E1
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-3°

облачно, без осадков

ощущается как -7

3 м/c,

зап.

729мм 79%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Спорт репортаж Укрощая ветер: учимся летать на параплане над бескрайними полями Башкирии

Укрощая ветер: учимся летать на параплане над бескрайними полями Башкирии

Журналистка E1.RU научилась управлять крылом из ткани и поднялась на высоту 700 метров над землёй.

Полётам на параплане учат в Башкирии. Там для этого все условия – невысокие горки и большие поля.

Корреспонденты E1.RU продолжают тестировать необычные развлечения и экстремальные виды спорта. Недавно мы учились кататься на гироскутерах и сегвеях, до этого пробовали управлять картом и ездили на редком трёхколёсном мотоцикле. В этот раз от наземного транспорта мы решили уйти к воздушному. Вместо привычного отпуска на море наш корреспондент отправилась на курсы первоначального обучения полётам на параплане в Башкирию. Что из этого получилось – читайте ниже.

"Старт – машине, старт – машине", "Машина готова, машина готова", "На старте пилот Алёна, вес 55 килограмм. Пилот готов. Пошёл, пошёл, пошёл" – всё это крутится в голове с выученными наизусть интонациями сквозь шипение рации даже спустя две недели после окончания курсов парапланеристов с командой Ural Team Paraglinding.

Парапланы часто путают с парашютами, но при внешнем сходстве принцип работы у них совершенно разный. На парашюте ты падаешь вниз, немного тормозя куполом о воздух, на параплане – можешь летать часами и пролетать многие километры, поднимаясь в восходящих потоках тёплого воздуха.

Внешне параплан напоминает парашют, но лететь на нём можно как вниз, так и вверх.

Поиск этих потоков – самое сложное и интересное в полёте. Вариометр пищит, показывая, что ты поднимаешься вверх, тебя подкидывает на несколько десятков сантиметров, а потом тут же опускает – вышел из потока. Моментально зажимаешь стропу управления – клеванту – и разворачиваешься обратно, ругаясь сквозь зубы. Не видишь, но чувствуешь – где-то рядом поток, надо только его нащупать. Ещё несколько метров вправо, ещё немного… И опять писк приборов – попал. Теперь главное – крутиться по спирали на одном месте так, чтобы постепенно подниматься вверх и не выпасть из потока снова. Очень азартно.

Люди, занимающиеся одним из самых экстремальных видов спорта, на удивление, оказываются одними из самых осторожных из всех, кого я знаю. "Внимание, курсанты. Крылья в "розочку", старт закрыт!" – громко в рацию говорит инструктор, а потом поясняет, задумчиво глядя на тучу на горизонте: "К нам идёт какая-то шляпа, а если я не уверен, что она принесёт нам что-то хорошее, то я лучше подожду на земле". Через 15 минут налетают порывы, сбивающие с ног, хотя ещё недавно "колдунчик"-ветроуказатель безжизненно висел, не шевелясь.

– Этого-то мы и ждали. Собираемся, едем на базу, полёты на сегодня закончены, – говорит под разочарованный гул учлётов.

Все манёвры на земле и в воздухе проходят под чутким руководством инструкторов.

Казалось бы, чему можно научиться за две недели, когда в первый день даже на земле не можешь поднять крыло над собой? Оно вырывается из рук, сопротивляется, заваливается на бок, выдёргивает тебя вверх, когда приходит порыв ветра, а потом тащит по земле. Ты терпеливо в двадцатый раз за последние полчаса отплёвываешься от травы, раскладываешь 25 метров ткани, выгоняешь из неё кузнечиков, распутываешь тонкие ниточки строп. Пытаешься на каком-то интуитивном уровне высчитать оптимальную силу, с который надо дёрнуть за стропы, надавить на подвеску и зажать клеванты.

И на двадцать первый раз над головой послушно расправляется параплан, ты находишь точку равновесия и стоишь так с ним несколько минут, покачиваясь, зажимая и приотпуская его одними пальцами, не давая ему упасть и, кажется, даже почти не дыша. Такая игра с ветром, попытки его укротить. После таких тренировок все руки от сгиба локтя до плеча превращаются в два огромных сплошных синяка, набитых стропами.

Поднять и удержать параплан над головой получается далеко не с первого раза и не в первый день занятий.

Самое страшное (и единственное страшное) во всём курсе обучения – первая затяжка. Звучит двусмысленно, а на деле – это взлёт с поля, когда тебя тянут за трос, прицепленный к лебёдке в автомобиле. Оператор лебёдки внимательно следит в сложную систему из зеркал за тем, что происходит с пилотом в воздухе, и контролирует уровень тяги. Таким образом можно подняться на высоту до километра, в зависимости от длины троса и дороги, по которой едет автомобиль.

Очень страшно, впрочем, только в первый раз, когда не знаешь, чего ждать. В последующие – тоже страшно, но уже не очень. Опытные пилоты говорят, что избавиться от этого чувства не получается даже после многих лет полётов. Да и не надо от него избавляться – по словам инструктора, если тебе перестало быть страшно, ты решил, что ты всё умеешь и контролируешь, то сегодня тебе лучше не стартовать. Адреналин в умеренных дозах заставляет мозг работать быстрее, движения становятся чётче, и даже зрение, кажется, острее.

Старт на лебёдке – пока тебя тянет трос, нужно следить, чтобы крыло не развернулось в сторону.

Затягиваешься на высоту 700 метров, отцепляешься от троса, садишься поудобнее в подвеску, смотришь по сторонам и замираешь от невероятной закатной красоты: от зелёных полей и холмов, верёвочек-рек, розового и фиолетового неба. "Там не страшно наверху?" – спрашивают меня все, кому я это рассказываю. Нет, там не страшно, там ужасно красиво!

Смотришь на крыло над тобой, а потом вниз, под ноги, и не можешь поверить в происходящее – висишь в воздухе на огромной высоте и не падаешь. Наоборот, параплан откликается на каждое твоё движение и летит туда, куда ты его направишь. Разговариваешь с ним в полёте, серьёзно и ласково – всё равно никто не слышит. Крутишь спирали, ищешь потоки, следишь за облаками и другими пилотами рядом с тобой, выбираешь место для посадки, заходишь против ветра, мягко приземляешься, складываешь крыло и подвеску в огромный 15-килограммовый рюкзак – и всё это время не перестаёшь улыбаться. А потом едешь в машине, забитой людьми и крыльями, обратно на базу, совершенно счастливый и обессиленный.

Когда "затянулся" наверх, главная задача – не "слить" высоту, а поймать восходящий поток.

Ближайшее к Екатеринбургу место, где можно научиться летать на парапланах, это Башкирия. Есть небольшие горки, с которых можно стартовать, и совсем под боком – в городе Михайловске и деревне Омельково. Но башкирское село Большеустьикинское – своеобразная Мекка для уральских парапланеристов. Здесь есть несколько гор, с которых можно улететь при разных направлениях ветра, большие поля, удобные для лебёдочных стартов, а главное – парапланерная база.

Большой деревенский дом, в котором летом живут учлёты и инструкторы, а на выходные приезжает целая толпа пилотов. В большом зале с утра до ночи не смолкают разговоры о крыльях, подвесках и снаряжении, страховках и безопасности, рекордах, предстоящих соревнованиях, погоде на завтра, которую на глаз определяют по силе ветра и форме облаков.

Два самых опасных момента – старт и приземление. Когда под тобой много высоты, шансы выправить крыло и справиться с нештатной ситуацией значительно выше.

К концу второй недели курсов все учлёты уверенно стартуют с горок и затягиваются на лебёдке, находят потоки и выкручивают в них под облака. А если повезёт с погодой, то улетают за несколько километров на свои первые маршруты. Тем, кому хочется полётов подальше и на подольше, теперь открыта дорога в Индию, Европу, на Алтай и Кавказ – в серьёзные горы. Правда и туда пустят только под присмотром опытного инструктора на время обучения маршрутным полётам.

