E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как -3

3 м/c,

ю-в.

743мм 96%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Дороги и транспорт Неизвестный Свердловск репортаж Первые машины привезли в разобранном виде. Вспоминаем, какими были троллейбусы в Свердловске

Первые машины привезли в разобранном виде. Вспоминаем, какими были троллейбусы в Свердловске

История зарождения «рогатого» транспорта в нашем городе

Вспоминаем историю троллейбусов Екатеринбурга и Свердловска

В 2023 году транспортный парк Екатеринбурга пополнят 50 новых троллейбусов с автономным ходом. Первые три машины по контракту доставят в Орджоникидзевское депо до конца февраля. Закупка новых троллейбусов — событие почти исключительное. Практически все электрические машины Екатеринбурга давно состарились и проехали больше миллиона километров.

В преддверии поставок новых троллейбусов мы решили вспомнить, какие модели «рогатых» ходили в нашем городе с 1943 года, когда был запущен первый троллейбусный маршрут.

Первая линия для нужд фронта

Троллейбусное движение в Свердловске открылось во время Великой Отечественной войны. Осенью 1942 года в поселке Нижнеисетске (современный Химмаш) заработал эвакуированный из Киева завод химического машиностроения. Он выдавал важнейшую оборонную продукцию. Значительная часть рабочих не смогла разместиться в перенаселенном поселке и жила в бараках в Свердловске. До завода ежедневно нужно было идти больше 10 километров. У людей просто не хватало сил преодолевать такое расстояние дважды в сутки.

Из-за скошенной носовой части кузов ЯТБ-4 немного напоминал корабль-броненосец

В итоге Государственный комитет обороны принял решение в кратчайшие сроки обустроить транспортное сообщение между городом и заводом. Затраты на трамваи и автобусы (автотранспорт почти полностью был мобилизован в войска) оказались слишком высокими, поэтому было решено построить троллейбусную линию сообщением Свердловск — Нижнеисетск.

В музее Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) ЯТБ-4 посвящен отдельный стенд. На фото — руководитель музея Александр Серебренников

Первая линия троллейбуса, протяженностью 12 километров, была открыта 17 октября 1943 года. При этом работы провели с опозданием: изначально их планировалось закончить к 7 ноября 1942 года. То есть на построение всей инфраструктуры была отведена всего лишь пара месяцев! При таких экстраординарно коротких сроках план был реализован всего на 30%. Но от него не отказались и довели строительство до конца.

Для обустройства линии привлекали местное население, живущее по улице Щербакова, по которой проходила большая часть маршрута. Каждой семье было предписано вырыть возле своего дома двухметровую яму для деревянного столба. Учитывая каменистую почву и морозы, это было непростой задачей.

Первые троллейбусы доставили в Свердловск из Москвы в разобранном виде

Первыми троллейбусами в Свердловске стали ЯТБ-4. Четыре поврежденные машины привезли на Урал из Москвы. Перед запуском на линию технику пришлось ремонтировать. А в саму столицу на обучение отправили делегацию свердловчан — им предстояло стать будущими водителями, электриками и механиками.

Троллейбус в Свердловске появился из-за необходимости возить рабочих на оборонный завод

Труд водителей ЯТБ-4 был очень тяжелым. Маршрут был длинным и со сложным рельефом. Троллейбусы того времени не могли преодолеть высокую горку, чтобы доехать до самого завода, поэтому от конечной остановки до предприятия люди шли пешком. ЯТБ-4 ходили в Свердловске в самые тяжелые годы, и именно они стали первенцами троллейбусной системы, которая работает по сей день.

Какие еще были модели?

С 1943 года и до наших дней по улицам города курсировали около десятка разных моделей троллейбусов (и больше 20 различных модификаций). Напомним о некоторых интересных машинах:

  • с 1948 до 1970 года в Свердловске ходили троллейбусы МТБ-82 Тушинского машиностроительного завода. Они были мощнее и вместительнее ЯТБ-4;

Модель МТБ-82. Машины, доставленные в Свердловск, были выкрашены в бело-синий цвет

  • троллейбусы ЗиУ-5 (производились в Энгельсе). Эти машины ходили в Свердловске с 1961 года. Были широко распространены на маршруте № 1 до начала 1980-х;

Модель ЗиУ-5 в музее Трамвайно-троллейбусного управления
ЗиУ-5 хорошо зарекомендовали себя в Свердловске. Но до второй половины 1960-х годов они не ходили на Уктус из-за плохих дорог

  • троллейбусы ЗиУ-9. Электрические машины этого типа пришли на смену ЗиУ-5. В Свердловске их стали эксплуатировать с 1973 года, и они (модификация ЗиУ-682) до сих пор составляют внушительную часть троллейбусных депо Екатеринбурга. Эта модель зарекомендовала себя как надежная, удобная в эксплуатации и неприхотливая;

ЗиУ-9 ходили в Свердловске с 1973 года

  • в 1993 году в Екатеринбурге появились первые сочлененные троллейбусы ЗиУ-10 (также ЗиУ-683). Всего их было двенадцать. Эти троллейбусы проработали до 2009 года. Они были вместительные, но имели свои недостатки: машинам не хватало мощности, чтобы подниматься в горку.

С 1993-го по 2009-й в Екатеринбурге ездили длинные сочлененные троллейбусы
А вот такие новенькие троллейбусы, только синего цвета, скоро обещают привезти в Екатеринбург

Благодарим за помощь в подготовке этого материала музей истории Трамвайно-троллейбусного управления ЕМУП «Гортранс».

Почитайте также об истории автобусного движения, которому скоро исполнится 100 лет. И о появлении екатеринбургских трамваев: самый первый вагон в Свердловске запустили 7 ноября 1929 года.

Все публикации об истории нашего города мы собираем в рубрике «Неизвестный Свердловск».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления