
Девушка шесть лет прожила в Израиле, но переехала в Екатеринбург из-за безопасности
Еврейка из Екатеринбурга Алиса Ваксман рассказала, как израильтяне переживают обострение конфликта на Ближнем Востоке. Она переехала на Урал несколько месяцев назад из-за соображений безопасности.
«Много друзей осталось в Израиле. Они, слава богу, живы, каждый день держу с ними связь, но все они практически не спят. Сирены и тревога начинаются в основном ночью. Бывает и по всей стране», — поделилась Алиса в разговоре с E1.RU.
В ночь на 13 июня 2025 года Израиль начал операцию «Нация львов» и нанес удары по ядерным объектам Ирана (Арак, Фордо, Натанз). В результате были убиты высокопоставленные военные и ученые. Это спровоцировало ответные ракетные атаки Ирана по Израилю, включая Тель-Авив и Беэр-Шеву. Обе стороны ежедневно обмениваются ударами, используя ракеты, дроны и авиацию. Эскалация привела к жертвам среди мирного населения и угрозе ядерного кризиса.
По данным Минздрава Ирана, в стране начиная с 13 июня погибли более 220 человек и не менее 1,8 тысячи пострадали. В Израиле заявили, что от иранских ударов погибли более 20 человек, свыше 800 получили ранения.
Жители почти все время сидят в бомбоубежищах. Многие выглядят уставшими, из-за воющих сирен они не могут выспаться. Хотя большинство уже привыкли к такой обстановке из-за частых военных конфликтов в стране.
«Друзья вздрагивают от любых сигналок. Но так вообще бодрячком, настроение хорошее, шутят, как обычно. Это же внезапно началось, писали в новостях, что нас ждет. Конечно, не к таким масштабам, как сейчас, но были готовы», — рассказала еврейка.
Почти в каждом доме и в каждой квартире в Израиле есть специальная комната, где можно спрятаться во время прилетов. У них даже есть специальное название — мамад.
«Мамад» — это укреплённая комната в квартирах и домах, созданная для защиты людей во время ракетных ударов, взрывов, химических атак и других чрезвычайных ситуаций.
Обычно она занимает не меньше 9 квадратных метров, высота потолков — 2,5 метра, а стены имеют толщину от 25 до 30 сантиметров. В комнате установлены металлические ставни на окнах, герметичная бронированная дверь и система фильтрации воздуха на случай химической опасности.

Девушка показала, как выглядят ставни в специальных комнатах-убежищах
Таких комнат нет только в очень старых домах, но их жители всегда могут добежать до соседних.
«Но многие все равно не прячутся. Кому-то лень, кто-то не успевает. Сейчас система получше, потому что заранее предупреждает, что будет возможен обстрел, а раньше в некоторых регионах нужно было где-то за минуту добежать. Старики даже не пытались. Когда я в аэропорту работала, они даже из машины не вылезали, я их умоляла бежать прятаться», — вспоминает девушка.
Новая система оповещений работает через телефон. На специальное приложение заранее приходит предупреждение. Звук уведомлений нельзя отключить. Программа использует данные GPS, поэтому уведомления поступают только тем, кто находится в опасной зоне. Сообщения доступны на иврите, русском и английском языках. Через некоторое время после уведомлений на улице начинает выть сирена.

Вот, как выглядит само приложение
После обострения конфликта многих резервистов призвали в армию. В Израиле наравне служат как мужчины, так и женщины. Репатрианты тоже подлежат призыву. Но Алису бы не взяли, даже если бы она еще находилась в стране.
«Я не в запасе. Когда я заканчивала службу, врач умолял меня выйти раньше, потому здоровье пошло под откос. И когда я вышла, мне даже инвалидность хотели дать, но я отказалась. Мои войска сейчас стали боевыми, но я им там вообще не нужна», — написала Алиса в своих соцсетях.
В Израиле нашлось немало женщин, не боящихся службы в армии. Правда, им доступны далеко не все боевые специальности.
«Подруга у меня занимается разбором завалов и поиском людей, так что она с первого дня там. Она хотела идти в парашютистки, но женщин туда не берут, поэтому пошла во что-то типа МЧС. Надо понимать, что это, конечно, всё страшно, но сейчас в интернете очень много вбросов и фейков по этой ситуации», — поделилась девушка.
Алиса Ваксман родилась и выросла в Екатеринбурге. После школы она переехала в Израиль, где прожила в общей сложности шесть лет. Девушка прилетела в уральскую столицу в мае 2024 года из-за постоянных терактов.

Мне все сказали, что молодец, что уехала. Ещё когда я там была, по нам Иран стрелял, но обошлось. А сейчас я бы там от инфаркта бы скончалась.
В ноябре прошлого года Алиса дала интервью о жизни на Ближнем Востоке. В разговоре с E1.RU она рассказывала, каково быть женщиной на службе и почему в Израиле невозможно чувствовать себя в безопасности.
Тем временем конфликт Ирана и Израиля продолжает разгораться. Почитайте про главное, что там происходит.