7 декабря вторник
СЕЙЧАС -15°С

Сильнее других пострадают ТРЦ. Как COVID-19 изменит рынок коммерческой недвижимости Екатеринбурга

По прогнозам экспертов, в городе появится много невостребованных объектов, и цена на них упадет

Поделиться

Коммерческая недвижимость в Екатеринбурге оказалась в очень непростой ситуации

Коммерческая недвижимость в Екатеринбурге оказалась в очень непростой ситуации

Поделиться

Из-за режима самоизоляции и «коронавирусных каникул» страдают практически все сферы бизнеса в Екатеринбурге. Рынок коммерческой недвижимости не исключение. Мы попросили экспертов рассказать, как пандемия коронавируса влияет на ситуацию сейчас и к чему в конце концов приведет.

О ситуации в целом


Сейчас, по наблюдениям специалиста по недвижимости компании «Этажи» Ольги Майданик, люди разделились на две группы. Первая ищет коммерческую недвижимость для вложений (из-за паники по поводу рубля и рисков потерять свои накопления). Вторая, состоящая из более опытных предпринимателей, ждет обвала цен на недвижимость, чтоб потом купить ее с очень большим дисконтом.

— Понятно, что в условиях карантина большинство помещений простаивает, и арендодатели получают запросы на каникулы и дальнейшее существенное снижение платежей. Кто-то и вовсе сейчас потеряет арендатора, — говорит Ольга Майданик.

При этом нельзя сказать, что спрос на аренду коммерции сильно упал уже сейчас, отмечает эксперт. Новые запросы по-прежнему появляются.

— У меня это в основном компании, работающие в отрасли автобизнеса (автосервисы, детейлинг, автомойки, ремонт), — говорит Ольга Майданик. — Также есть запросы от компаний общепита (небольшие форматы типа пиццерий). Региональные и федеральные сети, поставившие на поток заказы через доставку, продолжают расширяться даже в это карантинное время.

Запрос на помещения под автосервисы пока сохраняется

Запрос на помещения под автосервисы пока сохраняется

Поделиться

Директор компании «Этажи» Александр Бабушкин добавляет, что активизировались те, кто не спешил сдать помещения в аренду до ограничительных мер, поскольку сейчас усугубились ситуации в их основных бизнесах. То есть они ищут возможность компенсировать потери другими активами.

— Для собственников сейчас особо интересны арендаторы из «живых» отраслей: строители, ретейлеры, управляющие компании — те предприятия, на деятельности которых не сказались ограничения из-за карантина, — говорит Бабушкин. — Если у собственника есть выбор среди арендаторов, он будет его делать в пользу этих компаний. Мелкий бизнес, чья деятельность попала под ограничения, уходит в офисы и бизнес-центры, где их не видно и они не привлекают внимания. Например, ногтевые студии.

По наблюдениям руководителя аналитического отдела компании «Новосел» Сергея Меньшенина, все-таки большинство операций с недвижимостью сейчас на паузе. И это уже негативно влияет на рынок, как и весь текущий фон.

Сейчас большинство операций с недвижимостью на паузе

Сейчас большинство операций с недвижимостью на паузе

Поделиться

— Сам коронакризис — это одна ситуация. Основной негативный момент — это снижение цен на нефть и последующее снижение курса рубля, — уверен Сергей Меньшенин. — У нас доходы населения шесть лет не росли после кризиса 2014–2015 годов. И последние годы предприятия малого и среднего бизнеса были на грани выживания. О какой-то сверхдоходности говорить не приходится. А текущий кризис — это, конечно, серьезный удар для такого бизнеса.

О мерах поддержки


По словам специалиста по недвижимости «Этажи» Ильи Сотникова, абсолютно все на рынке аренды сейчас просят пересмотр условий. Но не всем владельцы идут на уступки.

