E1
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-3°

ясная погода, без осадков

ощущается как -6

1 м/c,

ю-в.

734мм 81%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Полезные статьи Профессия – мастер автостайлинга

Профессия – мастер автостайлинга

Следующая профессия, которую решили освоить сотрудники журнала «ГАИ», даже по автомобильным меркам совсем новая. Первый обклеенный пленкой автомобиль появился в Екатеринбурге не более 2,5 года назад. Обучение у самых опытных мастеров автостайлинга прошла дизайнер журнала Татьяна Дьячук.

Идеальный образ мастера

«Вы своим специалистом дорожите? - встретили нас вопросом, едва мы переступили порог одного из автосервисов. - Если будет хорошо работать, мы ее у вас заберем. Дизайнер - профессия, вплотную связанная с нашей работой. Ведь дизайном чаще всего занимаются творческие люди, и все они нам подходят».

Признаемся честно, мастер автостайлинга Володя явно лукавил. Под сформировавшийся в России образ наш хрупкий дизайнер совсем не подходила. Главный ее недостаток - она не парень. Это в Европе с удовольствием берут на такую работу девушек. В Екатеринбурге автостайлинг - пока чисто мужская профессия. Еще один минус - рост. Баскетболистов для оклейки внедорожников, конечно, не приглашают. Но 175 см в активе желательны. Это чтобы легко дотягиваться до крыши - самой высокой детали, которую обклеивают в автомобиле. А использовать излюбленный девушками способ увеличить свой рост - 17-сантиметровые шпильки - тоже нельзя, мастер должен уверенно стоять на ногах.



Наконец, претендентов без специального образования к оклейке автомобилей в принципе не допускают. И пусть у тебя за плечами даже радиофак УПИ, как у Володи, чтобы заниматься этим ремеслом, он закончил специальные курсы в Москве. А сейчас уже и сам предоставляет такую услугу - может взять на обучение новичка. Одной-двух недель достаточно, чтобы начинающий понял, с чем связался, что у него получается, и, вообще, нужно ли ему это все.

На этом недостатки нашей претендентки заканчивались. Дальше шли сплошные плюсы. Во-первых, Таня не пьет. Это значит, что руки у нее никогда не дрожат. Во-вторых, хорошо рисует. И пусть при работе с материалом приходится чаще орудовать не карандашом, а специальным японским ножом, напоминающим канцелярский, рука должна быть твердой и хорошо слушаться мастера.

В-третьих, она идеальная чистюля. Любая соринка или волос, оставшиеся на подготовленной под оклейку поверхности автомобиля, будут рельефно выделяться, когда пленка примет форму детали. При нанесении материала можно работать без кепки, но при этом придется внимательно следить, чтобы на поверхность ничего не попало. Еще и поэтому оклейка производится только в чистом помещении с твердым бетонным или кафельным полом, с которого ничего не летит (сквозняки тоже не допускаются). При хорошем освещении, чтобы можно было увидеть и моментально устранить все недочеты. И при температуре не ниже +20С. Все пленки для оклейки хорошо тянутся, но только в тепле.

И, наконец, наш дизайнер - спокойный и умеющий концентрироваться человек. Как раз то, что нужно в этой кропотливой и требующей предельного внимания работе.

Начнем, помолясь

Итак, перед нами стоял белоснежный Ford Focus. Рядом лежал большой кусок черной виниловой пленки Hexis с глубокой бархатистой текстурой. Испортить дорогую французскую пленку (а российские пока никто не производит) мы не боялись - ее бесплатно предоставил для эксперимента сервис. Можно было работать со спокойной душой. За машину тоже не очень переживали - она принадлежала одному из работников автосервиса. Он давно хотел обклеить крышу и спойлер и воспользовался удобным моментом. Кроме того, основные работы по оклейке крыши должны были выполнить сами мастера. Для освоения профессии нашему дизайнеру выделили крышку бензобака и остаток пленки размером 20х20 см.

Тепловая пушка запылала и загудела: она должна обеспечить необходимую температуру. Убрав волосы и сняв с рук все кольца (как образно выразился наш наставник, руки должны быть чистыми, без всяких навесных деталей), мы готовы были приступить к работе. Но тут увидели на стене… молитву. Молитву на рабочем месте.

«Господи! Начиная новый день, я хочу благодарить Тебя за данную мне возможность иметь работу. Благодарю тебя за труд, который я совершаю, за людей, с которыми я общаюсь, и за средства, которые я получаю. Дай мне мудрости в общении с моими коллегами. Помоги мне в любой ситуации сначала думать о людях, а потом о моем собственном благополучии. Помоги мне быть честным в деловых отношениях и ответственным в задачах, поставленных передо мною. Аминь!» — прочитали и, помолясь, приступили к делу.



Мануальная терапия

Пока один из мастеров снимал антенну (при оклейке на поверхности, как и на руках, не должно оставаться никаких навесных деталей), а второй обклеивал край лобового стекла специальным скотчем, мастера автостайлинга взялись за обезжиривание поверхности крыши. Для этой операции используются специальные салфетки с нетканевой основой: на лакокрасочном покрытии автомобиля не должно остаться ни одной ворсинки. Сначала тщательно прошлись обезжиривающим средством, по запаху и цвету напоминающим очищенный бензин. Затем смочили салфетку чистым медицинским спиртом и убрали все разводы.

Стало совсем не понятно, почему в этой профессии все-таки нет девушек. По крайней мере, подготовительный этап автостайлинга - чисто женская работа. Как минимум раз в неделю почти каждой из нас приходится проделывать одни и те же процедуры: «удалять» пыль в квартире, убирать капли и разводы с зеркальных поверхностей и мыть посуду до блеска, чтобы скрипела. С автомобилем - аналогичная история. И подготовка заняла не меньше, а то и больше времени, чем сама оклейка.

