Скуку — долой! Из рамок — вон! Эпатаж и манифест! Так запросто мог бы звучать слоган русского авангардизма, который стремительно объединил вокруг себя художников, музыкантов и писателей нового времени, только начавшегося XX века. Они устали от классики и традиций, они искали истину в непривычном и незнакомом. В том, что уже совсем скоро прогремит на всю страну радикальным «Черным квадратом» Малевича.

И хотя Малевич стал едва не синонимом авангардизма, пионером движения был вовсе не он.
И путешествуем
по истокам
одного из самых
нестандартных
художественных
направлений
Рассказываем
о пионере
русского
авангарда
Его ученица придумала
«Рабочего и колхозницу»
Бунтарь от искусства, один из основателей одного из самых крупных авангардистских объединений — «Бубнового валета», несправедливо обделенный вниманием общественности художник — всё это Илья Машков.
«Бубновый валет» — это провокация
и творческий мятеж против «буржуазных пережитков»
Экспозиция подготовлена Государственной Третьяковской галереей совместно с ВТБ. Банк является большим поклонником искусства и уже не в первый раз поддерживает культурно-просветительские проекты: две большие выставки искусства XX века «Наш Авангард» в Русском музее и «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» в Третьяковке идут прямо сейчас.
В молодости Машков был радикальным модернистом, обожал писать натюрморты, портреты, тяготел к гиперболизации, наивному искусству и народным сюжетам. Особое внимание юный художник уделял экспериментам с цветом.
Машков И. И. Натюрморт с красной рыбой (Натюрморт с сигом). 1923. СССР.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Григорьев Б.Д. Портрет Ильи Машкова. До 1939 года. Источник: Wikipedia.org.
Машков И. И. Снедь московская. Мясо, дичь. 1924.
Государственная Третьяковская галерея.
Машков И. И. Портрет дамы в кресле. 1913.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Машков И.И. Дама с китаянкой. Портрет Е.И. Киркальди. 1910. Государственная Третьяковская галерея.
Машков И.И. Портрет Е.И. Курлянда. 1909. Государственная Третьяковская галерея.
Уже в названии этого московского объединения русского авангарда сквозил вызов обществу. Оно отсылало и к азартным играм, и к робам каторжников, на спинах которых изображали ромб, похожий на бубновую масть.
На языке живописи члены общества говорили брутально и привлекая внимания большими форматами и яркими красками.
C его ранних холстов сочатся спелые оттенки,
стихийность и эмоциональность сюжетов
На вопрос (учителя), хочу ли я учиться рисованию, я задал ему тоже вопрос: а разве этому учатся?
Илья Машков
Машков И. И. Натурщицы. 1918.
Государственная Третьяковская галерея.
Машков И. И. Портрет Варвары Петровны Виноградовой. 1909. Государственная Третьяковская галерея
Машков И. И. Фрукты на блюде. 1910. Государственная Третьяковская галерея.
Машков И. И. Женевское озеро. Глион. 1914. Государственная Третьяковская галерея.
Позднее от буйного и непокорного авангардизма Илья Машков перейдет к социалистическому реализму. А одна из его учениц Вера Мухина создаст, пожалуй, самую «советскую» монументальную скульптуру «Рабочий и колхозница».
«Уникальность его мировосприятия, поведения, речи, художественного выражения является как причиной обособленности его искусства, так и недооцененности широкой публикой», — так пишет о художнике одна из главных исследовательниц его творчества Ольга Малкова.
Обзор большого метафизического путешествия художника-авангардиста по России — от родной станицы Михайловской до Третьяковской галереи — подготовлен совместно с банком ВТБ.
Машков И. И. Колхозница с тыквами. 1930. Волгоградский музей изобразительных искусств им
И. И. Машкова
Как распространялся авангардный «синдром», проследим в интерактивной летописи по следам Машкова и его наследия
Благодаря Илье Машкову о русском авангарде заговорят за рубежом, а желанием выходить за рамки заразятся творцы по всей России.
его румяная колхозница с тыквами в руках
станет эталоном для художников
революционной России
1879
Курск
1879
Курск
1881
Волгоград
1881
Волгоград
1916
Саратов
1916
Саратов
1913
Екатеринбург
1913
Екатеринбург
1919
Казань
1919
Казань
1920
Оренбург
1920
Оренбург
2025
Москва
2025
Москва
Свайпайте вправо
1879
Курск
1879
Курск
1881
Волгоград
1881
Волгоград
1916
Саратов
1916
Саратов
1913
Екатеринбург
1913
Екатеринбург
1919
Казань
1919
Казань
1920
Оренбург
1920
Оренбург
2025
Москва
2025
Москва
Курск
Где посмотреть Машкова в Курске
1879
где долгое время жил идеологический враг Машкова
Курская областная картинная галерея им. А. А. Дейнеки
«Триумфальные ворота на въезде в город Курск», 2010. Автор: Георгий Долгопский. Источник: Wikipedia.org. Creative Commons Attribution License Version 3.0: creativecommons.org/licenses/by/3.0/
Курская областная картинная галерея им. А. А. Дейнеки. Здесь хранятся работы известных авангардистов — Роберта Фалька и Александра Осьмеркина. Кстати, Роберт Фальк целый год проучился в частной студии Ильи Машкова, у которого была особая манера преподавания и обучения живописи. Ее он выработал, когда сам получал художественное образование. В будущем основанная им школа станет центральной студией для Ассоциации художников революционной России.
В этом году в Курск вместе с семьей переехал Казимир Малевич. Его с Ильей Машковым связывает или, скорее, разъединяет идеологическая вражда. Хотя он принял участие в первой выставке «Бубнового валета», одним из основателей которого был Машков. Но в 1912-м произошел раскол: часть художников, среди которых был Малевич, тяготела к радикализму, эпатажным акциям и выставкам. Вражда длилась четыре года, пока в 1916 году Илья Машков не ушел в «Мир искусства» — одну из самых влиятельных творческих группировок в XX веке.
«Памятный знак Героям-лётчикам 16-й воздушной армии», 2018. Автор: Шпаков Илья Владимирович. Источник: Wikipedia.org. Creative Commons Attribution-ShareAlike license 4.0 International: creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0
Памятник В. И. Ленину на Красной площади города Курска. Автор: Эстади. Источник: Wikipedia.org.
Илья Машков — уроженец станицы Михайловской, находящейся в Волгоградской области. Любовь к малой родине будет отражена в теплых пейзажах и мотиве изобилия: на натюрмортах живописца всегда много простой, но аппетитной еды, традиционно «южных» фруктов, а в вазах только полевые цветы. Именно здесь художник создаст «Колхозницу с тыквами» в 1930 году.
Здесь хранится 100 работ художника — это самая большая региональная коллекция. Помимо произведений в архиве музея можно найти документы, фотографии и редкие рукописные материалы 1920–1930-х годов.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова
где родилась «Колхозница с тыквами»
1881
Где посмотреть Машкова в Волгограде
Волгоград
Волгоградский планетарий. Скульптура «Женщина мира». © Алексей Волхонский
Вид на Центральную набережную Волгограда. © Алексей Волхонский
Машков И. И. Колхозница с тыквами. 1930. Волгоградский музей изобразительных искусств им
И. И. Машкова
Вид на проспект Столыпина в Саратове
Саратов — столица протоавангарда. Художники саратовской школы живописи принадлежали к символизму, их картины уже отходили от традиций классической школы, но мотив недосказанности и необходимость подвергать творчество философскому взгляду прокладывали дорогу к будущим реформам в мире искусства.

