Согласно распространенному заблуждению, традиционно считается, что на психфак идут главным образом те, кто хочет упорядочить и направить в нужное русло собственных многочисленных тараканов. Основной мотив эгоистичного выбора образования действительно таков, а суть заблуждения в том, что собственные тараканы не побеждаются ни в теории толстых академических стен, ни в практике холодных психиатрических ванн.
Приятно, что в данном художественном фильме нам показаны не монстры от психологии, но именно люди, и пусть их фамилии синонимы основ теории психоанализа, тут они просто люди, которые, может быть, чуть лучше других осознают истинные причины своих поступков. Сюжет: в швейцарской клинике молодой доктор Карл Юнг лечит от мазохизма русскую еврейку Сабину Шпильрейн, время от времени вступая в полемику с Зигмундом Фрейдом, который наблюдает их органично завязывающийся роман сквозь научную переписку.
На второй план уходят научные построения и диспуты, но первом остаются чисто человеческие приземленно биологические или даже бытовые страсти, так знакомые и понятные нам.
Нерушимый союз и брак по расчёту настоящих арийцев Карла и Эммы Юнг и их холодный снобизм по отношению к еврейской кастовой обреченности, фатальности страстей Фрейда и Шпильрейн. Очень полно вырисованная картина преданной (в обоих смыслах) жены-аристократки аукнется в сердцах многих женщин, знающих, чувствующих, тоскующих но.. [впишите сами] – любящих, терпящих, боящихся. Аналогичным эхом откликнется в вас возбуждение, порок и желание, страсть и влюбленность к нему (к ней) – единственному(ой), мечты о ребенке, возможность искренне разделять все на свете: от поз в кровати, до музыки Вагнера, ощущение полета и счастья от понимания и растворенной границы настоящей близости. И наоборот, красивый пейзаж всегда оттеняется желанием использовать, чувством вины перед обществом, супругом, детьми. Это приправлено слабостью и страхом расставания с достигнутым комфортом, очевидными преимуществами сытой одобряемой жизни, самокопанием и поисков отличий «любви» и «страсти». Знакомо? Типовые эмоции треугольников нашего быта.
Цитата: «Иногда нужно совершить подлость, чтобы жить».
Заменим без стеснения «иногда» на «всегда» – и получим качественную картинку нашего мира. Да, и подлецы обыкновенно переживают всех. Об этом кино. А творит эту банальщину, еще один еврей – Дэвид Кроненберг, и чрезвычайно искусно, поверьте.
Добротный подбор актеров. Юнг в исполнении Майкла Фассбендера, холоден, осторожен и почти бесстрастен в панцире светских норм и кастовых правил, но романтичен, наивен, фантастичен, и бесконечно эгоистичен внутри, что позволяет ему одновременно быть плодотворным ученым и подонком с чистой совестью. Фрейд в исполнении любимца Кроненберга неузнаваемого Вигго Мортинсена (да-да Арагорн из «Братства кольца»), вызывает приязнь и теплые чувства живого и эмоционального вздорного старика, волей неволей вовлеченного в наблюдения за перипетиями романа Юнга и Шпильрейн. Эпизодичный Венсан Кассель в роли Отто Гросса – в привычном амплуа опасного, но беззащитного безумца.
Прекрасное гармоничное правильное лицо Киры Найтли (Шпильрейн) обычно успокаивает и ласкает взгляд, но здесь, в доказательстве себя настоящей актрисой, она, вместе с адским изломом членов тела, генерирует такое качественное первосортное безумие – что сковывает холодом отвращения, как от экскурсии в дурдом. Она же позже – дикая страсть в глазах и повадках женщин колена израилева, вперемешку с возбуждающей покорностью. За тупое удовлетворенное лицо самодовольного животного получающего сладкое удовольствие от порки – ей вполне можно выписать какую-нибудь статуэтку. Найтли здесь на нерве переиграла всех партнеров своей откровенностью и смелым эротизмом.
В итоге, вышло прекрасно сыгранное, красиво поставленное, но весьма статичное мелодраматичное эстетское кино, с какого часто уходят с середины или засыпают на чьем-нибудь плече. Смотреть с эмоцией могут отъявленные романтики или выпускники психфаков, возмущенные топорным голливудским искажением биографий любимых авторов от науки. Но не про них «Опасный метод», не про них.