Наконец, наш учитель со своим бессменным помощником взяли в руки пленку. Быстро замерили рулеткой длину крыши. Развернули материал и тут же на весу отрезали нужный кусок. Сняли защиту с самоклеящейся поверхности. Позвали на помощь еще двух человек и, натягивая с четырех концов, положили огромный кусок на крышу.

Дальше пошла работа ракелем - пластмассовым инструментом, с помощью которого выгоняется воздух. Кто хотя бы раз в жизни клеил обои, может примерно представить, что это такое. В считанные минуты пленка как будто срослась с поверхностью автомобиля, приняв все очертания формы крыши. Аккуратно, все так же на весу срезав остатки материала по всему периметру, ребята начали заводить 4-миллиметровый край внутрь технических зазоров, как будто специально для этого предусмотренных. Отложив в сторону ракель, они работали только подушечками пальцев, как бы проводя мануальный массаж автомобиля под струей обжигающего тепла электрофена. И пленка покорно и ровно, без единого залома и складки обтягивала поверхность, которая словно приобретала вторую кожу.



Вторая кожа

Любой материал, и фактурный, и прозрачный, действительно становится для автомобиля второй кожей. Как ламинат защищает бумагу, так и пленка предохраняет лакокрасочное покрытие машины от любого воздействия — битумных пятен, тополиной почки, ультрафиолетовых лучей и выгорания. Кстати, сейчас состоятельные екатеринбургские автомобилисты обклеивают свои машины, скорее, из эстетических соображений. Одним хочется придать машине дополнительный блеск и глянец. Другие выбирают фактурную пленку «под карбон», чтобы добавить автомобилю спортивности. Вот и владелец «Форда» решил выделиться в потоке. Черная матовая крыша эффектно контрастировала с белоснежной поверхностью автомобиля.
Изначально же применять пленки в Европе начали вовсе не для красоты, а в чисто практических целях. Одной из таксомоторных компаний требовалось около сотни абсолютно одинаковых желтых автомобилей. Цвет, как понимаете, не такой уж и популярный. Да и потом продать солнечно-лучезарные автомобили было бы куда сложнее, чем машины в более традиционном цвете. И ее владелец, закупив сотню черных машин, полностью покрыл их желтой пленкой, нанеся сверху дополнительную маркировку в виде шашечек и номеров телефонов компании. А после нескольких лет эксплуатации пленку с поверхности удалили и на рынок выставили автомобили первозданно черного цвета.

Мы не собираемся делать рекламу винилового стайлинга. Пленки тоже царапаются. Например, на бархатистой поверхности выданного нам образца можно легко сделать какой-нибудь рисунок. Вот и мы написали буквы логотипа нашего журнала. Но необычный эффект этого материала состоит в том, что под воздействием высокой температуры графитовое слово «ГАИ» прямо на глазах испарилось. Пленка приобрела свой изначальный вид. Как объяснил Володя, потертости, риски и даже неглубокие царапины могут исчезать с ее поверхности летом и под жаркими лучами припекающего солнца.

Трудности перехода

Но вернемся к нашему «Форду». Пока всеми манипуляциями с пленкой занимались Володя и его помощник, работа выглядела элементарной. Отрезал, приложил, пригрел феном, разгладил - готово. Только взяв в руки нож и ракель, можно оценить всю сложность этой кажущейся простоты. Моментально возникает столько мелочей и нюансов, о которых ни рассказать, ни показать. Тот же нож - даже человеку, который привык обращаться с кистью и карандашом, невероятно трудно с первого раза угадать нужный нажим и направление реза. Нажал чуть сильнее - вот тебе и царапина на лакокрасочном покрытии детали. Изменил на пару градусов угол наклона - отрежешь несколько лишних миллиметров. И кусок сразу можно выбросить, его края уже не заведешь внутрь по контуру детали.

Работа с ракелем еще сложнее. Тут надо учитывать и угол наклона, и силу нажима, и направление движения. Если посильнее нажать, легко повредить саму пленку. Когда меняется форма детали, меняется и угол наклона ракеля. Как и когда - приходит только с опытом. Чуть-чуть ошибся и выбрал неправильное направление - и воздух зайдет в тупик, образуется пузырь.

Конечно, на этот случай в арсенале мастеров предусмотрен специальный инструмент, один в один похожий на обычную ручку. С ее помощью пузырь прокалывается, воздух выгоняется, а затем пленка прогревается и приклеивается. Место прокола настолько мало, что ничего не заметно. Но это лишние время и нервы.

Чтобы понять всю сложность этого ремесла, надо взять кусок пленки и попытаться самостоятельно ее приклеить. Вот и над лючком бензобака наша дизайнер корпела примерно столько же, сколько ребята обтягивали крышу. Но так и не решилась самостоятельно отрезать пленку по контуру вдоль ребра лючка. Страшно. Хотя после прочитанной молитвы Господь должен был нам благоволить, но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. В три пары рук лючок все же был обклеен. И выглядел вполне симпатично.
«Потом владелец автомобиля захочет, скорее всего, и ручки обклеить. Оставьте ему телефончик», - так оценил плоды совместного творчества всегда оптимистично настроенный Володя.

А по-другому в этом деле, требующем предельной концентрации, нельзя.
Кстати, это была третья профессия (после автомойщика и шиномонтажника), которую осваивали сотрудники нашей редакции. И надо быть честными — самая сложная.

Ну а если вы встретите на дороге белый Ford с матово-черным лючком, не удивляйтесь. Наша работа.

Читайте также: Профессия - шиномонтажник.

Информация предоставлена журналом «ГАИ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления