
Из-за одного документа все стройки в Екатеринбурге могут остановиться
Фото: Артем Устюжанин, Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
Екатеринбургские девелоперы забили тревогу из-за новой версии проекта приаэродромной территории (ПАТ) аэропорта Кольцово — документа, который может ограничить застройку уральской столицы. Предыдущую версию официальной бумаги в прошлом году отправили на доработку, и в ближайшее время ее должны доделать. При этом правительству Свердловской области и уральским застройщикам ее пока никто не показывал.
Пока финальная версия ПАТ не будет согласована, действует переходный период. Тяжелее всего он дается не крупным девелоперам, а тем, кто строит сам и для себя. Ведь им приходится оббегать целый ряд инстанций для получения заветных разрешений.
С чего все началось
В октябре прошлого года по заказу аэропорта Кольцово сторонний подрядчик — компания «ТрансПроект СПБ» — разработал проект приаэродромной территории, запрещающий строить новые здания на одной трети Екатеринбурга. Речь шла не только о многоэтажках, но и школах, детских садах, больницах, парках и скверах.

В случае одобрения прежней версии ПАТ строить бы запретили на трети Екатеринбурга
Фото: Анна Рыбакова / E1.RU
Поделиться
Документ взбудоражил застройщиков, ведь под запрет могли попасть стройки на Уктусе, в Академическом, Солнечном, Светлом и Новокольцовском. Поэтому они пошли к местным властям, которые настояли на доработке документа. Бумагу в результате завернули, а разрешения на начало стройки и ввод объектов в эксплуатацию начали выдавать по правилам переходного периода, установленного, пока окончательно не утвердят ПАТ.
Маленьким сложнее всего
Схема получения документов, дающих право на старт строительства на спорных землях и ввод объектов в эксплуатацию, стала выглядеть следующим образом: человек обращается в городскую администрацию, оттуда его отправляют в Росавиацию. Там он получает «путевку» в Роспотребнадзор, от которого ему нужно добиться получения санитарно-эпидемиологического заключения. Без этого никак.
— На сегодняшний день никто в администрации не может написать уведомление о начале строительства, не согласовав его с Росавиацией и Роспотребнадзором. С окончанием работ та же история, — сообщил Егор Полетаев, строящий несколько коттеджных поселков под Екатеринбургом.

Чтобы получить разрешение на начало стройки или ее окончание, нужно пройти целый квест
Фото: Анна Рыбакова / E1.RU
Поделиться

В мэрии людей направляют в Росавиацию
Фото: читатель E1.RU
Поделиться

А в Росавиации — в Роспотребнадзор
Фото: читатель E1.RU
Поделиться
Разрешение можно получить только при наличии санэпидзаключения
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
В управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области E1.RU подтвердили, что согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, и объяснили, какие документы необходимы для его получения.
— Для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (или несоответствии) [всем правилам] размещения объекта нужны следующие документы: заявление с указанием кадастрового номера участка и сведений о функциональном назначении объекта, градостроительный план земельного участка, на котором предусматривается строительство, экспертное заключение о соответствии/несоответствии объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям, — рассказал заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области Илья Власов.
За все приходится платить?
Если первые две бумаги получить нетрудно, то с третьей возникает проблема. Само получение санитарно-эпидемиологического заключения бесплатно, но для этого нужно предоставить исследование и экспертное заключение аккредитованных компаний. А за это, по словам горожан, пытавшихся согласовать начало стройки, придется заплатить от 50 до 250 тысяч рублей. И не совсем понятно, почему люди вообще должны расставаться со своими деньгами.
— Для получения заключения надо производить замеры: шум при посадке, электромагнитные волны, химические вещества. Стоит это все от 70 тысяч рублей. Возникает вопрос — а за что? Что мы вообще исследуем на участке этого человека? В законе прописано, что приаэродромная территория устанавливается в целях исключения негативного воздействия на здоровье человека.
Это неправильно, людей сделали заложниками ситуации. Ведь если бы ПАТ установили, получение санэпидзаключения не требовалось бы, ведь вся информация и так есть у Роспотребнадзора, — заявил санитарный врач, директор экспертной компании САНГиК Михаил Малоземов.
Михаил Малоземов не понимает, почему люди должны за свой счет доказывать, что их участки не оказывают влияния на аэропорт
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
Фото: Максим Воробьев / E1.RU
Поделиться
Почему за получение заключения людям приходится выкладывать круглую сумму, в Роспотребнадзоре объяснять не стали.
— В распоряжении Управления отсутствуют сведения о стоимости услуг различных экспертных организаций и испытательных лабораторных центров, — добавил Илья Власов.
Как дела у крупных рыб?
Для девелоперов, строящихся на спорных землях, переходный период такой серьезной проблемой не стал. Можно сказать, что жизнь у них идет своим чередом.
— Затянувшееся согласование приаэродромной территории Кольцово на наши проекты практически не повлияло. Администрация Екатеринбурга нашла способ разрешить юридическую коллизию, при которой девелопер должен был согласовывать стройку с Роспотребнадзором, а ведомство не могло выдать никакого заключения, так как границы зон ПАТ определены не были. Сегодня все разрешительные процедуры проходят согласно установленному регламенту, — рассказали в пресс-службе строительной компании «Брусника».
У крупных застройщиков процесс согласования уже отлажен
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Но в мэрии делиться схемой обхода правил переходного периода с E1.RU не стали.
— С момента начала действия новых правил, по информации Главархитектуры, не было выдано ни одного разрешения, — прокомментировали в пресс-службе администрации Екатеринбурга.
Что же дальше?
Правила переходного периода продолжат действовать до тех пор, пока не согласуют новую версию проекта приаэродромных территорий. А это, по словам главы Ассоциации строителей Урала Вячеслава Трапезникова, может произойти уже в ближайшее время.
— Если новую версию ПАТ утвердят в том виде, в котором мы ее видели в прошлом году или раньше, случится трагедия. Речь идет не только о застройщиках, но и обо всех, кто ведет хозяйственную деятельность. Режим зон с особыми условиями использования территорий регистрируется в Росреестре, и после этого не будет никаких механизмов, как сейчас с санэпидзаключением. Это риск для развития города. Насколько я знаю, очередная декорация проекта ПАТ была подготовлена без участия региональных властей и профессионального сообщества. Мы не видели даже техзадания, ни одного исходного документа. С тревогой ждем новую версию документации, — сказал Вячеслав Трапезников.

Перспективы дальнейшей застройки пока что туманны
Фото: Анна Рыбакова / E1.RU
Поделиться
Также он отметил, что работы над созданием ПАТ могут завершиться в любую минуту: формальные сроки на переделку уже давно истекли.