Илья Машков объединится с саратовскими творцами в 1916 году, когда вступит в объединение «Мир искусства» — междисциплинарную организацию, одну из самых известных группировок Серебряного века. В 1921 году Машкова изберут председателем московского отделения мирискусников.
Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева. Здесь хранятся ранние работы Ильи Машкова периода 1912–1922 гг.
откуда проложили путь к реформам в искусстве
1916
Где посмотреть Машкова в Саратове
Саратов
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Саратове
Машков И. И. Натюрморт с красной рыбой (натюрморт с сигом). 1923. СССР.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Екатеринбург — столица конструктивизма, а конструктивизм — самобытное направление советского авангарда. Монументальные здания, четкие линии и понятные формы. Нет данных о том, посещал ли Машков Свердловск, но он бы точно оценил масштаб и зрелищность — это те черты, к которым тяготел сам живописец в своем творчестве.

В 1920-х годах уральская столица застраивалась ансамблями в стиле конструктивизма, и сейчас яркие примеры из прошлого можно найти на каждом шагу: Дом печати, Главпочтамт, Дом обороны, гостиница «Исеть» и так далее.
Здесь хранятся портреты 1913 и 1918 года, на которых можно видеть, как творчество Машкова переходит на новый этап: краски уже не такие кричащие, картины выглядят более спокойными. Художник обращается к неустаревающей классике, но из-под его кисти она выходит живописной.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
где целый город будто нарисован авангардистами
1913
Где посмотреть Машкова в Екатеринбурге
Екатеринбург
Машков И.И. Портрет дамы в кресле. 1913.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
«Женский портрет с зеркалом», 1918. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Автор: Екатерина Егорова. Источник: Wikipedia.org.
Дворец земледельцев в Казани
Казань в начале XX века считалась периферией России, но это не мешало новому искусству расширять свои границы. В 1919 году здесь был создан один из филиалов ВХУТЕМАСа — в оригинальной Высшей художественно-технической мастерской Москвы однажды будет преподавать Илья Машков. Последовательно на протяжении более чем 10 лет здесь будут рождаться авангардистские группировки, тяготеющие к советскому гротеску.

Одним из самых известных станет ОСТ — общество художников-станковистов, которое будет воспевать советский народ и его достижения через необычное сочетание энергичного монументализма и экспрессионизма. В составе учредителей ОСТ — Александр Лабас, преданный ученик Ильи Машкова.
Здесь хранится ранняя графика художника, выполненная углем, а также яркие образцы крымского периода творчества: на полуострове Илья Машков работал на пленэре, то есть рисовал непосредственно на открытом воздухе. Особенно его вдохновляли горные пейзажи: цветные крыши домов и тропинки, теряющиеся в глубине картины.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
где открылась альма-матер учеников Машкова
1919
Где посмотреть Машкова в Казани
Казань
Дом на Дворцовой набережной в Казани
Водонапорная башня, Оренбург.  © Елена Зинченко
Набережная реки Урал, Оренбург. © Елена Зинченко
Оренбург
Где посмотреть авангардистов в Оренбурге
1881
Здесь хранится одна из поздних работ его ученика Александра Осьмеркина — «Во дворе Эрмитажа», написанная в 1945 году.
город последователей Машкова и Малевича
Оренбургский музей изобразительных искусств
В Оренбурге Казимир Малевич лично основал филиал своего детища — УНОВИСа. Эмблемой «Утвердителей нового искусства» был черный квадрат, а занимались они оформлением агитпропаганды, настенной живописи и созданием эскизов для театральных костюмов и декораций. Руководитель оренбургского филиала Иван Кудряшов стал автором холста в стиле супрематизма для Первого советского театра в городе. В Оренбурге работал один из учеников Ильи Машкова — Сергей Богданов.
Мост «Европа — Азия», Оренбург. © Елена Зинченко
Машков И. И. Натюрморт. (Виноград, лимон и рак). 1924. Государственная Третьяковская галерея
На карте русского авангарда много мест, где отметился Илья Машков. Но именно в Москве художник провел большую часть жизни. Здесь он учился и учил, занимался декорированием гостиниц и рисовал раненых солдат в Лефортово.
Но собрать в Москве, и в любой другой точке мира, полную ретроспективу работ Машкова прежде не удавалось никому. Большинство его работ буквально «разбросало» по планете: в 1920-х годах творчество Машкова активно приобретали не только музеи, но и частные коллекционеры, в том числе и за рубежом.

Но невозможное — возможно, и в июне выставка работ Ильи Машкова, не имеющая аналогов по своим масштабам, откроется именно в Москве, в Третьяковской галерее.

От примитивистских натюрмортов 1910-х до полотен соцреализма в 1940-х — впервые посетители выставки смогут проследить, как развивалось творчество автора, что осталось неизменным, а что преобразилось под влиянием революции и вдохновляющей советской пропаганды.
Третьяковская галерея,
Кадашевская набережная, 12;
вс., вт., ср.: 10:00–18:00 (кассы и вход — до 17:00),
пн.: выходной,
чт., пт., сб.: 10:00–21:00 (кассы и вход — до 20:00);
+7 (495) 957-07-27.
Более 150 работ: живопись, графика, фотоархивы художника из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова, Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан, Пермской государственной художественной галереи, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Вологодской областной картинной галереи и других российских государственных и частных собраний.

Выставка продлится до ноября 2025 года. Генеральный партнер — ВТБ.
2025
Москва
Машков И. И. Клубника и белый кувшин. 1943. Государственная Третьяковская галерея
Машков И. И. Снедь московская: хлебы. 1924. Государственная Третьяковская галерея
Просмотров: 36344
E1Логотип sgp

Информация о возрастных ограничениях в отношении информационной продукции, подлежащая распространению на основании норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Некоторые материалы настоящего раздела могут содержать информацию, запрещенную для детей.

На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.