А ещё теперь совершенно невозможно спокойно выходить на улицу. При взгляде на небо автоматически начинаешь вычислять, растут или распадаются облака, где могут быть восходящие потоки и термические пузыри, дойдёт ли до нас вон та гроза и прольётся ли тот дождь. А кожей ощущаешь направление и силу ветра. Когда оказываешься за городом, понимаешь, что дерево в поле – это не просто дерево, а триггер, и ещё, что с подветренной стороны склона ротор и залетать туда нельзя.

"На старте пилот Алёна, вес 55 килограмм. Пилот готов. Пошёл, пошёл, пошёл", "Всё чисто, молодец", "Разворачивайся, лети в сторону старта и… делай, что хочешь. Только без фанатизма, я за тобой слежу", "Отличная спираль, очень красиво" – две недели стоило бегать по полям, запинаясь о муравейники, таскать тяжеленный рюкзак и вставать в 7 утра, чтобы хоть раз в конце курса услышать эти лаконичные фразы в рацию и счастливо рассмеяться на высоте 700 метров в воздухе.

Во время отработки старта и приземления курсанты летают с небольших горок.
"Наземка" – тренировка в поле. За полчаса сражений с крылом и ветром устаёшь так, как будто весь день разгружал вагоны.
Обязательная экипировка пилота – шлем, перчатки, рация. Без них не подпускают к крылу даже на земле.
Поначалу все действия учлётов сопровождает голос инструктора в рации, а после выпуска из школы никто подсказывать не будет.
Подлёты с горки – это когда 3 минуты паришь над землёй, а потом 15 минут тащишься на гору с парапланом в руках.
Проверка строп – один из самых важных моментов подготовки к полёту.
Синяки во всю руку – неизбежная плата за желание научиться управлять крылом.
Перед тем как отправить пилота в небо, выпускающий ещё раз проверяет, всё ли в порядке. И только после этого: "Пошёл, пошёл, пошёл".
При хорошем ветре во время затяжки на лебёдке пилота буквально выдёргивает с земли, если ветерок слабый – приходится пробежаться с крылом над головой.
Мастер-класс по управлению парапланом от инструктора школы Павла Митюкляева. Парапаша, как его тут называют, летает уже 23 года. Он один из самых опытных пилотов Свердловской области.
Пока одни летят вниз, другие, обливаясь потом, лезут вверх. И так по 10 раз в день.
Умелые пилоты могут находиться в воздухе по несколько часов и улетать на десятки километров.
Справиться с крылом могут как хрупкие девушки, так и пожилые люди – физическая сила в этом спорте играет нерешающую роль.
Среди талантливых пилотов немало девушек – инструктор Ольга Брякотнина летает 12 лет, она мастер спорта по парапланеризму.
С горы проще и быстрее слететь, но если надвигается гроза и инструктор закрыл старт, то приходится идти вниз пешком.
Пока летишь, сложно не отвлекаться на завораживающие виды полей Башкирии.
Особенно красивы они на закате.
Маленькая точка по центру кадра – человек на параплане. На фоне облаков он кажется совсем крошечным.

Парапланерные курсы – удовольствие не из дешёвых, но и не самое дорогое. Две недели обучения обойдутся примерно так же, как отпуск где-нибудь во Вьетнаме. За само обучение придётся заплатить 40 тысяч рублей. В них входят занятия теорией и практикой, аренда оборудования, работы лебёдочной команды и проживание на базе. Отдельно можно оплатить питание – 450 рублей в сутки местному повару или готовить самостоятельно.

А вот для дальнейших полётов надо будет покупать свой параплан. Подержанное крыло в хорошем состоянии для выпускников школ стоит от 40–50 тысяч рублей, подвеска ещё около 10-15 тысяч, парашют – 20 тысяч, шлем, рация, перчатки, очки… В сумме выйдет около сотни тысяч рублей. Новые крылья можно купить от 150 тысяч и до бесконечности.

Фото: Алёна ХАЗИНУРОВА / E1.RU; Юлия НАЗИПОВА; Ян ГРАВШИН; Александр ЗУБАРЕВ; Ольга БРЯКОТНИНА

Видео: Юлия НАЗИПОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления