия всего ведет из центра России. И линия эта не раз размывалась паводками, парализуя движение по Транссибу. А если война? В качестве американской задумки, попробуйте парализовать несколько тысяч автодорог, связывающих Запад и Восток Америки. Вот-вот. Впрочем, оставим сей диспут специалистам, и пусть они решают что практичнее – массивная неповоротливость, или тщедушная оптимизация.
Мне повезло крутить баранку во многих странах, начиная с половины государств Европы и заканчивая Канадой, США, Египтом, Марокко, Израилем, Турцией и прочими. И должен однозначно сказать – путешествовать по США было самым комфортным водительским опытом. Американцы живут на своих дорогах, и это сразу же бросается в глаза. Создана потрясающая страна внутри страны – Дорожная Америка. С прекрасной инфраструктурой, ориентированной не просто на проезд из точки А в точку Б, а на полноценную жизнь в пути.
Едете вы где-то в южной части штата Нью-Мексико, вокруг ровная как стол пустыня. И ехать вам еще так, как минимум, до позднего вечера, пока не достигните гор Колорадо. И тут вы видите красочный указатель «Скорее, все сюда!!! У нас тут упал инопланетный корабль!!! Всего 4 мили!!!». Поворачиваете, бог с ним, все равно надо сделать перерыв. Едете еще три минуты, и оказываетесь в ничем не примечательном городочке Расвелл (Roswell). Зато тут расположен интересный музей инопланетных цивилизаций UFO . Да, вас чуть-чуть обманули – никаких инопланетян вы тут не встретите, равно как и их звездолет. Зато погуляете по действительно интересному музею, услышите про легенду о реальном падении тут в 1947 году некоего НЛО. Было это, или нет – нам уже никогда не узнать. Но какая разница? Вам понравился музей? Вы отдохнули, перекусили? Вот и прекрасно, в путь!
Хотите посетить музей феминизма? Оказывается, бывают и такие. И в них история возникновения движения, выложенная в виде вот таких вот постеров и пояснений:
Вскоре вы будете проезжать городок под названием Лос-Аламос, где расположен американский ядерный центр. Излишне говорить о том, что тут тоже есть музей Атомной бомбы, тут есть красивый национальный парк, и тут есть чем занять себя минимум на полдня!
Вы едете еще полчаса, и начинаете «клевать носом». А тут указательно «Вы слышали про cамолеты–невидимки А-117? Нет? Тогда вам сюда!». И вы поворачиваете в направлении городка Аламагордо (Alamogordo), где вы найдете очень увлекательный музей Космоса (New-Mexico space museum ). Итак, вы уже поняли, что сегодня вам до Колорадо не успеть? Прекрасно. Тогда посещайте музей и ночуйте в одном из нескольких дорожных мотелей. Тем более, что у половины из них что ни день – акция. Всего за 39,99 долларов за двоих! Да, это вполне даже обычная цена. Чем дальше от мегаполиса, тем ближе вы к таким расценкам. Чем ближе – тем дороже. А в среднем исходите из $50-70 за двухместный номер.
А может быть вы хотите по-быстрому прокатиться на вертолете? Это не так дорого, как может показаться. Всего 250-300 долларов за час катания. Согласитесь, таких цен не найти на просторах СНГ, да и в Европе.
Но вернемся на землю, и поедем дальше!
В США великое множество национальных парков. Часть из них фантастически красивы, и достойны поездки. А часть – так себе. Есть много специализированных сайтов, где вам предлагается не только краткое описание того, что и где можно увидеть, но и маршрут во всех деталях. В том числе и для загрузки на GPS. Лично я готовился к путешествию посредством сайтов вроде: NPS (Дирекция национальных парков США), US-parks planner , GORP , и, конечно тематические путеводители по национальным паркам, издаваемые всеми крупными издательствами Lonely Planet, Bradt и другими.
Мотели
Мне понравились американские мотели. Они обычно простые и стандартные, относящиеся к нескольким сетям: Motel 6 , Motel 8 , Shell motel и т. п. Это одно-, двухэтажные здания коридорного типа. Обычно по-соседству с бензоколонкой и рядом с небольшим супермаркетом. Вы паркуетесь со стороны двери в номер, и сюда же выходит единственное ваше окно. В номере всегда душ и туалет. И утром вам полагается легкий завтрак. Лично я эти завтраки игнорировал, но дело на любителя.
Мотельный завтрак это обычно джем, тосты, корнфлекс с молоком и кофе. Эти радости для желудка не входят в моё понимание о здоровом питании, так что завтрак я совмещал с обедом и кушал плотно и вкусно в каком-нибудь буфете, где можно наедаться без ограничений за 7–10 долларов. Мотели есть везде. Буквально в каждом месте, где бы вы предполагали их встретить. Устали, хотите увидеть мотель за следующим поворотом – вы там его и увидите.