Продуктовым сетям и аптекам в большинстве случаев отказывают в снижении арендных платежей. А вот магазины непродуктовых товаров (одежда, обувь, игрушки, мебель и прочее), а также сервисные компании (швейные мастерские, салоны красоты, кофейни) зачастую получают скидки по месячной аренде от 50 до 100%, оплачивая только коммунальные платежи.

Аптечным сетям в льготах отказывают 

Аптечным сетям в льготах отказывают 

Поделиться

— Это здравая и нужная мера для обеих сторон, — отмечает Илья Сотников. — Арендаторам нужно хоть как-то снизить расходы, чтобы пережить карантин. А арендодатели заинтересованы в сохранении хороших, постоянных клиентов, которые после завершения изоляции снова возобновят свою деятельность: пойдут посетители, будут деньги.

Александр Бабушкин добавляет, что, кроме скидок, есть другие меры поддержки. Те компании в сфере общепита, которые заходят на аренду впервые, получают арендные каникулы 2–3 месяца с момента подписания акта.

Что будет дальше


Ольга Майданик говорит, что сейчас собственники коммерческой недвижимости не спешат продавать ее, потому что сохранять деньги в квадратных метрах надежнее. Но всё может измениться.

— Скоро произойдет «слив» помещений, — уверена Майданик. — Среди арендаторов на рынке большая часть закредитованных, а также тех, у кого сдача помещений в аренду — дополнительный доход. И им вскоре могут потребоваться средства для вливаний в свой основной бизнес.

Об этом же говорит Сергей Меньшенин.

— Сейчас у нас произойдёт большое количество банкротств малого и среднего бизнеса. Те, кто не обанкротится, будут каким-то образом оптимизировать затраты в дальнейшем, в том числе на помещения, — говорит он. — Многие уже сейчас пересматривают эти вещи, будут сокращать площади. Соответственно, у нас появится много высвободившихся объектов, которые будут на рынке не востребованы. И цена, конечно, будет снижаться. Это однозначный тренд.

Всё более-менее в порядке с помещениями, где находятся продуктовые сети

Всё более-менее в порядке с помещениями, где находятся продуктовые сети

Поделиться

При этом, по словам Ильи Сотникова, в первую очередь разберут высоколиквидные объекты, даже если цены на них снизились не очень сильно.

Что касается коммерции в торговых центрах, есть несколько прогнозов.

— С одной стороны, мы можем пойти по сценарию Китая, когда даже после завершения карантина посетители не вернулись в развлекательные центры, кафе и рестораны, — говорит Александр Бабушкин. — В период самоизоляции изменились потребности и привычки людей, они не захотели возвращаться в докарантинные модели поведения.

По его мнению, не исключено, что и екатеринбуржцы будут какое-то время с опаской посещать заведения общепита и развлекательные центры.

— С другой стороны, в непродуктовом ретейле мы можем получить эффект отложенного спроса — когда семьи, лишенные на один-два месяца шопинга, начнут активно наверстывать упущенное. Эта версия наиболее вероятна, учитывая, что в Екатеринбурге на данный момент карантинные меры не такие жесткие, как были, например, в Ухани, — резюмировал эксперт.

По словам Бабушкина, в торговых центрах Москвы и Московской области сейчас происходит точечный передел.

— По прогнозам, именно ТРЦ пострадают от карантина наиболее сильно. Поэтому собственникам предлагают цену, по которой готовы выкупить их ослабленные бизнесы, — говорит он.

Эксперты прогнозируют, что ТРЦ пострадают больше всего

Эксперты прогнозируют, что ТРЦ пострадают больше всего

Поделиться

Ранее мы рассказывали, что происходит на дачном рынке. Эксперты рассказали, что цены в Свердловской области за последний год выросли на 81%.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК11
  • СМЕХ3
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ3
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
У нас есть специальная рассылка о коронавирусе и карантине в нашем городе. Подпишитесь, чтобы не пропускать новости, которые касаются каждого.