Миф о вредности американского общепита
Только ленивый не высмеивал американцев за их безудержную прожорливость и толщину туши. Это уже притча. Наблюдая за американцами в местах общественного питания, я нашел тому объяснение. Особенно ярко это проявляется в буфетах, где вы можете кушать, пока не лопните. Большинство американцев не просто выползает из таких заведений будучи в состоянии близком к размерам дирижабля. Они еще и есть нормально не умеют в массе своей. Вот сидит семейство: папа, мама, сын и дочь. Папашка с тремя подбородками, мамашка, у которой не поймешь, где подбородок переходит в грудь. И детишки. Им всего годиков восемь, но весовая категория под 80 килограммов. И таких семейств невероятно много. Удручающее зрелище. Но понаблюдайте, что они кушают, и поймете, откуда берется такой кошмар. Берем китайский буфет, в качестве наглядного примера.
Сами по себе китайцы худенькие и изящные по природе. Даже те, что родились в Америке и ощущают себя американцами. Они берут себе немного риса, немного салатов, немного фруктов, немного утки по-пекински. На десерт блюдечко фруктового рагу. Все это запивают апельсиновым соком. Все, они покушали. Теперь обратим взоры на средних американцев, так сказать, рисом не измученных. Они набирают себе полные тарелки жирных пончиков с искусственным повидлом. Они заедают пончики чипсами (картофель фри), и тут же закусывают гамбургером с сырозаменителем. И затем запивают литром Кока-Колы. Потом, в зависимости от уровня воспитания, смачно рыгают, либо стыдливо прячут выход газов под кашель. Вам уже отвратительно? И мне тоже. Но именно так питается большинство американцев. Вас все еще удивляет феномен их толщины? Кстати, все вышесказанное имеет прямое отношения к американским дорогам. Ведь наш организм это как двигатель автомобиля. Если мы заправляем себя хорошим топливом, мы красивы, веселы и здоровы. Но если заправить машину вместо горючего помоями, то и результат не замедлит себя показать, причем уже на генетическом уровне.
Мелкие американские города в дороге (одноэтажная Америка)
Будем справедливы, американская история коротка. В Америке естественным образом нет того великолепия старинной архитектуры, к которой мы привыкли в Европе. И американцы прилагают титанические усилия, дабы в этом плане преуспеть. Они превращают в достопримечательность буквально все вокруг. Иногда это им удается, иногда не очень. Вот, к примеру, едете вы себе, и на ночлег останавливаетесь в каком-нибудь городке с названием Joppe-Towne. (Да, именно так – Жопа Таун.)
Вас извещают, что живет в этом городе 5 тысяч человек. И тут есть две церкви, поликлиника, и памятник сэру Joppe, который в 18 веке только лишь сойдя на берег со шхуны, увидел сие место и решил тут поселиться. Кто такой этот сэр Жопа, что он нашел в этом богом забытом краю среди болот и малярии – сложно сказать. Но вы можете его лицезреть в виде бронзовой статуи напротив офиса шерифа. Можно сфотографироваться для галочки, и… в путь!
А есть города и вовсе богом забытые. Где половина домов заброшена жителями, а в половине живут какие-то асоциальные элементы. Но и в таком месте вы сможете увидеть какой-нибудь музей «Школьников Кукурузы», или памятник «Рыболовам–правдорубам». Можно сделать фотографию на память и потом ее подписать, мол, я возле памятника. Неважно, что вы вполне можете забыть, что это за памятник. Важно, что это момент из жизни, и каждый момент он уникален.
Иногда интересно посетить так называемые города-призраки (Ghost Towns). О, это такая же американская легенда, как и сами дороги! Вы наверняка смотрели хотя бы один ужастик из серии «Семья сбилась с пути и заехала в заброшенный город, где их съедают вурдалаки»? Так вот, эти города есть. Никакой мистики. Реальные заброшенные поселки, где когда-то жили шахтеры и золотоискатели. Потом шахты себя исчерпали, и поселки были покинуты жителями. Такого добра полно на просторах России, только вот... добраться до них сложно, да и давно там все уже загажено и разворовано. А Америка – страна дорог, помните? Тут везде можно добраться. И указатели извещают вас постоянно о том, или ином заброшенном городе. Примерно вот так:
Другие статьи автора:
Асуан - как ворота в черную Африку
Суэцкий канал: европейские города и израильские танки
Джердап – громадный фьорд в центре Европы (Сербия)
На машине по Косово (Балканы 2009)
Похождения по Нью-Йоркским крышам
Рождение и гибель первого отеля на Мертвом море
Десять дней в Латинской Америке. Часть 1, Часть 2